Слово Преосвященнейшего Гурия на Воздвижение Креста Господня
«Праздник Воздвижения Креста Господня совершился более чем через 300 лет после славнаго жития Христова на земле. Этот день стал завершением славного дела искупления рода человеческого. Мы знаем, что хотя Апостолы и проповедовали Евангелие по всей вселенной, но в целом мир был еще далек от Христа, лежал во тьме и сени смертной, в языческом неведении, и лишь какие-то малые группы, отдельные семьи принимали христианство.
Но с пришествием к власти богомудрого императора Константина и его матери Елены всё изменилось. Господь наделил этих добрых людей верой и благочестием, силой и крепостью, создав их руками первую православную империю со столицей во втором Риме – Константинополе, который стал опорой для всех христиан. Впоследствии наша православная Русь, стольный град Москва принял на себя преемственность и теперь называется Третьим Римом. Как говорят наши древние отцы, подвижники веры и благочестия: «Москва – это Третий Рим, а четвертому не бывать.» Проще говоря, от спасения России зависит спасение всего мира, и мы, христиане, несем на себе бремя значительной, можно даже сказать, апостольской ответственности. Мы должны жить как положено православным христианам – нести свет миру. Как сказано в Евангелии: «Да просветится свет ваш пред человеки, да видят ваша добрая дела и прославят Отца, иже на небесах».
… В 335 году был воздвигнут храм Воскресения Христова с большим приделом Креста Господня. Святая царица Елена специально приехала в Иерусалим, чтобы найти Крест Животворящий и поклониться ему.
Из предания Церкви мы знаем, что при обретении Креста было множество исцелений. Например, мимо Креста несли покойника, и когда его приложили к двум крестам, то ничего не произошло, а когда его приложили к третьему, на котором был распят Сам Господь наш Иисус Христос, то человек воскрес.
Также мы знаем, что те вещи, которые касались людей святых и праведных, стремящихся к очищению своей души и тела, источают благодать. К примеру, вериги святого апостола Петра, через которые Господь подавал исцеления. Также и вещи грешников тоже несут в себе некую скверну, некий порок. Когда у преподобного Амвросия Оптинского один купец спросил: «Я купил шубу одного еврея, носить мне её или нет?» Он ответил, что не надо носить, потому что через эту шубу может перейти его жадность.
Так и Животворящий Крест, на котором был распят Господь, получил от Бога животворящую силу. В песнопениях Церковь обращается к Нему: «Радуйся, Животворящий Кресте Господень!» Конечно, мы обращаемся не к дереву, на котором был распят Христос, а мы обращаемся к благодати Божией, которая исполняет это дерево Духом Святым и Божественными энергиями. Поклоняясь Кресту Господню, мы получаем благодать. Поэтому этот Животворящий Крест был воздвигнут патриархом Макарием со священнослужителями при участии царицы Елены и императора Константина над всеми, и все ему поклонились. С тех пор во всех храмах в этот день воздвигается Крест Господень. И мы накануне праздника совершили чин Воздвижения по архиерейскому чину: был воздвигнут Крест Господень, его полили ароматами, розами и раздали воду с Креста верующим.
Это древняя традиция: когда были язвы, моры, холеры в Константинополе, то Крест выносили, поливали его водой, её давали больным, и они выздоравливали. В память об этом мы празднуем Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня.
Также мы празднуем Крестовоздвиженскую неделю Великим постом, ставим Крест посреди храма. Святитель Филарет Московский по этому поводу сказал: «Самая лучшая проповедь, которую я когда-либо слышал – это та, когда священник вышел, показал на Крест и сказал: «Вот что Господь сделал для нас. Он пострадал на Кресте, пролил Свою Кровь за наши грехи. А что мы сделали для Господа?» И мы должны жить ради Бога, ради страны, ради своей семьи – ради соборности. На Кресте Господь совершил дело искупления, и мы должны взять свой крест и следовать за Христом. Крестоношение – это главная христианская обязанность и добродетель. А основа жизни христианской – это соборность. Идеальная христианская община – монашеская, там человек стремится к совершенству. Господь говорит: «Если хочешь совершен быть, то всё оставь и вслед Мене гряди». Монашество – это оставление всего: имений, богатств, общественных и семейных удовольствий. Это когда человек взял на себя Крест Христов и несёт его вслед Господа. Есть также мирская, семейная община, например казачество. Сейчас к нам в епархию приехали оренбургские казаки с чтимыми иконами. Вольное казачество – это люди, которые живут по воле Бога. Казачьи общины всегда жили семейно, рожали много детей, у них не только молитва была соборная, но и труд был соборный, и радости были соборные. Иными словами, это была идеальная мирская община. Нам тоже надо создавать такие духовные, соборные общины. А то, как у нас получается: у нас двоедушие, троедушие, раздвоение, а то и расстроение личности, ведь дома мы одни, в школе или на работе другие, а в храме третьи. Это очень плохо, Богу нужно сердце чистое, искреннее, прямое. Когда мы живем по заповедям Божиим, тогда мы и в храме, такие же как в семье и на работе.»
Просмотров: 616