Третья лекция В.Б. Дорогой — Об основных темах и образах Псалтири (+ Видео)

Псалмопение и молитва при смиренном помысле возвышают ум над недозволенными страстями и душу делают более мужественною к вожделению небесных благ.
Прп. Ефрем Сирин
В кафедральном Благовещенском соборе продолжаются лекции В.Б. Дорогой об одной из самых широко употребительных книг Ветхого Завета – Псалтири.
Первая лекция состоялась в подклете собора 11 июня, а неделю спустя прихожане вновь собрались для того, чтобы продолжить углубленное знакомство с книгой псалмов царя Давида.
Вторая лекция была посвящена частным особенностям Псалтири – как эта книга называлась в разные века и у разных народов, на какие части делилась Псалтирь в Ветхом Завете и в новозаветное время – и особенностям древней поэзии.
В третьей лекции, прошедшей 25 июня в кафедральном Благовещенском соборе, рассказывается о различных темах и образах Псалтири. Ведет беседы кандидат филологических наук, преподаватель школы славянского языка и Псалтири «Златарница» Валентина Борисовна Дорогая из г. Санкт-Петербурга.
О Боге и человеке
Первая тема Псалтири, проявляющаяся уже в самом первом псалме – это тема блаженного мужа, тема человеческого блаженства. Вторая тема – это тема Бога, Живущего на Небесах.
Два образа – образ Вседержителя, Творца Вселенной, Всемогущественного Бога, и образ человека, его личности. В основном в этом и заключается содержание Псалтири: как мы обращаемся в этих псалмах к Богу, и как Бог через эти псалмы просвещает нас.
Указанные выше темы – не единственные. Например, есть псалмы, в которых Давид поражен величием Бога. Он созерцает природу и выражает свои чувства в псалмах, где передается сотворение мира и величие Творца. Возьмем для примера начало 18 псалма: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь» (Пс. 18,2). Вся живая и неживая природа сопричастна Творцу. Своей красотой она говорит о Премудрости и величии Создателя. В то же время Псалтирь показывает, как сама нравственная жизнь по Закону Божию являет другую красоту – внутреннюю красоту человеческого мира.
Об именах Божиих, «царской теме», страданиях и блаженстве
Бог называется в Псалтири различными именами. В 17 псалме переживший много испытаний Давид называет Бога Крепостью и Утверждением, Прибежищем, Защитителем, Заступником. Столько он нашел имен, чтобы выразить, как в его жизни проявился Промысел Творца, как Господь вёл его по всей его жизни. Эти имена употребляются в Псалтири очень часто.
В 8 псалме мы встречаем новую тему – противопоставление Бога и человека: «Что есть человек, яко помниши его?» (Пс. 8,5) Как Бог и человек взаимодействуют между собой? Праведник – блажен муж – он процветет яко финикс (Пс. 91,13), а нечестивый грешник в пути своем погибнет (Пс. 1, 6) и рассеется по ветру, как древесная труха.
Вся Псалтирь играет этими красками: она прославляет блаженство человеческой добродетели, и в то же время являет скорби, в которые попадает человек, показывает выход из этих скорбей. Блаженство и страдания – это тема Псалтири, раскрывающая нам жизнь человека.
Обе эти темы соединяются в нравственном величии Божества, в Его Промысле, в человеческой судьбе. Например, 40 псалом: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли» (Пс. 40, 2-3).
Господь обещал Давиду, что царство его никогда не иссякнет, что его наследники будут вечно править Израилем. Так в псалмах появляется новая тема – тема Мессии, тема царства. Например, вот как она проявляется в 96-м псалме: «Господь воцарится, да радуется земля, да веселятся острови мнози» (Пс. 96,1). Давид исполняет волю Божию, и в его лице Господь правит Израилем. Давид прекрасно понимает, что верховная власть в его царстве принадлежит Вседержителю, поэтому не приписывает себе никаких заслуг, никаких побед, за всё восхваляет и славословит Единого Бога. Так царская тема в Псалтири становится восхвалением Промысла Божия в жизни человека.
О блаженстве добродетели
Тема блаженства и тема Господа неразрывно связаны между собой. С течением времени эти две темы развиваются, приобретают новые оттенки – они повествуют нам о том, как зреет добродетель в душе человеческой. Замечательно сказал об этом святитель Василий Великий в своих Беседах на псалмы: «Чему же не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое не наименуешь?» Всё это – состояние души человеческой, которое ублажается в псалмах.
