Обитель преподобного Иосифа (Паломничество) (+ Фото)
От редакции сайта: мы публикуем последний, десятый очерк Ирины Геннадьевны Бердниковой о паломничестве. Ранее опубликованные очерки можно увидеть здесь: Паломничество
Возвращаясь мысленно к первым дням паломничества (оно началось в тех местах, что всего ближе к Москве), с особенным сердечным теплом вспоминаю Иосифо-Волоцкий (Волоколамский) монастырь.
Житие преподобного Иосифа рассказывает, что за несколько лет до основания им обители два здешних крестьянина, отец и сын, слышали колокольный звон, доносившийся из дремучего леса – «как бы благовест к утрени или обедни, полагали, что кто-либо тайно поставил в дебри церковь. Несколько раз ходили они её отыскивать… но никто не мог им объявить, откуда звон…».
И когда человек, посланный Иосифом, в поисках места для будущей обители углубился в волоколамские чащи, «внезапно восстала ветреная буря, страшный вихрь ломал пред ним столетние сосны, так что в ужасе укрылся ловец от ярости стихийной». Вихрь промчался, над поляной «блеснула яркая молния из туч, и солнечный свет внезапно воссиял». Иосиф возлюбил это место и основал здесь монастырь во имя Успения Божией Матери. Было это в 15 веке.
Русские обители всегда строились в тех местах, которые указывал человеку Бог, потому они так благодатны. Являя собой чудесный союз архитектуры с природой – человеческого и тварного начал, – монастырь уже одним своим видом дарит паломнику душевный мир и радует глаз. «Маленький рай на земле», – любит говорить наш Владыка Гурий.
У Иосифо-Волоцкого монастыря, как и у Саввино-Сторожевского, есть одна удивительная особенность: их внутреннее пространство включает в себя практически не тронутый рукой человека природный рельеф.
Асфальта совсем немного, пожалуй, только дорожки. Покрытые зелёной травой низенькие пригорки и косогоры, ровные открытые места – формы плавно перетекают одна в другую, и на этом ярком фоне лебедем белеет Успенский собор в окружении таких же белых корпусов, стен и башен монастыря…
«Премудрый Иосиф, российская звезда, молящаяся Господу»… Родители его – благочестивые волоколамские дворяне, в чьём роду – восемнадцать монашеских имён и только одно мирское! Житие рассказывает о необыкновенных талантах, дарованных преподобному Богом. Уже в юности превзошёл он сверстников в чтении церковных книг, а став взрослым, знал наизусть Евангелие, Апостол и Псалтирь. Иосиф принял монашеский постриг от преподобного Пафнутия Боровского, в обители которого подвизался, со смирением неся многие послушания.
После кончины Пафнутия он стал во главе монастыря, но вскоре из-за нежелания братии жить по строгому уставу покинул его. Под видом простого послушника игумен странствовал по иным монастырям, пока не сбылось над ним пророчество преподобного Пафнутия: Иосиф построил свою обитель. Вначале она была деревянной, не раз перестраивалась, но никогда не покидала её благодать. И вот теперь Владыка Гурий совершал здесь Божественную Литургию, и мы приобщались Святых Христовых Тайн.
После службы – экскурсия по монастырю. В Успенском соборе хранятся чудотворные иконы Божией Матери – «Взыскание погибших» и список с древней Волоколамской иконы, в 1572 году присланной в монастырь Малютой Скуратовым, опричником Ивана Грозного. Спустившись в нижний храм, мы приложились к главной святыне обители – раке с мощами преподобного Иосифа. Глубокое впечатление оставили вериги, которые он носил при жизни. Сама мысль о том, что носились они сокровенно и увидеть их стало возможным, лишь когда святой Иосиф покинул земной мир, рождала ощущение, что мы прикоснулись к величайшей тайне любви, соединившей человека и Бога.
Многое рассказали нам о преподобном Иосифе. Святость его начала проявляться уже в пору строительства монастыря. Чудо случилось в утреню Великой Субботы: когда игумен Иосиф со священником понесли вокруг церкви плащаницу, один из иноков увидел белого голубя, воссевшего над главой старца. А однажды преподобный исцелил бесноватого: велел привести несчастного в церковь и, поставив близ себя, принудил читать молитву Иисусову и сам с ним читал. Нечистый дух вышел.
Много ещё было чудес исцеления, и до сих пор совершаются они от его мощей. Но чтобы святой был покровителем предпринимателей – слыханное ли дело! Обитель, где мы находились, действительно была уникальна. Господь устроил так, что она стала процветать с момента основания. Князь Борис Волоколамский подарил ей два села, её жертвователем стал великий князь Московский, среди пострижеников монастыря было немало бояр и других знатных людей.
У Иосифа был свой взгляд на то, каким должен быть монастырь: он должен быть богатым! И не просто богатым, а «местом перераспределения материальных благ»: богатые жертвуют, а нуждающиеся получают. Любовь внушала ему писать богатым людям о снисхождении к убогим. Окрестное население почитало волоколамского игумена своим отцом и кормильцем. В неурожайные годы обитель помогала местным крестьянам: кормила ежедневно более шестисот человек, безвозмездно снабжала зерном, скотом и орудиями труда.
