Креститель земли Русской

Бизнес-Арс №17 (1101) 23 – 29 апреля 2015 г.
Примерно в двухстах километрах к востоку от Москвы, в старинном городе Владимире, на берегу реки Клязьмы стоит памятник: величавый всадник, сжимая в правой руке древко стяга с образом Спаса, неспешно движется вдаль. Справа от конника шествует старец, несущий Евангелие и благословляющий грядущие времена. Монумент, выполненный рукой заслуженного художника России Сергея Исакова, посвящён святому равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко (тысячелетие со дня, кончины которого мы отмечаем в этом году) и святителю Феодору – крестителям русской земли.
Кажется, эта история знако­ма всем нам ещё со школьной скамьи: Владимир, сын Великого князя Святослава Игоревича и ключницы Малуши, родился око­ло 960 года (точная дата неизвест­на). Среди сыновей Святослава он, если верить Повести времен­ных лет, был третьим после Ярополка и Олега. Однако этот факт не помешал Святославу Игореви­чу незадолго до смерти отдать во владение младшему сыну лучшие земли княжества – новгородские.

Святослав погиб, а братья, про­жив в мире около трёх лет, вверг­ли Русь в междоусобицу. В итоге Олег был убит, а Владимир бежал в Норвегию, набрал варяжское войско и, вернувшись, захватил престол в Киеве.
Нам, живущим сегодня, очень сложно понять нравы наших предков. И в самом деле – раз­ве не дикость, если брат идёт с мечом на брата, с которым с детства делил поровну радости и горести и которому еще вчера клялся в вечной верности?
Владимир, став новым киев­ским князем, решил провести реформу язычества, надеясь та­ким образом собрать под едино­державной властью славянские племена. Он поставил на капище идолов Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Возг­лавлял же этот своеобразный Олимп Перун, бог грома и огня.
Стоит отметить, что реформа язычества Владимиру не удалась, и именно этот период правления князя выделяется неоправдан­ной жестокостью к первым на Руси христианам. Известно, что после победоносного похода Владимира на ятвягов в 983 году были убиты Феодор и Иоанн, два варяга-христианина, отец и сын. Сына хотели принести в жертву языческим богам. Разумеется, отец не позволил этого, и в результате их обоих убили.
Вот что написано в Повести временных лет о языческой жиз­ни киевского князя Владимира до самого крещения: «Был же Влади­мир побеждён похотью, и были у него жёны (…), а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Почему же ныне мы ласково называем князя Владимира – Красное Солнышко?
Пожалуй, лучше иных на этот вопрос ответил святитель
Николай Сербский (Велимирович):
«…Владимир Красно Солныш­ко – так зовет русский народ своего духовного родоначальни­ка. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точ­но выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солныш­ком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих столетий. А столетия эти изо­биловали святыми, праведника­ми, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира – свя­тые страстотерпцы – князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобож­дались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, кня­зю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Не­бесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир – человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он – основоположник святительства и святости в русском народе, первооткры­ватель величия этих понятий, создавший на их основании го­сударственную программу, не­обычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру свя­того Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый на­род, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная язы­ческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась «красным солнышком» среди народов. И можем мы восклик­нуть: «Народ русский – красно солнышко!»
Вряд ли мы имеем право за­бывать, что Владимир крестил

Русь, но вначале крестился сам.

Князь Владимир обладал госу­дарственным умом. Он прекрасно понимал, что Киевская Русь не могла встать в один ряд с пере­довыми европейскими и восточ­ными странами, не заимствовав у них ремесел, строительной техники, науки, культуры и много­го другого. Всё это можно было взять в Византии, с которой уже сложились достаточно тесные экономические отношения: она была близко расположена.
Выбор же государственной религии обуславливался мно­гими факторами, не последним из которых стала возможность проводить службы на понятном языке – как известно, Литургия с тех пор проводится на церковно­славянском языке.
После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы.
Крещение сопровождалось уч­реждением церковной иерархии. Русь стала киевской митрополией Константинопольского патри­архата. Епархия была создана в Новгороде, а по некоторым дан­ным – в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгоро­дом), Переяславле и Чернигове.
Времена Владимира ознамено­ваны началом распространения грамотности на Руси, что связано с Крещением.
Учителями выступали не только византийцы, но и болгары. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писате­лей митрополит Иларион.
Вот что в 1987 году писал о правлении князя Владимира академик Б. Раушенбах:
«Во-первых, Русь объединилась в единое раннефеодальное государ­ство. Оно было объединено но­вой, передовой по тому времени культурой, писаными законами, религией…
Во-вторых, в результате ре­форм Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром. …Введение христианства, ставшего идеологической осно­вой единой феодальной государ­ственности Древней Руси, сыгра­ло в период раннего средневековья прогрессивную роль.
…Сегодня мы имеем все ос­нования гордиться сделанным нашими великими предками и с благодарностью вспомнить их самоотверженный труд».
Во все века русский народ по­читает правителей, не щадящих себя ради Христа и родной земли. Именно таким был, есть и останет­ся навеки креститель земли рус­ской святой равноапостольный князь Владимир.
Страницу подготовил Владимир Коростылев.

Просмотров: 104

Преподобный Серафим Саровский
Вeра безъ дeлъ мертва есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
Преподобный Серафим Саровский
vkontakte
vkontakte