Наиболее ярко о блаженстве добродетели нас учит 118-ый псалом. Он отличается от всех остальных псалмов тем, что у него нет определенной композиции, сюжета, нет лирической линии. Он – как нанизанные бусы, бусы мудрости: одна мудрость прилагается к другой. Еще одна особенность этого псалма – он алфавитный, т.е. составлен по еврейскому алфавиту, чтобы дети учили Закон Божий, лучше запоминали, чтобы они по алфавиту могли вспомнить все стихи. На каждую букву приходится по 7 стихов: 7 букв начинаются с буквы алеф, вторые 7 – с буквы бейт, и так далее до конца. И все стихи этого псалма посвящены теме достижения блаженства.
Продолжение разбора первой кафизмы: псалмы 3 и 4
Третий псалом раскрывает участь блаженного мужа, его противоборство всем восстающим на добродетель, которую он стремится стяжать. Это – оборотная сторона блаженства. Где блаженство – там Бог, где скорбь – там Бог обретается еще больше.
Третий псалом можно назвать скорбным. Для всех подобных псалмов Давида характерно следующее: сначала псалмопевец предается скорби, и всю её он изливает в псалмах. Но в какой-то момент происходит перелом – упование на Господа рождает уверенность в том, что Господь защитит, и эта мысль поглощает скорбь и возвышает душу.
И здесь, вот в этом вопле отчаяния – «Что ся умножиша стужающии ми?» (Пс. 3,2) – ему вдруг открывается, что он прославлен Богом: «Слава моя, и возносяй главу мою» (Пс. 3, 4). Несмотря на то, что все меня преследуют, несмотря на то, что у меня нет никакого шанса, я знаю, что Ты меня прославил, и Ты вознесешь главу мою. Это упование, никогда не оставлявшее Давида, рождает в нем образ молитвы, которая могла бы противостоять этим обстоятельствам, которая поднимала его над этой скорбью, страданием, преследованием.
Подобным образом был разобран каждый стих 3 и 4 псалма. На этом пути участников лекции ждало много удивительных открытий. Возьмем для примера слова «Ущедри мя, и услыши молитву мою» (Пс. 4,2). Сейчас мы воспринимаем слово «щедрый» слово как обозначение человека, который может одарить нас какими-то материальными благами, который не жалеет для нас ничего. Но в древности щедрый – это человек, который оказывает покровительство, стремится помочь человеку в скорбных ситуациях, берет под свое крыло бедствующего человека. Вот в этом заключалась щедрость. А потом уже это распространилось на материальную сторону. Но прежде всего, щедрый – это тот, который берет тебя со всеми твоими бедами под свое крыло. Поэтому «ущедри мя» – то есть «Господи, возьми меня к Себе, будь ко мне милостив!»
О первых четырех псалмах в целом
Первый псалом нам дает образ блаженного мужа, а второй псалом нам показывает, как этот блаженный муж царствует в противоборстве с другими царями, князьями. В третьем, скорбном псалме показывается, как через упование на Бога этот блаженный муж приходит от скорби к радости, спокойствию и благословению своих врагов. И в 4 псалме – как через это же упование он имеет в себе силы предостеречь своих противников от греха и показать им путь правды.
Несмотря на всё многоцветье тем Псалтири, главной из них остаётся тема ветхозаветных пророчеств о Мессии: во многих псалмах содержатся пророчества о Спасителе мира, исполнившиеся в новозаветное время. После разбора 3 и 4 псалмов желающие вместе с Валентиной Борисовной продолжили начатое на прошлой лекции изучение напевов 1 стихирного гласа древнего пения.
Все желающие присоединиться к удивительному путешествию по книге царя Давида приглашаются на следующую беседу, которая пройдет в воскресенье 2 июля в 18:00 в кафедральном Благовещенском соборе г. Арсеньева.
Конспект лекции В.Б. Дорогой: Екатерина Придворова
Предварительный план вводных бесед по Псалтири в Благовещенском соборе г. Арсеньева
Обращаем ваше внимание: в плане возможны изменения.
Беседы проходят по воскресениям Петрова поста 2017 года. Начало лекций – в 18:00.
11.06.17Богодухновенность и мистическая природа Псалтири. Место Псалтири в составе учительных книг Ветхого Завета. Разбор 22 и 90 псалмов.

Запись лекции: Посмотреть

18.06.17Название и состав Псалтири. Особенности древней поэзии. Разбор 1 и 2 псалмов.

Запись лекции: Посмотреть

25.06.17Основные темы и образы Псалтири. Разбор 3 и 4 псалмов: Посмотреть
02.07.17Использование Псалтири в ветхозаветном и новозаветном богослужении. Разбор 5 и 6 псалмов.
09.07.17Три плана осмысления и восприятия Псалтири. Псалтирь и досуг христианина. Разбор 7 и 8 псалмов.
.

Просмотров: 163

Преп. Макарий Оптинский
Все зло от гордости происходит, а все блага смирением приобретаются. Велика сия добродетель – смирение! И как драгоценный камень редко обретается, а паче в нынешнее бедственное время.
Преп. Макарий Оптинский
vkontakte
vkontakte