Держитесь Церкви Православной,
Как было в древние века,
Где к цели истинной и главной
Ведёт Всевышнего рука.
«Призыв к покаянью», игумен Виссарион
13 марта, не дожив пяти дней до своего дня рождения, отошёл ко Господу один из старейших и почитаемых насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Виссарион (Остапенко). 19 марта он переступил бы порог своего 90-летия.
В миру Василий Евстафиевич Великий-Опанасенко прожил 33 года жизни. Жизни, наполненной испытаниями и страданьем. Родился на Украине в 1924 году. Юношей был угнан в немецкий плен, попал в концлагерь, занимавшийся добычей железной руды. Провёл в концлагере почти два с половиной года (1942-1945 гг.), серьёзно подорвав здоровье. Не имея сил на дальнейшую каторжную работу, решился на побег, но вскоре пришло освобождение из фашистского рабства…
Вместо лечения отрок Василий обрёк себя на суровую аскезу и воздержание от земных благ, перебравшись на жительство в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где в 1957 году принял монашеский постриг, отбросив, для обыденного употребления первую часть своей фамилии, показавшуюся ему слишком горделивой. Смирение же, он знал, – одна из непременных добродетелей монашествующего.
В 1970 году Господь привёл его на Святой Афон, где он три года нёс послушание, лишившись гражданства СССР. Всё бы ничего, но заела неодолимая тоска по Родине. Решился добиваться разрешения на возвращение в Советский Союз. Однако на Родине выехавших считали отщепенцами и невозвращенцами. И посольство, и консульство помочь не смогли, или не хотели, а возможно, и не имели такого права. Чудом Божиим ему удалось вернуться на Родину, но возврат в Лавру стал практически невозможен. Вроде бы все правильно: уехал с Афона самовольно, нарушил обеты и бросил послушание. Но Церковь милосердна и умеет прощать, Государство же не прощало «отступников» и запрещало принимать их туда, откуда они уехали. Ничья судьба его не волновала, а отец-наместник монастыря был бессилен помочь, так как за церковью вёлся неприкрытый надзор.
Средств к существованию у монаха Виссариона не было, дать ему работу никто бы не посмел, да и не дал. И цель была одна: вернуться в Лавру. Что пережил в эти времена опальный монах, – знал только Господь, он сам, да редкие люди, бывшие свидетелями его мытарств. Кроме голода (жил подаяниями и милостью добрых людей), пережил и провокации с избиениями и острижением наголо (верно знали, что для монаха особенно непереносимо и грешно) и запретом приближаться к Лавре. Снося унижения и терпя горести, не пропускал монах ни одной службы в некогда родной Лавре. Молился смиренно и терпеливо. И пришло время, когда его приняли в стены милой сердцу обители.
Минуло немало лет, обиды и горести забылись, да и не держал монах Виссарион их при себе. Сумел с годами стать одним из самых почитаемых священников духовного центра страны. Достиг сана игумена. Шли к нему со всего белого света страждущие со своими нуждами, вольно и невольно вызывая к жизни стихи… Духовные стихи. Это была новая страница его жизни.
В последнее десятилетие игумен Виссарион был уже довольно известным духовным поэтом. Впрочем, он сначала и не считал себя поэтом, стихи сами шли к нему, вызванные к жизни постоянной потребностью убедительно наставлять, воспитывать и утешать духовных чад его. Он не задумывал издавать книг, а те, что появились, – так их по строчке и собрали те самые чада. Сначала, в 2008 году вышел его сборник духовных стихов «Призыв к покаянью». Он состоит из рассыпанных повсюду экспромтов, вызванных силой любви и сочувствия к ближнему, иногда упавшему духом, безпомощному маловеру. Этот сборник стал популярен и по решению       Издательского Совета Московской Патриархии, перенесённый на диск, в виде аудиокниги широко разошёлся по стране.
50570Рождались всё новые и новые стихи. Всем сердцем любя свой дом, Лавру, он в стихах воспел печальника за Русь православную преподобного Сергия Радонежского и саму Лавру: Троицкий собор и надкладезную часовню, Черниговский скит и отца наместника, отдельных насельников обители и простых тружеников монастырской кухни… Получился цикл стихов «Лавра преподобного Сергия». Не забыл он и Святую гору Афон, описывая её чудеса и благодать.
Как истинный патриот России, игумен Виссарион написал целый цикл стихов о Родине, о терзающих её страстях и бедах. Из этого цикла «Стихи о России», стали широко известны отдельные стихотворения, разошедшиеся по различным изданиям: «Телевизор», «Компьютер», «О покаявшемся пьянице», «О вреде курения».
