Особенности архитектуры русских храмов X-XV веков (+ Фото)

«Анучинские зори»
17 марта 2021 г. №10 (3137)

Арсеньевская епархия через мессенджер WhatsApp первого марта запустила онлайн-практикум «Храмы России с Level One». Участники группы ежедневно получают тексты и фото о древних церквях.

За две недели уже рассмотрены такие темы, как архитектура домонгольской Руси и архитектура времён монгольского нашествия. О чём же узнали участники практикума за первые две недели?

Согласно предоставленной информа­ции, начало архитектуры Киевской Руси положило Крещение Руси в 988 году. В настоящее время с домонгольского периода остались только монументальные каменные постройки. А памятники деревянной архитектуры сохранились, начиная с 16 века.

Домонгольская архитектура продолжает византийские традиции. В 9-11 веках в Византии часто строят крестово-купольные храмы. Такие же появляются и на Руси, построенные приглашенными византийскими мастерами. Яркие примеры крестово-купольных храмов: Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Церковь Рождества Богородицы в Великом Новгороде, Георгиевская церковь в Старой Ладоге.

Чернигов, до нашествия монголов, был крупным центром Древней Руси. В этом городе сохранилось несколько памятников архитектуры тех времён. Один из них — Борисоглебский собор. Примечательно, что этот собор имеет романские черты: на фасаде есть полуколонны с резными капителями, аркатурный пояс. При раскопках также нашли декор с ор­наментами, близкими романской архитектуре.

Новгород очень славится монументальными и простыми храмами и церк­вями домонгольской архитектуры. Софийский собор середины XI века, построенный Ярославом Мудрым, - это отличный пример раннего русско­го типа большого крестово-купольного храма. Известно, что до Софийского собора на этом месте стоял деревянный храм из дуба о 13 верхах. К сожалению, во время Великой Отечественной войны в цен­тральный купол собора попал снаряд и разрушил ценные фрески, сохрани­лись только небольшие фрагменты. В западном портале установлены большие романские ворота, которые называют Магдебургскими. На них изображены сцены из Писания, львы, пасти.

Новгород был большим торговым портом с самостоятельным купечеством, поэтому здесь могли себе позволить строительство храмов и даже гигантского монастырского собора.

Перынский скит — церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Перыни Великого Новгорода. Раньше на месте скита было языческое капище с идолом Перуна, откуда и название места. После Крещения Руси здесь поставили деревянную церковь, а уже в 30-е годы XlII века, перед самым монгольским нашествием — каменную. Храм очень хорошо сохранился.

Владимиро-Суздальская земля знаменита своей уникальной застройкой — белокаменными храмами. К Xll веку во Владимиро-Суздальском княжестве образовался мощный политический и экономический центр. Это привело к активному строительству из белого камня. Для Владимира белокаменные храмы — это поворот в сторону Европы и демонстрация мощи и богатства. По композиции владимирские церкви традиционные крестово-купольные, а по стилистике — романские.

Первым белокаменным храмом стал Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Затем был построен Успенский собор Андрея Боголюбского. После пожара в 1185 году младший брат Боголюбского, Всеволод Большое Гнездо, расширил собор, обстроив четверик с разных сторон. Позже была построена более компактная, чем Успенский собор, церковь Покрова на Нерли. Дмитриевский собор — пример поздней фазы белокаменной владимирской архитектуры. Его построили в самом конце XII века. Вот таким было развитие архитектуры до монгольского нашествия.

Позже, до конца XV века, Русь была в зависимости от Золотой Орды — было не до строительства. Храмы и крепости возводили только в Москве и на северо-западе Руси. Новгород почти не пострадал от монгольского нашествия, не прекратил строительство и развил свой характерный декор. Новгородская республика во время монгольского ига оставалась относительно благополучной территорией, была ближе к западу и его влияниям.

Церковь Николы на Липне - первая большая каменная постройка на Руси после нашествия Орды, похожая на Перынский скит и построенная в конце XIII века. До этого 50 лет никто не строил в камне. Церковь наполовину разрушили во время Великой Отечественной войны. К счастью, часть кладки сохранилась, и после войны церковь восстановили.

Чуть позже, в XIV веке проявилась новая новгородская типология. У церкви Николы Белого вместо привычного позакомарного покрытия имеется три прясла — вертикальных сегмента с ползучими арками. Церковь Феодора Стратилата на Ручью ещё сильнее подвержена новой типологии - она четырёхстолпная, одноглавая с апсидой, но вместо закомар — лопасти, которых уже много. Главным храмом в новой новгородской эстетике считается Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

В XV веке ещё много строили в Пскове. Псковская архитектурная школа отличается сдержанным декором. Основной используемый для строительства материал - белый камень с кирпичными элементами. Но так как белый камень в этих местах не очень качественный, церкви обмазаны и забелены. В таких традициях построены церковь Василия на Горке и церковь Богоявления с Запсковья.

Онлайн-практикум продолжается, а значит, все, кто остаётся в группе, скоро узнают из материалов, предо­ставленных образовательной платформой Level One: как возник нарышкинский стиль — один из самых самобытных стилей в русской архитектуре; как в XVI веке сформировался ансамбль Московского Кремля и чем он отличается от современного Кремля; как появился самый уникальный русский стиль — узорочье.

 Чтобы присоединиться к группе, напишите в WhatsApp по телефону: 8-984-141-3456 (Екатерина).

По материалам проекта «ХрамыРоссии» Арсеньевной епархии
и образовательной платформы Level One (levelvan.ru).

Просмотров: 28

Святой праведный Алексий Мечев
Во всем надо так поступать: вот что-нибудь нужно сделать – сейчас вспомни, как бы тут поступил Иисус Христос, пусть это будет для тебя руководством во всем. Так постепенно все нехорошее, греховное будет отступать от тебя.
Святой праведный Алексий Мечев
vkontakte
vkontakte
elitsy