И даже если вы оставите Господа – Он вас не оставит…

Предрождественская беседа  с епископом Арсеньевским и Дальнегорским Гурием
– Ваше Преосвященство, уже ме­нее чем через месяц мы начнем от­мечать Рождество Христово. В чем, по-вашему, философский и неугаси­мый смысл этого события?
– Бог сошел с небес и стал Челове­ком для того, чтобы человека сделать Богом и возвести на небеса. При рожде­нии Бог явился миру и стал видим всем. Смысл Боговоплощения в том, что до грехопадения человеку в лице Адама Бог сказал «и смертью умрешь», и, чтоб спасти его, Сам принял облик Челове­ка. Через него, Богочеловека, и откры­лась всем дверь в Царствие небесное. Именно поэтому праздник Рождества Христова – это духовное начало искупления рода человеческого – греха, проклятия и смерти.
Ведь смысл пра­вославного христианского учения – не в том, как стать счастливым. Счастье земное – категория преходящая, эфе­мерная. Не забывайте, что счастье – от слова «часть». Счастье – часть той веч­ной радости, которую уготовал Бог, лю­бящим Его.
– Владыка, скажите, как православ­ная Церковь относится к празднова­нию Нового года 1 января? Или пра­вильнее все же отмечать этот празд­ник после Рождества Христова, на так называемый «Старый Новый год»?
– Церковный Новый год всегда насту­пает со дня сотворения мира, так, до 16-го века, эта дата была 14 апреля, за­тем – 14 сентября (дата первой пропо­веди Христа), позже этот праздник стал отмечаться от даты Рождества Христо­ва (14 января). Конечно, с точки зрения Православия и просто здравого смысла, Рождественский праздник должен отме­чаться ДО, а не ПОСЛЕ 7 января, Рож­дества Христова, когда началась новая эра, и родился на земле Богомладенец Христос. Но «календарный вопрос» в том, что после революции безбожни­ки, находящиеся у власти, «переме­стили время» почти на две недели впе­ред, так и получается то, что есть. Пра­вославные христиане отмечают Новый год 14 января, однако Церковь с пони­манием принимает и дату 1 января – по требованию людей. Согласно Требнику, мы проводим освящения и молебны по просьбе, и 1 января в сотнях православ­ных храмов будут возноситься молитвы Господу во благо всех жителей страны.
– А как правильно встретить Но­вый год?
– Хорошо это сделать в храме, либо в кругу семьи. Соберите самых близких и родных поздравить друг друга. Будьте в этот день мудрым и осмотрительным, не идите на конфликты. В связи с двух­недельным «календарным сдвигом» не забывайте, что 1 января по новому и привычному стилю – это Рождествен­ский пост. Потребление вина допусти­мо, но помните о чувстве меры. Не под­давайтесь греху чревоугодия и не осуж­дайте людей, слабых духом. Особен­ность новогодних ночей в том, что без­удержное веселье зачастую выходит за рамки не то что христианского, а даже общечеловеческого приличия, поэтому прошу проявлять благоразумие. Слу­шайте музыку, веселитесь, запускайте фейерверки, но помните о соседях и ве­дите себя пристойно. Наш народ всегда отличается рассудительностью и в ра­дости, и в скорби – об этом не надо за­бывать.
– Ваше Преосвященство, с ваше­го позволения я задам вам вопросы, волнующие и верующих, и неверую­щих. Поговорим о молитве. Скажи­те, может ли молитва, даже самая ис­кренняя, быть не услышана и не ис­полнена Господом?
– Религия – это связь с Богом, и, если мы обращаемся к Господу, Он слышит все. И даже когда мы не молимся – Он видит все. Слышит, видит, понимает. Молитва любая услышана будет всегда. И даже если вы оставите Господа – Он вас не оставит… Помощь, да, при­ходит не всегда, и на то есть свои при­чины. Например, подросток может по­просить у Бога оружие, а юная девушка, не имеющая водительского удостовере­ния – автомобиль. Это преждевремен­но или не полезно. Может быть и так, что просьба недостойна, либо для нее еще не пришло время. Но, по большому счету, есть в философском православ­ном смысле вопросы, на которые не мо­жет быть полного развернутого ответа. И если мы будем искать смысл жизни в рамках нашего земного срока, то не всегда его отыщем. Почему нечестивые благоденствуют, праведники страдают, а дети иногда умирают? Казалось бы, проще обвинить Бога и отвернуться от Него. Но это – неразумие! Бог – это Лю­бовь, и зла не сотворит, ведь ради ис­коренения этого зла и пришел Он на эту землю и пролил Свою кровь. И именно у Креста надо искать ответы на все во­просы, но помните, что многие вопросы разрешаются только в вечности.
– А можно ли обращаться к Господу своими словами, без чтения канони­ческого текста молитвы?
– Можно. Богу нужно наше сердце, а не наше красноречие, и Он слышит все, а не только канонические тексты. Одна­ко… Если вы – юноша, и вас призвали в армию Отчизну защищать, то вы же учите текст общевоинского устава и жи­вете по его укладу. Так и в Православии.
Пока вы новоначальный христианин, нахо­дящийся на пути к Богопознанию и вере, общайтесь с Господом как вам угодно, это не возбраняется. Но когда вы ста­нете воцерковленным христианином, по­жалуйста, помните: эти все молитвы в свое время писались Святыми, их тексты выверены самой жизнью и наибо­лее удобны для связи с Господом.
– Владыка Гурий, скажите, как нам относиться к тому, что маги, колдуны и экстрасенсы, а также народные це­лители используют в своих обрядах православную церковную атрибути­ку – молитвы, иконы и свечи?
Они лукавят, прельщая людей на­шими святынями. По большому счету, от Церкви отлучается любой колдун, и даже тот человек, кто пользуется его ус­лугами. Нельзя ставить рядом белое и черное и говорить, что это – одного цве­та. Колдовство и суеверия – это призна­ки язычества, какими бы православны­ми символами они ни прикрывались. И волки имеют обыкновение рядиться в овечьи шкуры. Магия, экстрасенсори­ка – бесовщина чистой воды, а у бесов одна цель – погубить. Не ходите к баб­кам – последствия таких визитов для души будут ужасны. Вам всегда помо­жет Бог и Церковь.
– Но если, Владыка, Всевышний по­сылает испытание в виде болезни, значит ли это, что надо положиться на Его волю и надеяться на выздо­ровление, либо обратиться за помо­щью к официальной медицине?
– Талант, в том числе и врачебный – от Бога. Конечно, надо обращаться к врачам, но при этом помнить, что любая болезнь – это наказание за грехи наши или наших родителей. Но ведь и наказа­ние – это Божья милость, Его отеческий нам наказ. Являя нам эту милость, тем самым Господь решает нас по жизни земной «притормозить», дабы мы смог­ли остановиться хоть на время и поду­мать, правильно ли, по-христиански ли мы живем. Так что на одну официаль­ную медицину уповать все же не сле­дует. Уповайте, прежде всего, на Бога и кайтесь в своих грехах – виновниках ва­ших болезней.
Пользуясь предоставленной возмож­ностью, поздравляю всех читателей ва­шей газеты с наступающими всерадост­ными Рождественскими празднествами и Новым годом!
Призываю на всех вас Божию милость и благословение!
Беседовал Геннадий Обухов
Фото предоставлены
Арсеньевской епархией
Газета “Сельский труженик”
№ 49 (9555) 15 декабря 2016 г.

Просмотров: 100

Преподобный Серафим Саровский
Вeра безъ дeлъ мертва есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
Преподобный Серафим Саровский
vkontakte
vkontakte