Царский поход к преподобному Сергию
В рамках празднования 700-летия Преподобного Сергия Радонежского объявлен Всероссийский конкурс детского творчества, первый этап которого завершится 10 мая 2014 года. Работы, вышедшие в финал первого этапа, будут направлены на конкурс в Москву, а победители получат памятные призы отдела образования Арсеньевской епархии. Занявшие первые места получат возможность отдохнуть в летнем детском лагере.
Цель конкурса – обращение подрастающего поколения к духовным истокам нашего народа, изучение православных традиций. Конкурс проводится в области литературы и изобразительного искусства. С Положением конкурса можно ознакомиться на сайте отдела образования arsoroik.ru или edu.arsenevmis.ru/?page_id=4190
Надеемся, что публикуемая статья поможет участникам конкурса окунуться в атмосферу почитания Преподобного Сергия – молитвенника за объединение земель Русских.
ЦАРСКИЙ ПОХОД К ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ
С момента своего основания Троице-Сергиева Лавра играет огромную роль в жизни нашего государства. Издавна, в поисках защиты и духовного наставления в обитель на поклонение мощам Преподобного Сергия собирался не только простой люд, но и русские государи. К сожалению, о такого рода походах исторических документов практически не сохранилось, но есть довольно интересное описание «Троицкого похода» ‑ так называлось паломничество в обитель царя Алексея Михайловича, начатое 19 сентября и оконченного 30 сентября 1675 года. Описание составлено секретарем австрийского посольства в России Адольфом Лизеком. Оно ценно тем, что автор сам присутствовал при описываемых событиях, а подробность этого описания, где до мельчайших подробностей рассказывается почти о всех событиях похода, не оставляет возможности сомневаться в его подлинности.
Прежде чем начать поход, за несколько дней царь отправлял в монастырь подьячего с грамотой к архимандриту и братии монастыря, в которой сообщал о своем скором прибытии в обитель. Помимо этого, по приказу царя начинали поспешный ремонт дороги, где государь собирался совершить паломничество: засыпали ямы, ремонтировали мосты, ставили указатели. Отправляясь в подобные паломнические походы, государь отдавал распоряжения относительно управления государством и распоряжения в отношении семьи, если по каким-либо причинам члены семьи не могли поехать вместе с ним.
По обыкновению в день отъезда государь приходил в Успенский собор, и там его встречал Патриарх, а хор пел многолетие. Царь прикладывался к иконам и мощам Московских святителей, после чего Патриарх благословлял царя и свиту и кропил их святой водой. Получив благословение, государь выходил из собора, садился на коня или в карету и прощался с народом. По словам Адольфа Лизека, в тот день собралась почти вся Москва, чтобы проводить государя в поход. Людьми была заполнена не только площадь, но и крыши близлежащих домов и церквей. Лизек упоминает, что «на одной крыше сидел на ковре персидский посол со всею свитою». Так начиналось паломничество к мощам Преподобного Сергия.
Особое внимание в описании автор уделяет церемониалу и торжественности, с которыми все это проводилось. С самого утра воевода с полутора тысячами лучших московских стрельцов готовил путь для государя. Впереди шествия везли большую пушку, которую сопровождали два заряжающих. У одного была секира, а другой нес копье, увенчанное двуглавым орлом с фитилем в когтях. По бокам двигалась фаланга стрельцов в красной суконной одежде, за ними шли знаменосцы, трубачи и барабанщики.
Это шествие остановилось в поле, где в ожидании царя было построено 14-тысячное войско – отряд, который посылали вперед всей колонны, чтобы подготовить место для остановки государя. С этим отрядом передвигалось более 30 обозов с продовольствием, оружием, деньгами для пожертвований, а также повозки с царскими вещами: платьями, бельем, посудой и прочими предметами царского быта.
С особым величием и торжественностью ехала украшенная золотом и серебром царская карета, возглавляемая кавалькадой из 62 всадников и запряженная шестью рослыми жеребцами. По бокам от кареты шли личные охранники царя с пищалями и слуги.
Карета царицы была больше и величественнее кареты царя, ее везли 12 лошадей. За ней ехала карета царевича, запряженная четырьмя маленькими лошадьми, и ее сопровождали четыре карлика. После карет царской семьи следовали бояре, окольничьи, думные дворяне, стольники и слуги.
