24 января – День памяти жертв геноцида казаков

Газета «Сельский труженик»,
№ 2 (9788) 21 января 2021 г.

Дата утвердилась в Российском календаре знаменательных событий в 2008 году. Именно 24 января в 1919 году Оргбюро ЦК РКП(б) приняло циркуляр, вошедший в историю как «секретная директива о расказачивании». Данный документ можно считать инструкцией к проведению массовых репрессий в отношении маленького народа (от 2,5 до 4% населения дореволюционной России), столетиями стяжавшего славу своему Отечеству.

Вот строки из документа:

– Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно.

– Провести беспощадный массовый террор ко всем вообще казакам, принимавшим прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью.

– Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого обнаружится оружие после срока сдачи.

– Конфисковать хлеб и все излишки сельхозпродуктов.

– Разработать меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.

Потрясающий крайней степенью человеконенавистничества и жестокости документ подписал глава ВЦИК и член упомянутого оргбюро Свердлов. К организации геноцида казачьего населения и красного террора в целом приложили руку многие видные деятели коммунистической партии страны, в их числе Ленин, Сталин, Дзержинский, Троцкий. В разгар Гражданской войны последний взывал с трибуны совещания политотделов Южного фронта РККА: «Казачество никогда не станет союзником пролетариата…Уничтожить как таковое, расказачить казачество – вот наш лозунг!»

С кем ты, казак?

Казаки принимали участие во всех войнах прошлого. Никто не звал их на Куликово поле, сами явились на выручку войска Дмитрия Донского. А взятие Казани, а русско-турецкие войны, а война с французами? Недаром Наполеон сказал свою знаменитую фразу:«Дайте мне 5 тысяч казаков, и я завоюю весь мир». Вместе с тем, они сражались не только с внешним врагом, будучи поборниками идеи социальной справедливости, казаки подпитывали народные бунты (Булавина, Болотникова, Разина, Пугачева), возглавив их и став главной движущей силой.

Исход Гражданской войны также во многом зависел от позиции казачества. Многие свидетельства того периода указывают, что казачество заняло выжидательную позицию. Так или иначе, костяк Белого движения сформировался на Дону, а вскоре все территории казачьих войск(всего их было 11) стали очагами антибольшевистского сопротивления. Часть казаков (примерно 20%) пошла за красными. Путем пропаганды и обещаний были предприняты попытки увеличить это число в рядах РККА, а заодно спровоцировать междоусобицу внутри казачьих станиц. Но как предотвратить приток казаков в белогвардейские формирования? Лидеры большевиков считали, что… только путем террора.

Ангелы вострубили!

Видно, ты уснула, жалость человечья!

Почему молчишь ты? – не пойму никак.

Знаю, не была ты в эти дни в Трехречье,

Там была жестокость – твой извечный враг.

Ах, беды не чаял беззащитный хутор…

Люди, не молчите, – камни закричат!

Там из пулемета расстреляли утром

Милых, круглолицых, бойких казачат…

Эти пронзительные до слез строки принадлежат перу Марианны Колосовой– русской поэтессы, эмигрантки, дочери убитого красными палачами священника. Стихотворение называется «Казачат расстреляли». За какие прегрешения убивали детей и вообще мирных жителей? Об этом известно из шолоховского «Тихого Дона». Выполняя требования циркуляра Оргбюро РКП(б), местные власти начали аресты и расстрелы белоказаков и симпатизирующих им. Казаки ответили восстанием, в ходе которого погибло 15 тысяч человек, примерно поровну с каждой противоборствующей стороны. Опасаясь, что так и без армии можно остаться, Ленин потребовал вместо открытых столкновений чаще прибегать к акциям террора. Его письма вылились в инструкцию ЦКРКП(б) и ВЧК, узаконившую право районов создавать на своих территориях мелкие концентрационные лагеря, дабы всегда иметь под рукой заложников, расстреливать которых разрешалось без суда. К примеру, за каждого убитого красноармейца или служащего советов.

В таком же русле выдержан и текст приказа № 1522 от 17 марта 1919 года по Восьмой армии Южного фронта РККА за подписью И. Якира и Я. Вестника: «Все казаки, поднявшие оружие в тылу красных войск, должны быть поголовно уничтожены, уничтожены должны быть и все те, кто имеет какое-либо отношение к восстанию и к противосоветской агитации. Не останавливаясь перед процентным уничтожением населения станиц, сжечь хутора и станицы, поднявшие оружие против нас в тылу. Красные воины революции, еще несколько мощных ударов меча революции, и счастливая рабочая республика зацветет, осуществляя великие цели коммунизма!»

По разным оценкам в результате красного террора на казачьих территориях Дона, Кубани, Терека и так вплоть до самого Урала, было уничтожено от полутора до более трех миллионов человек. Все, как предрекалось Святым писанием: «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью. Второй Ангел вострубил, и третья часть моря сделалась кровью, Третий Ангел вострубил…»

Уссурийская Вандея

Когда в регионах, где установилась советская власть, кровь казачья лилась полноводными реками, на Дальнем Востоке Гражданская война была в самом разгаре. Расказачивание с сопровождаемыми процесс репрессиями для уссурийского казачества наступило значительно позже. Как и предписывал якобы не действующий за давностью лет циркуляр Свердлова, под угрозой смерти казаков принудили сдать оружие, включая передававшиеся по наследству шашки, казачьи земли, взлелеянные руками нескольких поколений, передали чужакам. Аресты неблагонадежных, выселение по коллективизации и паспортизации, однако, подлинная трагедия разыгралась в зловещем 1937 году.