Однажды во время голода толпы поселян – семьсот человек, не считая детей, – обступили монастырь. Преподобный Иосиф велел келарю всех их питать, а когда закончились запасы и деньги для покупки хлеба, – занимать, где возможно, под расписку, чтобы только прокормить людей. Сам же игумен далеко не каждый день вкушал пищу, изнурял себя трудом и молитвой. Богатство обители многим не давало покоя: знатные вкладчики нередко требовали от игумена пиров и увеселений, ему приходилось терпеть зависть, клевету, попытки навязать свою власть…
Мы часто говорим о монастырях: «Центры духовной культуры». При этом даже отдалённо не представляем себе масштабов их просветительской деятельности. Вдумаемся: во времена Иосифа Волоцкого на Руси ещё не было книгопечатания! Почти все насельники обители несли послушание переписывать книги. Преподобный игумен не был исключением: он занимался этим по ночам. Известны переписанные им два Евангелия, Апостол, Псалтирь, труды Иоанна Лествичника и Григория Богослова, сборник отеческих писаний, богослужебные книги – и всё это мелким почерком. Иосиф был искусным каллиграфом!
Почувствовать на себе тяжесть этого кропотливого труда можно, лишь взяв в руки гусиное перо и переписав хотя бы страницу текста: буковку за буковкой, да ещё и каждую отдельно от другой, соблюдая каноны каллиграфии и упрятав подальше свой «почерк» и своё «я»! В середине 16 века труд переписчиков был столь велик, что библиотека Иосифо-Волоцкого монастыря не знала себе равных на Руси: в ней насчитывалось 1150 рукописных книг!
В историю Русского Православия Иосиф Волоцкий вошёл и как писатель-богослов, борец с ересью жидовствующих, которая проникла в наше отечество через Новгород, имевший торговые сношения с Западом. Ересь, отвергавшая Новый Завет и Божество Иисуса Христа, расползлась по Руси, как зараза, и проникла даже до великокняжеского двора и духовных лиц. Больше тридцати лет преподобный Иосиф отстаивал чистоту православного вероучения. Его знаменитая книга «Просветитель» – первый на Руси свод православного богословия!
В обители живы средневековые просветительские традиции. Нам выпало счастье побывать в Музее Библии – это любимое детище Владыки Питирима, митрополита Волоколамского и Юрьевского. Глубокие знания, любовь к книге и безупречный вкус сделали его выдающимся собирателем памятников древности. Коллекция Владыки Питирима – более четырёхсот редчайших изданий! – составила основу музейного фонда. Владыке посвящен первый зал: здесь бережно хранятся его праздничное облачение, множество фотографий. Он словно встречает тех, кто приходит сюда встретиться с Книгой Книг.
Несметны богатства музея! В первые минуты было ощущение нереальности картины, представшей перед нашими глазами. В застеклённых витринах – оригинальные и факсимильные издания. Остромирово Евангелие 10-11 веков, «Изборник» Святослава 1073 года, Апостол 1630 года, изданный в Киево-Печерской лавре… А вот уникальные Библии – первая славяно-русская, напечатанная Иваном Федоровым в1581 году, иллюстрированная «Библия Московской Патриархии к тысячелетию Крещения Руси»!
Очень много европейских изданий: Библия с иллюстрациями Гюстава Доре, Миланская иллюстрированная Библия (семь томов), Библии на языках народов России и народов мира, детские и семейные, альбомы рисунков на библейские темы, автографы художников… Всего не перечислить! Это музей мирового уровня и единственный в мире православный Музей Библии. Потрясённые увиденным, мы молча слушали экскурсовода…
Блажен паломник, после дальней дороги припадающий к святыням! И если блаженство можно измерить земной мерой, то счастлив он вдвойне, если рядом архиерей. Поставленный над человеком Самим Богом, он во всём пример: в любви, в молитве, в повседневном слове, в умении слушать и слышать, снисходить до немощи человеческой. А ещё – учиться, узнавать новое. В то утро нашему Владыке Гурию послушница-экскурсовод подарила букет полевых трав. Владыка положил его на багажную полку в автобусе. Прошло три дня. И вдруг кто-то из сестёр-паломниц воскликнул: «Смотрите!» В полумраке багажной полки была видна горка увядшей травы, и из неё тянулись вверх крепкие свежие стебли, увенчанные жёлтыми цветами! Одуванчики!
Мы покидали обитель. Утро было пасмурным, небо переливалось всеми оттенками серого цвета, угловатые голые ветви яблонь резко выделялись на фоне белых монастырских стен – всё это напоминало старинную литографию из тех, которые мы видели в музее. В душе был иной пейзаж: в ней сияло солнце и цвели сады. Оба пейзажа были прекрасны! Автобус тронулся. И как вещественный образ этой душевной весны сияли на багажной полке одуванчики, одержавшие маленькую победу над законами природы…
И.Г. Бердникова, директор
воскресной школы кафедрального
Благовещенского собора,
заслуженный учитель России.
2017 год
Просмотров: 100