Карета царицы была больше и величественнее кареты царя, ее везли 12 лошадей. За ней ехала карета царевича, запряженная четырьмя маленькими лошадьми, и ее сопровождали четыре карлика. После карет царской семьи следовали бояре, окольничьи, думные дворяне, стольники и слуги.
По пути царь делал остановки для смены белья и отдыха. Первая такая остановка на пути из Москвы в Лавру в походе 1675 года была сделана близ Троицкой заставы у креста, который назывался Филипповым, в память обретения на этом месте мощей митрополита Филиппа в 1652 году. Недалеко от этого места было раскинуто множество палаток и шатров. Шатер для государя был обтянут тонкой тканью алого цвета с вышитыми на ней узорами, а изнутри он был обит дорогими серебряными и «золотными» тканями. Сменив платье и отдохнув, царь отправлялся в дорогу. Следующая остановка была в селе Алексеевском, или Тайнинском, потом Большие Мытищи, Пущино, Братовщина. Последним местом остановки было село Воздвиженское, в которое царь прибыл 24 сентября.
Когда царь делал остановки в тех или иных населенных пунктах, то люди, жившие там, с хлебом и солью, а иногда и с более богатыми подношениями, встречали государя. Царь одаривал людей деньгами и приказывал хорошо накормить их. Также государь щедро раздавал милостыню беднякам и нищим. Следует сказать, что раздавать щедрую милостыню во время паломничеств по святым местам было традицией русских государей. Так, в окрестностях Дивеево до сих пор вспоминают рассказы бабушек и прабабушек о раздаче милостыни царской четой в 1903 году, тогда многие крестьянские семьи смогли значительно поправить свое материальное положение за счет царских червонцев.
Но вернемся к походу Алексея Михайловича. Во время пути царь посылал своих приближенных к царице и Патриарху, если они ему не сопутствовали, с намерением выяснить состояние их здоровья. Это было проявлением не только заботы, но и вежливости, а в отношении к подданным – большой наградой.
В селе Воздвиженском государя ждали архимандрит, келарь и казначей с иконами и просфорами. Они челом и звали государя на богослужение в собор. Приняв приглашение, царь отпускал их и повелевал ожидать своего прибытия.
За четыре версты до Троице-Сергиевой Лавры, близ Клементьевской слободы, раскидывались шатры, где царь менял свое платье и оставшийся путь по традиции преодолевал пешком.
За четыре версты до Троице-Сергиевой Лавры, близ Клементьевской слободы, раскидывались шатры, где царь менял свое платье и оставшийся путь по традиции преодолевал пешком.
Прошлым летом группе арсеньевских учителей, проходивших обучение на курсах в Троице-Сергиевой Лавре, довелось жить в большом гостеприимном доме на Клеменьтевской слободе.
В воротах Лавры государя встречал архимандрит с братией, поднося государю монастырский посох – знак того, что он передавал царю всю власть как патриарху. После этого царь направлялся в Троицкий собор, где слушал ектению и, приложившись к мощам Преподобного Сергия, отправлялся в свои покои.
Во время пребывания в монастыре царь посещал службы, ходил в монастырскую больницу и раздавал щедрую милостыню. В день праздника, после службы государь совершал пышную трапезу и раздавал братии деньги. Монахи подносили государю изделия из дерева, выполненные своими руками – впоследствии эти изделия использовались царем в быту. По окончании праздника государь уезжал в Москву. На подъезде к Москве государя встречало духовенство и сопровождало в Успенский собор, где Патриарх благословлял царя и кропил его и бояр святой водой. После чего царя сопровождали во дворец. Подобная пышность и торжественность этих походов в Троице-Сергиеву Лавру удивляла и завораживала иностранцев. Главным в походах было то, что государь совершал их не ради забавы или демонстрации своего величия. Это была его дорога к Богу.
Так проходили Троицкие походы русских царей. И традиция испрашивать благословения у Господа и просить молитв святых угодников на благое дело – традиция укоренившаяся в сознании нашего народа, как ничто другое определяет главную черту русского человека, самосознания, которое не мыслится без Бога.
Материал подготовлен А.В.Астаховым
(Отдел религиозного образования и катехизации)
Просмотров: 612