Россию не покинул…
Считанные часы не дожил до своего 78-летия 15 марта с.г. величайший русский писатель и основоположник деревенской прозы Валентин Григорьевич Распутин. Ещё при жизни – классик русской прозы и пламенный патриот с твёрдой гражданской позицией, никогда не изменявший своим жизненным принципам. Потеря невосполнимая…
По мнению современных писателей его творчество, вместе с рассказами и драматургией двух других великих сибиряков: Василия Шукшина и Александра Вампилова, – это последняя глава Русской классической литературы.
Всю свою жизнь Распутин сражался за сохранение чистоты могучего русского языка, памяти предков, русских обычаев и традиций, сбережение родной земли, а в общем – за спасение России…
15 марта на богослужении в Калининграде патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил отдельную заупокойную молитву о душе великого русского писателя, талант которого он почитал и с которым на протяжении многих лет был связан самыми добрыми и тёплыми отношениями. Его Святейшество будет лично отпевать Валентина Григорьевича Распутина 18 марта в Храме Христа Спасителя.
Валентин Григорьевич Распутин родился в ангарском селе Усть-Куда в Иркутской области 15 марта 1937 года. Пережил голод и нужду в военные и послевоенные годы, арест отца и долгие годы его тюрьмы после войны. В 1959 год окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. Журналистикой он занялся, будучи ещё студентом, и был принят в штат журнала до дипломной защиты…
Уже в 1961 году в журнале «Ангара» опубликован его первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки…». В 1965 был издан следующий сборник рассказов — «Человек с того света». В 1966 вышло сразу три сборника очерков, посвящённых освоению Сибири, жизни геологов и строителей: «Край возле самого неба», «Костровые новых городов» и «Продается медвежья шкура». В 30 лет он был принят в Союз Писателей СССР.
Первая книга рассказов (его любимый жанр, как и у В.Шукшина) – “Человек с этого света” была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть “Деньги для Марии”. Но в полную силу талант писателя раскрылся в повести “Последний срок” (1970), заявившей о зрелости и самобытности автора. С этого же года он постоянный и самый читаемый автор ведущего русского литературного журнала «Наш современник», а с 1975 года – член его редколлегии. Именно в этом журнале были напечатаны его лучшие повести «Деньги для Марии» (1967) и «Последний срок» (1970), а в 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвященный Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга А. Вампилова.
За повесть «Живи и помни» (1974), писатель получил Государственную премию СССР. Эта повесть признана одним из лучших произведений русской послевоенной прозы. В 1976 была опубликована повесть «Прощание с Матёрой», закрепившая за Распутиным репутацию одного из ведущих русских писателей. В ней Распутин показал, как русский человек относится к разрушению, «именем прогресса», своего национального мира, подчёркивая, что человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя вековые традиции своего народа. Речь идёт о затоплении одной из многих русских деревень. Людей насильно переселяют в большое, новое село, построенное равнодушными и бездарными, чуждыми Русскому Народу «специалистами», не имеющими и малой любви к людям, которым здесь предстоит жить. Сопротивляется лишь простая, старая русская женщина, защищая свой дом и всю деревню от погрома. Для неё Матёра и её дом – и есть Родина, где жили её предки. Болит её русское сердце – «как в огне оно, христовенькое, горит и горит…». После выхода в свет этой повести Распутин был назван классиком.
Космополитическое наступление т.н. мирового прогресса, превращающего человека в бездушный винтик потребительского мира разрушает духовную цивилизацию, подрубает основы православного мировоззрения. Предавая свою малую Родину, человек теряет истоки самого главного в жизни, деградирует как личность, теряет смысл жизни.
Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина “Пожар” (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный.
Всего он написал десятки рассказов и очерков, несколько повестей. Шесть его произведений были экранизированы, причём эти картины вошли в золотой фонд отечественного кино. Одним из главных своих учителей он считал Достоевского.
Как патриот и человек с обострённой совестью, Валентин Григорьевич в первой половине 1980-х годов начал заниматься общественной деятельностью, став одним из главных инициаторов спасения озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Бескомпромиссно выступил против поворота сибирских рек в Среднюю Азию.
В 1986 году был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. До последнего дня своей жизни был секретарём правления Союза писателей России.
В 1987-м вместе с писателями В. И. Беловым и Ю. В. Бондаревым опубликовал в газете «Правда» письмо об опасности распространения рок-музыки. На съезде Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) в 1988 году он осудил кампанию в прессе, направленную против Патриотического объединения «Память».
В ноябре 1988-го подписал «Обращение» группы деятелей культуры национально-патриотической ориентации с призывом к созданию Товарищества русских художников (ТРХ) и в марте 1989 принял участие в учредительном собрании ТРХ.
В 1989 году стал народным депутатом СССР по квоте Союза писателей СССР. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, членом Мандатной комиссии Съезда народных депутатов СССР.
В феврале 1992 года на учредительной конференции Русского Национального Собора (РНС) был избран сопредседателем РНС (вместе с А. Стерлиговым и В. Федоровым). На первом Соборе (съезде) РНС переизбран сопредседателем. В октябре 1992-го вошел в оргкомитет Фронта Национального Спасения (ФНС), преобразованный на учредительном Конгрессе в Политсовет ФНС. На учредительном съезде Народно-патриотического союза России (НПСР) 7 августа 1996 года был избран членом Координационного Совета и членом Президиума КС НПСР.
