Живое слово Псалтири (+ Фото + Видео)
От помощи Вышняго к долготе дней
Псалтирь (книга псалмов) является одной из священных книг, сопровождающих всю жизнь православного человека, от колыбели до могилы. Она используется как в частной жизни, так и за общественным богослужением. Многие прихожане кафедрального Благовещенского собора принимают участие в чтении
так называемой круговой Псалтири: 20 человек собираются в круг и каждый день читают по одной части Псалтири – кафизме. При этом они молятся не только друг за друга, но и за живых и мертвых родственников участников круга.
Когда человек начинает читать Псалтирь, он часто сталкивается с проблемой непонимания прочитанного. И действительно, человеку, незнакомому с церковнославянским языком и Ветхим Заветом, разобраться в содержании книги царя Давида практически невозможно. Для желающих понять Псалтирь в кафедральном Благовещенском соборе организованы беседы о святом пророке Давиде и его псалмах. Ведет беседы кандидат филологических наук, преподаватель школы славянского языка и Псалтири “Златарница” Валентина Борисовна Дорогая из г. Санкт-Петербурга.
Первая беседа состоялась 11 июня в подклете кафедрального Благовещенского собора. Валентина Борисовна рассказывает: «Псалтирь не похожа ни на одну другую книгу. Девятнадцатая по счету книга Священного Писания, она поставлена как бы в середину Писания, и это показывает связь между Ветхим и Новым Заветом, неразрывность этой связи. Новый Завет скрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрывается в Новом.
Главное качество любого текста Священного Писания в целом и Псалтири в частности – это Богодухновенность. Что это значит? Обычный текст исходит из человеческого разума, причина его появления – какие-то человеческие желания, стремления, цели. Богодухновенные книги проникнуты Святым Духом, они всегда в себе содержат высший смысл, который поднимается над житейскими попечениями. Богодухновенность – качество, появляющееся тогда, когда Дух Святой охватывает личность, и эта личность начинает творить.
Богодухновенность не подавляет творческие особенности личности, а наоборот, ярче проявляет их. Особенность богодухновенности Псалтири в том, что псалмы Давидовы, исполненные глубокой и искренней верой и вдохновленные Духом, сопровождали всю его многострадальную жизнь.С самого детства он привык обращаться к Богу на всякий час. Даже во время падений Давид вопиет к Богу, веря, что Он – не оставит.
Используя Псалтирь в частной молитве, в молитве по усопшим, мы обнаруживаем интересные параллели. Во многих псалмах мы вдруг находим обстоятельства жизни человека, за которого мы молимся. Мы как бы чувствуем, что это написано о конкретном человеке. Почему? Потому что в основу этой книги была положена жизнь Давида. Его страдания, его притеснения, его скитания и даже его грехопадения. Поэтому мы можем найти и свою жизнь в этих псалмах.
Другое качество любого священного текста – это его таинственность, мистичность. Всегда есть что-то, что недоступно нам. Глубина, в которую мы не можем проникнуть. Есть какие-то вещи, которые мы не можем объяснить. Это и есть таинственность текста. Она всегда сопричастна двум понятиям: чуду и красоте.
В чем еще проявляется таинственность Псалтири? В том, что эта книга зрела в Премудрости Божией, в невидимом пространстве, но излилась видимым образом в псалмах. И теперь мы – люди, живущие во времени и пространстве – можем её воспринять. Это тоже великое чудо: воплощение Псалтири в доступную нам форму было многоступенчатым. Первая ступень – это жизнь Давида, который жил в 10 веке до Р.Х. Каждое свое дело, каждое свое состояние, каждый свой порыв он соединял с Богом и выражал в псалмах.
В 5 веке до Рождества Христова священник Ездра собирает все существующие списки псалмов и составляет Псалтирь, придает ей 5-частное строение, в подражание Пятикнижию Моисея. Псалтирь мыслится как основание для возрождения благочестия и вообще религиозного чувства иудейского народа после вавилонского плена. Это – второй этап.
Псалмы начали использоваться в богослужении, еще при жизни Давида, когда он основал собственную столицу – Иерусалим и перенес туда ковчег Завета. С этого времени Псалтирь предназначается не только для частной, но и для соборной молитвы. Уже тогда зарождается эта двойственность использования Псалтири – как книги для общественной и частной молитвы.
В третьем веке до Р.Х. в составе Септуагинты появляется греческий перевод Псалтири. Иудеи смогли в языческий греческий язык мифов и философов вложить высокий смысл Давидовых псалмов. Это еще одна ступень Псалтири, но уже совсем в другом языковом пространстве.
После этого блж. Иероним в составе Вульгаты переводит Псалтирь на латинский язык. Затем, в 9 веке, свв. Кирилл и Мефодий перевели Псалтирь на язык славян. Пророчества Псалтири уже были исполнены, поэтому этот перевод пронизан сбывшимися новозаветными образами. Мессианские псалмы для нас – это псалмы не ожидаемого, а пришедшего Мессии. Этот живой и современный нам текст. Мы используем славянский язык для того, чтобы общаться с Богом, для того, чтобы объединиться в Божественном между собой.
Это уже следующий этап воплощения Псалтири: когда люди, говорящие на разных языках, хранят это сокровище. Перевод Псалтири на русский язык передает только фактическую часть, а мистика текста исчезает. Нужно знать славянскую Псалтирь, нужно воспринимать эти тексты без всякого тумана. Все церковнославянские выражения должны быть ясны, в этом цель наших занятий».
Изучение Псалтири началось с 90-го псалма, который начинается словами «Живый в помощи Вышняго». Этот псалом считается охранным: часто его дают матери своим сыновьям на войну, его читают при нападении нечистых сил. Он был написан Давидом в преклонных годах в научение потомкам. Давид, вспоминая смертельные опасности, скорби и лишения своей жизни, делится своей мудростью с молодым, еще неопытным человеком учит его мужественному упованию на помощь Вышнего.
Первое слово псалма: Живый. Эта форма не совсем нам понятна. Это древняя форма действительного причастия настоящего времени живущий. Живущий в помощи Вышняго. Вышний – это Господь. Господь – это Тот, Кто выше всех слов, выше всех дел, выше всех наших разумений. Это необъятность, всё покрывающая. Помощь Вышняго – это помощь Того, Который над всеми.
Подобным образом участники беседы разобрали каждый стих, каждое слово псалма. Полную запись лекции Вы можете посмотреть по ссылке: Перейти
Заключительный стих псалма звучит следующим образом: «Долготою дней исполню его и явлю ему спасение мое». Долгота дней – это очень важное для Давида понятие. Св. Марк Эфесский писал об этом так: «Вечная жизнь. Вечное движение души к Богу, где всегда всё новое и новое. Вечное озарение человека Божественным светом. Это и есть долгота дней».
Все желающие присоединиться к удивительному путешествию по книге царя Давида приглашаются на следующую беседу, которая пройдет в воскресенье 18 июня в 18:00 в кафедральном Благовещенском соборе г. Арсеньева.
Конспект лекции В.Б. Дорогой: Екатерина Придворова
.
.
.
Просмотров: 1267