К ним добавились особенно проникновенные циклы: «Призыв к покаянию» и «Духовным чадам». Вот так родилась главная книга его творчества – «Лавра святая, родная…», изданная в 2009 году. Каждое из стихотворений сразу же читалось тому, кто нуждался именно в этом слове утешения и вразумления. Нередко, такое необычное соучастие в судьбе грешника, рождало на свет поэтические строки обобщённого характера, характерного для народных песен и баллад. Именно они кратчайшим путём способны дойти до страждущего сердца, поддержать упованием на Бога, согреть любовью и укрепить в человеке надежду.
Первое стихотворение сборника называется «Для простого народа пишу», где, уже определившись наперёд, игумен Виссарион пишет:
Православным хочу быть поэтом,
Чтоб посредством духовных стихов
То угрозой порой, то советом
Отвращать христиан от грехов.
Книга издана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Параллельно, по решению того же Издательского Совета МП выпущен и компакт-диск. На диске звучат песнопения объединенного хора Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии. Стихи отца Виссариона читает священник Андрей Алексеев, клирик храма св. вмц. Параскевы Пятницы в Качалове.
Стихи из этого сборника оказались весьма востребованными. Песни на стихи поэта-игумена исполняли и другие коллективы – монастырские и приходские хоры, ансамбли духовной музыки, в том числе профессиональный болгарский ансамбль «Тимпан».
Будучи уже в преклонных летах, игумен всегда находил в себе силы общаться с духовными чадами. Их у него было много, знали отца Виссариона и за рубежом. В своей монастырской, обыденной жизни, отличался он неизменной духовной твёрдостью и неспешностью, неприхотливостью в быту, терпением, безкорыстием и нестяжательством. Живя скромно в небольшой келье, всё даримое и приносимое раздавал бедствующим и неимущим, а про себя говорил «многогрешный игумен…».
Успел смиренный игумен, собрав последние силы поучаствовать во всероссийских торжествах, большая часть которых прошла в Лавре – праздновании 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Ему, основателю Свято-Троицкой Лавры, игумен Виссарион посвятил своё стихотворение «Печальник Российской державы»:
О великий угодник Христов
И печальник Российской державы!
Помолись, чтоб народ был готов
От хмельной исцелиться отравы,
Чтоб воспрянул он всею душой
От греховной погибельной спячки,
И молитвою слёзной большой
Все очистил неверья болячки.
В последнее же время, уже совсем немощный, но не могущий без молитвы прожить и дня, в сопровождении братьев-монахов отец Виссарион направлял свои стопы в Успенский собор Лавры. Накопит силёнок, и – на молитву. В нём его и отпевали 14 марта с.г.
В прошлом году, во время посещения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Кирилл наградил её насельника Виссариона (Великого-Остапенко) «во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 90-летием со дня рождения» орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
Прощаться отец игумен начал заранее, памятуя, что духовному человеку, полагается быть всегда готову предстать пред Всевышним. Монаху же – особенно… Ещё 20 лет назад он написал стихотворение «Погостил, час домой возвращаться». Сегодня оно стало истинно прощальным…
Расставаться пора с белым светом,
Уходить в мир далёкий, иной
И явиться пред Богом с ответом –
Отчитаться за жребий земной.
Прихожу со слезами в объятья
К вам нуждою своею большой:
Помолитесь о грешнике, братья,
Чтобы мне не смутиться душой.
Предстоит неизбежна дорога
В мир загробный, далёкий, иной.
Помолитесь, прошу, ради Бога,
Чтоб Он милость свершил надо мной.
Сегодня новопреставленного игумена Виссариона вспоминают в разных уголках России. И в нашей епархии есть люди, имевшие милость Божию общаться с праведником. Один из них, послушник Арсеньевской епархии, усердный строитель мужского скита Св. Иоанна Предтечи, в одном из её районов, Димитрий Драничников, посвятил вослед ушедшему в лучший мир священнику свои прощальные строки стихов. Ведь и с духовными поэтами принято прощаться стихами:
ДОРОГОМУ БАТЮШКЕ…
Уходят старцы – кто их нам заменит?
Такая боль с тревогою в душе.
А может недостойны сами люди,
Чтоб жили старцы на земле уже?
И тихо плачут по весне березы,
И почки распускаются в лесу…
Великий Пост. Весна.
Ушел игумен.
Ушел домой к Небесному Отцу.
Ударят в колокол на Лаврской колокольне,
И разольётся по Посаду звон.
Мы любим тебя, батюшка, и помним!
Молись о нас, отец Виссарион!
Лариса Колодей,
действительный член РГО,
историк Арсеньевской епархии

Просмотров: 1084