Не позволяя себе остаться равнодушным к происходящему в стране, какое-то время Распутин не обращается к художественному творчеству и работает как очеркист и публицист. В конце 1980-х и начале 1990-х появляются его очерки о Сибири («Байкал», «Вниз по Лене-реке»), далее «Поле Куликово», размышления о «Слове о полку Игореве», о Сергии Радонежском («Ближний свет издалека»), о религиозном расколе в России («Смысл давнего прошлого»), известное «Слово о патриотизме», статьи о творчестве В. Шукшина и А. Вампилова и др. В середине 1990-х в журналах «Москва» и «Наш современник» опубликованы новые рассказы писателя («В ту же землю», «Женский разговор», «По-соседски», «В больнице» и др.). Любимые герои Распутина — пожилые, совестливые люди, которые пытаются осмыслить новую жесткую реальность, представляющуюся им страшной и трагической. Сквозь элементы церковной мистики, просвечивающей в этих произведениях, ощущается стремление писателя к Православию (святое Крещение принял ещё в 1980 году).
Об этом времени Распутин писал: «Россия изменила себе. То, что произошло в 80-х, 90-х годах – гораздо большая беда, чем Мамаево побоище. Богатырскую страну разграбили в считанные годы. Хлебные поля забросили и деревню-кормилицу уничтожили. Промышленность – заглохла. Народные богатства в спешном порядке поделили между собой те, кто вознёсся затем на высоту олигархов. Нравственность и совесть отменили… Отменили в сущности и Россию, хотя именем её и продолжали пользоваться. Но много ли радости в родном имени, если наполнение его чужое? Чужие нравы и песни, чужое образование и чужие кумиры, русский язык переполнен мусором и грубостями, великая русская культура умирает. Перечислять все эти перемены, право же, сердца не хватит».
В 1996 году был одним из инициаторов открытия Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы в г. Иркутске.
В Иркутске Распутин содействовал изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», много лет входит в совет литературного журнала «<Сибирь».
В послеперестроечной системе для совестливого писателя многое стало совсем неприемлемо. Рыночной «этики» он не принял, жил углублённо и мудро, искал уединенной молитвы и одинокой сосредоточенности. В 2001 году Распутин подписал известное обращение “Остановить реформы смерти”. В 2004 вышла его последняя книга «Дочь Ивана, мать Ивана». Книга очерков «Сибирь, Сибирь» выдержала уже несколько изданий.
Особенное внимание он уделял сохранению христианских ценностей и традиций. С 2010 года был членом Патриаршего совета по культуре, содействовал созданию православных газет, принимал участие в восстановлении Храма Христа Спасителя, строил церкви. Старался жить как истинный христианин.
Писатель отмечен множеством наград. Валентину Григорьевичу Распутину было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1987), он трижды лауреат Государственной премии (1977, 1987, 2012), в 2013 году получил государственную премию РФ за вклад в развитие отечественной и мировой культуры. Лауреат шестнадцати литературных премий, в том числе премий имени Святителя Иннокентия Иркутского, Св. блгв. князя Александра Невского, «России верные сыны» и премии Международного фонда единства православных народов. В 2008 году он получил премию “Большая книга” в номинации “За вклад в литературу”.
Награждён высшими наградами страны: орденами «Знак Почёта» (1971), «Трудового Красного Знамени» (1981), двумя орденами Ленина (1984, 1987), двумя орденами «За заслуги перед Отечеством» (2002, 2007), орденом Александра Невского (2011).
Осенью прошлого года на родине писателя, к нынешнему дню рождения классика современной отечественной литературы на его малой родине в Иркутской области была запущена акция «Валентин Распутин. Читаем вместе». Ее кульминацией стало создание видеокниги. Местным драмтеатром подготовлена презентация видеокниги «Прощание с Матёрой», которую начитали 345 жителей Приангарья и других регионов России (Москва, Алтай, Якутия и т.д.), а также известные деятели искусства и культуры. Фактически это ролик, в котором чтецы, сменяя друг друга, читают произведение. Среди тех, кто изъявил горячее желание начитывать отрывки повести: Юрий Мефодьевич Соломин, тоже сибиряк, актёр и режиссёр, народный артист России, и, между прочим, почётный житель города Арсеньева, наш киношный «В.К. Арсеньев», а также кинорежиссёр Сергей Мирошниченко и литературовед Валентин Курбатов.
Как и намечалось заранее, 15 марта видеокнига великого земляка выложена иркутянами в Сети и доступна для всех. Он не покинул нас.
Кроме того, на этой неделе в иркутской областной библиотеке имени Мочанова-Сибирского должны были торжественно презентовать последнюю книгу Валентина Распутина «По Ангаре…», в основу которой легли впечатления от совместной поездки Валентина Григорьевича и писателей по сибирской реке…
Здоровье писателя было серьёзно подорвано огромным личным горем – в 2006-м году в страшной иркутской авиакатастрофе, среди других 113 пассажиров погибла его дочь, Мария, талантливый музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории. В 2012-м году из жизни после продолжительной болезни ушла его жена, Светлана Ивановна, дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского. Личные трагедии обострили отношение Распутина к жизни. Прощание с великим писателем пройдёт в Москве. Он будет отпет 18 марта в Храме Христа Спасителя самим Святейшим Патриархом Кириллом. Похороны пройдут на его малой родине, на Смоленском кладбище города Иркутска, возле жены и дочери. Такова была его воля.
Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко объявил в регионе траур по великому писателю с 16 марта. Он сказал: «Это большая утрата, как для всей страны, так и для мира. Его любимые слова: «Надо иметь совесть, которая не даёт возможности отступить».
Лариса Колодей,
действительный член Русского Географического
Общества, историк Арсеньевской епархии
Просмотров: 549