Тема эта для меня глубоко личная. С детства меня окружали бабушки (родные, двоюродные, троюродные), все без исключения были вдовами родом из села Благодатного, что в Хорольском районе. Впрочем, называли они его Благодатной, в пробеле подразумевая слово «станица». Дедов своих я видела только на фотографиях, знала, в Гражданскую оба воевали, однако, семейная история открывалась для меня постепенно. Помню, как учительница наша задумала пригласить на урок мужества кого-нибудь из взрослых родных учеников, чтобы рассказали о своем герое-участнике Гражданской войны. Мы с двоюродной сестрой учились в одном классе и в два голоса перекричали остальных детей, дескать, наша бабушка придет.

Бабушка в ответ на нашу радость сообщила, что дед воевал вовсе не у красных, а в отряде атамана. «Как атамана, – изумились мы. – Мы песню в школе выучили: разгромили атаманов, разогнали воевод». Бабушка поправила платочек, приосанилась и с гордым видом произнесла: «Деда вашего Семена Васильевича Гражданская в кадетском училище застала, в Хабаровске, там он присягу принял, остался верный присяге!» Правда, утаила бабушка – прадед сам был поселковым атаманом, в войну возглавлял белоказачью дружину из стариков, малолеток и пробившихся из Спасска гимназистов. Об этом я уже прочла в архивных документах. Сторонники советской власти в семье тоже имелись: брат деда, и другой дед (отец мамы) вместе со своим братом и дядей партизанили в отряде Г.М. Шевченко.

Всех мужчин: бывших красных, белых, не принимавших участия в боевых действиях Гражданской войны по малолетству или какой-то иной причине, занимавших прежде выборные должности и рядовых расстреляли в один день – 3 июня 1938 года. 42 человека в возрасте от 25 до 65 лет из села Благодатного, еще четверо умерли в застенках ворошиловской тюрьмы. Жители узнали об этом варварстве только в перестройку. А в те далекие дни, когда проводились массовые аресты, люди верили, что их родных отпустят и просто ждали: месяцы, годы, десятилетия.

От узаконенного террора в нашей стране пострадали миллионы людей. Они принадлежали разным социальным слоям населения, разным народам, но самые необратимые последствия коснулись казачества. Казачество утратило право на самоидентификацию. Лучших представителей лишили жизни, а у целого народа отняли не только будущее, но и прошлое. Из истории исчезло слово «казак».

Так, «Советская энциклопедия» умалчивала сам факт героического участия дальневосточных казачьих войск в военных действиях против китайцев и японцев в 1901 и 1904–1905 годах. Учебник по истории советского Приморья преподносил раздел про заселение без упоминания о казаках, а ведь они пришли сюда первыми, малым числом взяли подз ащиту пространную территорию, обеспечили охрану прибывающих грузов, строящуюся железную дорогу. Надо было умудриться, чтобы в биографии видного ученого и сподвижника Арсеньева Н.А. Пальчевского обойти вниманием его основной род деятельности, он был военным и служил в Уссурийском казачьем полубатальоне.

Стоит ли помнить о трагических и позорных страницах истории?

Безусловно! Едва ли в этих страницах удастся почерпнуть вдохновение, ведь написаны болью и кровью, но непреходящему интересу к прошлому своей семьи, малой родины, страны они поспособствуют непременно. Именно в этой плоскости лежит ответ на вопрос, как избежать повторения трагедии прошлого в будущем. Известному публицисту Александру Проханову принадлежат замечательные строки: «Гражданская война давно закончилась. Надо снести красные и белые кости в одну общую могилу, и на этой могиле устроить великую панихиду, братание и целование». Казалось бы, вот он – готовый рецепт народного согласия и примирения. Не снесли, не побратались.

Недавно в Оренбургской области разгорелся скандал из-за установки памятника атаману Т.И. Сладкову. Героем Первой мировой войны с полным бантом орденов за личное мужество и успешное командование был, между прочим. Хотя больше он известен как командир отряда, в бою с которым погиб В.И. Чапаев. Внучка легендарного красного комдива назвала кощунством саму идею возводить памятники белогвардейцам.

Выходит, Гражданская война, давно закончившаяся на полях сражений, в головах продолжается. Мы продолжаем в братоубийственном раздоре искать правых и виноватых, вознося прах над прахом. При этом красныйтеррор, о котором сказано и пересказано, до сей поры не получил должного осуждения, как официально объявленная большевиками государственная политика. В этой связи вспоминаются слова Бунина: «Ленин разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек – и все-таки мир настолько сошел с ума, что спорит, благодетель он человечества или нет?» В красных террористах мы продолжаем усматривать героические черты и продолжаем спорить.

Еще и с национальной идеей что-то не складывается: искали ее, искали… Когда все идет невпопад, человеку только и остается, что полагаться на милостьБожью.24 января в православных храмах России служится молебен по всем убиенным казакам – жертвам красного террора. Спаси, Боже, души их и наши, праведных и грешных, умири всех, умири!

Е. Раменская.

Просмотров: 73
vkontakte
vkontakte
facebook
elitsy
instagram