«Праздник Воздвижения Креста Господня совершился более чем через 300 лет после славнаго жития Христова на земле. Этот день стал завершением славного дела искупления рода человеческого. Мы знаем, что хотя Апостолы и проповедовали Евангелие по всей вселенной, но в целом мир был еще далек от Христа, лежал во тьме и сени смертной, в языческом неведении, и лишь какие-то малые группы, отдельные семьи принимали христианство.
Но с пришествием к власти богомудрого императора Константина и его матери Елены всё изменилось. Господь наделил этих добрых людей верой и благочестием, силой и крепостью, создав их руками первую православную империю со столицей во втором Риме — Константинополе, который стал опорой для всех христиан. Впоследствии наша православная Русь, стольный град Москва принял на себя преемственность и теперь называется Третьим Римом. Как говорят наши древние отцы, подвижники веры и благочестия: «Москва – это Третий Рим, а четвертому не бывать.» Проще говоря, от спасения России зависит спасение всего мира, и мы, христиане, несем на себе бремя значительной, можно даже сказать, апостольской ответственности. Мы должны жить как положено православным христианам – нести свет миру. Как сказано в Евангелии: «Да просветится свет ваш пред человеки, да видят ваша добрая дела и прославят Отца, иже на небесах».
… В 335 году был воздвигнут храм Воскресения Христова с большим приделом Креста Господня. Святая царица Елена специально приехала в Иерусалим, чтобы найти Крест Животворящий и поклониться ему.
Из предания Церкви мы знаем, что при обретении Креста было множество исцелений. Например, мимо Креста несли покойника, и когда его приложили к двум крестам, то ничего не произошло, а когда его приложили к третьему, на котором был распят Сам Господь наш Иисус Христос, то человек воскрес.
Также мы знаем, что те вещи, которые касались людей святых и праведных, стремящихся к очищению своей души и тела, источают благодать. К примеру, вериги святого апостола Петра, через которые Господь подавал исцеления. Также и вещи грешников тоже несут в себе некую скверну, некий порок. Когда у преподобного Амвросия Оптинского один купец спросил: «Я купил шубу одного еврея, носить мне её или нет?» Он ответил, что не надо носить, потому что через эту шубу может перейти его жадность.
 Так и Животворящий Крест, на котором был распят Господь, получил от Бога животворящую силу. В песнопениях Церковь обращается к Нему: «Радуйся, Животворящий Кресте Господень!» Конечно, мы обращаемся не к дереву, на котором был распят Христос, а мы обращаемся к благодати Божией, которая исполняет это дерево Духом Святым и Божественными энергиями. Поклоняясь Кресту Господню, мы получаем благодать. Поэтому этот Животворящий Крест был воздвигнут патриархом Макарием со священнослужителями при участии царицы Елены и императора Константина над всеми, и все ему поклонились. С тех пор во всех храмах в этот день воздвигается Крест Господень. И мы накануне праздника совершили чин Воздвижения по архиерейскому чину: был воздвигнут Крест Господень, его полили ароматами, розами и раздали воду с Креста верующим.
Это древняя традиция: когда были язвы, моры, холеры в Константинополе, то Крест выносили, поливали его водой, её давали больным, и они выздоравливали. В память об этом мы празднуем Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня.
Также мы празднуем Крестовоздвиженскую неделю Великим постом, ставим Крест посреди храма. Святитель Филарет Московский по этому поводу сказал: «Самая лучшая проповедь, которую я когда-либо слышал – это та, когда священник вышел, показал на Крест и сказал: «Вот что Господь сделал для нас. Он пострадал на Кресте, пролил Свою Кровь за наши грехи. А что мы сделали для Господа?» И мы должны жить ради Бога, ради страны, ради своей семьи – ради соборности. На Кресте Господь совершил дело искупления, и мы должны взять свой крест и следовать за Христом. Крестоношение – это главная христианская обязанность и добродетель. А основа жизни христианской – это соборность. Идеальная христианская община – монашеская, там человек стремится к совершенству. Господь говорит: «Если хочешь совершен быть, то всё оставь и вслед Мене гряди». Монашество – это оставление всего: имений, богатств, общественных и семейных удовольствий. Это когда человек взял на себя Крест Христов и несёт его вслед Господа. Есть также мирская, семейная община, например казачество. Сейчас к нам в епархию приехали оренбургские казаки с чтимыми иконами. Вольное казачество – это люди, которые живут по воле Бога. Казачьи общины всегда жили семейно, рожали много детей, у них не только молитва была соборная, но и труд был соборный, и радости были соборные. Иными словами, это была идеальная мирская община. Нам тоже надо создавать такие духовные, соборные общины. А то, как у нас получается: у нас двоедушие, троедушие, раздвоение, а то и расстроение личности, ведь дома мы одни, в школе или на работе другие, а в храме третьи. Это очень плохо, Богу нужно сердце чистое, искреннее, прямое. Когда мы живем по заповедям Божиим, тогда мы и в храме, такие же как в семье и на работе.»