Поговорим о духовном

Газета «Наше время»
23 августа 2023 года №34 (9701)

«Не хлебом единым» – под такой рубрикой мы в газете рассказываем о наших храмах, просветительской и благотворительной деятельности священников. Сегодня начинаем цикл публикаций на духовные темы, а давать объяснения на многие жизненно важные вопросы будет Благочинный Чугуевского округа, настоятель Свято-Никольского храма протоиерей отец Анатолий.

Многие ходят в церковь, знакомы с отцом Анатолием, прихожане обращаются к нему лично за советом. Он всегда выслушает, потом выскажет свою точку зрения, посоветует. Всегда с уважением и вниманием к людям, с улыбкой, по-доброму.

У каждого человека зрелого возраста за плечами своя судьба. И радости, и трудности, и потери, и испытания. Всегда интересно и поучительно знакомиться с биографиями выдающихся людей, которые, благодаря своим стараниям, своей силе воле и твердости духа смогли справиться с препятствиями, которые посылали им высшие силы на жизненном пути, остаться людьми и многого достичь.

Когда речь заходит о представителях священства, интересно вдвойне: как получилось, что человек решил отойти от обычной своей жизни и посвятить себя служению Богу и Церкви? Потому что это происходит не сразу и всегда имеет какие-то предпосылки.

Отец Анатолий стал настоятелем Свято-Никольского храма в селе Чугуевка в 2000 году, 23 года живет здесь. У них с женой четверо взрослых сыновей, один из них помогает проводить службы в храме. Супруга, матушка Ольга, как боевой товарищ, во всем поддерживает, именно на ее плечи легла работа в первые годы по подбору церковного хора и чтецов, она помогала проводить богослужения.

А как все начиналось?

В 1967-м году в Казахстане у молодых родителей, переселенцев из Украины родился сын Анатолий. Всего в семье было четверо детей – три сына и дочка.

Отец Анатолий рассказал, что родители его стали первоцелинниками не от хорошей жизни. Переехали в 1954-м году из Ворошиловоградской области на целину в северный Казахстан (Мендыкаринский район, Кустанайская область), где и стали первопроходцами – организовывали совхоз «Красная Пресня», работали в нем и строили дома для себя.

Ехали жить буквально на пустырь. Первыми перебрались бабушки и дедушки – родители родителей. Оба дедушки были участниками Великой Отечественной войны, а родителям в детстве пришлось столкнуться с фашизмом, так как через их деревню проходила линия фронта.

Папин папа, который был инициатором переезда, имел медаль «За отвагу» (за личный подвиг), был очень скромным, о войне рассказывать не любил. После войны работал трактористом. Он первым перебрался.

От чего уезжали? От тягостной жизни в их колхозе. На новых землях собирались строить совхоз, а это уже совсем другое дело. (В отличие от колхозников трудящиеся в совхозах получали зарплату деньгами, имели права и привилегии рабочего класса, в том числе и пенсии. В колхозах же до середины 1960-х трудящиеся были лишены пенсий, работали за трудодни, получали зарплату продукцией, в хозяйстве имели право завести только одну корову, не больше десяти мелких животных, а также небольшой огород).

Родители отца Анатолия поженились рано, им было по 18. Любили друг друга, всю жизнь прожили вместе. Когда в преклонном возрасте отец скончался, матери было очень трудно смириться с этой потерей. Единственное, что утешало ее – это вера в Бога и знание, что душа бессмертна, умирает лишь физическое тело.

Приехали на целину. Первое время жили в землянках. Организовывали совхоз и строили дома. И произошло рукотворное чудо – на пустом месте возник поселок «Красная Пресня».

Прошли годы, жизнь на Украине стала лучше, и родители родителей вернулись туда, а молодые с детьми остались.

Отец Анатолий рассказывает, что судьба раскидала их по свету – старший брат с семьей живет на Украине, сестра и младший брат переехали на Урал вместе с родителями, когда те были в пожилом возрасте, а он оказался в Приморье.

Он вспоминает с любовью северный Казахстан, где родился и рос до 17 лет, говорит, что местное население было доброжелательным, не было такого понятия, как «национальная рознь». С радостью вспоминает свое детство, времена Брежнева, которые называли «эпохой застоя», а на самом деле была стабильность, и страна развивалась.

После школы была учеба в Новосибирском электротехническим институте, который не довелось закончить – призвали в армию. Был связистом, служил два года в Тимофеевке, в Приморье. Хотел после армии восстановиться в институте, да не получилось – предложили остаться на сверхсрочную службу, так как в этом была острая необходимость. Остался.

В холостяках ходил недолго, в 20 лет женился на местной девушке, молодой семье дали квартиру.

Отец Анатолий рассказывает: «Мне очень нравилась Тимофеевка, очень нравилось море. Я всю жизнь мечтал пожить на море. Там моя мечта осуществилась… Когда поженились, жили рядом с морем. Утром просыпаешься от того, что «ревет» маяк. Постоянный туман, луч света от маяка, который был установлен на другом берегу. Романтика. Вспоминаю об этом с большой радостью. Это было золотое время. Нравится море своей суровостью, реалистичностью».

Отец Анатолий рассказывает, что в семье никогда не учили верить в Бога, но и не отрицали его. Он видел, что у бабушки есть иконы, она молилась. Родители крестили его братьев и сестру в раннем детстве, а его – нет, так как церковь от них была далеко, не получилось.

В 26 лет он пришел к осознанному решению принять крещение. Ближайший храм тогда был только во Владивостоке, Свято-Никольский. Отец Анатолий вспоминает, что первое посещение храма во Владивостоке вызвало у него восторг – нравилось богослужение, убранство храма, чувствовалось, что это храм Божий. Появилось желание бывать там.

Позже в Ольге открылся храм, и они с женой стали ездить туда. Священнослужитель обратил внимание на серьезного молодого человека и предложил ему учиться в Духовном училище во Владивостоке и затем стать священником. Он учился два года в Духовном училище. Сначала очно, потом заочно, когда прошел таинство рукоположения и стал диаконом. Рассказывает, что поначалу был пономарем в церкви во Владивостоке: помогал при богослужениях.

Были сильные сомнения перед тем, как принять сан священника. Но он молился, чтобы справиться с новым этапом своей жизни, принял сан и стал настоятелем Свято-Никольского храма в Чугуевке. Тогда ему было 33 года. А до того момента – 15 лет службы в армии.

В Чугуевке началась новая жизнь, поначалу было очень трудно – нужно было решать различного рода хозяйственные проблемы, самому вести службы, организовывать хор, подбирать чтецов. Жена во всем поддерживала мужа. Они справились со всеми трудностями и продолжают вести свою работу, служа во благо ближним.

В разные периоды отец Анатолий служил в ИК № 31, Каменке, Кокшаровке, Бреевке, БулыгаФадеево.

Он делится: «Мне хотелось быть строгим священником, я считал, что строгость – это наше спасение… Если взять Синайскую икону с изображением Иисуса Христа, то на ней лицо Христа несимметричное – одна половина лица добрая, другая – строгая.

У священника тоже должен быть баланс строгости с добротой. Поначалу я переборщил со строгостью, так как хотел, чтобы все было идеально: многого требовал от людей, службы были большие, продолжительные, людям было тяжело.

А потом понял, что жить в строгости не получается, это неправильно. Становишься взрослее, добрее и понимаешь, что нельзя требовать от людей больше, чем они могут.

Можно очень строго посты соблюдать, службы, но от этого можно уйти в гордость. Начинаешь понимать, что люди нуждаются прежде всего в любви. Чего нам не хватает в этом мире? Любви.

Поэтому мы должны быть не просто проповедниками любви, но и жить по любви. «Полюби ближнего как самого себя», – вот что самое важное.

Любовь может проявляться и в строгости тоже…

Церковь – это и больница (духовная), где люди исцеляются, и училище, где люди учатся жить, и Царство Божие».

Не секрет, что наш, земной, мир являет собой вечное противостояние добра и зла. И каждый сам выбирает свой путь, сам решает, к чему стремиться – к доброму и светлому, либо…

Грустно и страшно периодически сталкиваться в своей жизни с такими явлениями, как алкоголизм, жестокость по отношению к людям и животным, хамство, подлость… Перечислять человеческие пороки, которые есть в нашей жизни, можно долго.

Почему люди грязнут в пороках, превращая в ад свою жизнь и жизни своих близких? Наверное, потому, что о многом не задумываются, остаются темными в духовных вопросах, просто не понимают, для чего пришли в этот мир, не понимают, что человек – это не только физическое тело, а, в первую очередь, – это бессмертная душа, которая проживает земной путь в физическом теле, преодолевая трудности и препятствия, чтобы расти духовно.

«Имеющий уши да слышит!», – так говорится в Библии иносказательно о тех, кто готов воспринимать сердцем Божьи заповеди, чтобы стремиться к свету и не скатиться в пропасть.

Анастасия Оберман

Просмотров: 102

Преподобный Серафим Саровский
Вeра безъ дeлъ мертва есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
Преподобный Серафим Саровский
vkontakte
vkontakte
elitsy