О Таинстве Покаяния (Исповеди)
Таинство Покаяния – одно из семи таинств Православной Церкви. В этом Таинстве человек в присутствии священника открывает Богу свои грехи, страсти и немощи, честно признает все свои худые дела и поступки, недостатки характера и дурные привычки и стремится исправиться и стать хорошим человеком.
Господь через священника прощает исповеданные грехи. Участвовать в Таинстве могут все, кому уже исполнилось 7 лет. Обычно Исповедь предваряет Таинство Причащения. У современного человека возникает множество вопросов насчет исповеди, к примеру, что такое грех, зачем вообще нужно исповедоваться, для чего необходимо посредничество священника и почему нельзя рассказать о своих грехах напрямую Богу? В этой статье приводятся ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы об исповеди.
ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ И ПОЧЕМУ В НЕМ НУЖНО КАЯТЬСЯ?
Грех – это очень глубокое, многослойное понятие, связанное с нарушением норм нравственности и морали. Сегодня человек очень много слышит о грехе, но почти ничего о нем не знает. Современная массовая культура так часто использует это слово не по назначению, что оно постепенно лишается своего истинного содержания. В супермаркете симпатичная девушка в форменном наряде предлагает продегустировать вино «Исповедь грешницы». Мужественный профиль Брюса Уиллиса на огромных рекламных щитах рекламирует блокбастер «Город грехов». А в эфире FM-радиостанций уже лет десять гоняют шлягеры с названиями «Грешной души печаль», «Грешный ангел» и т.п. В результате массовым сознанием грех сегодня воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, что очень хочется совершить, хотя по непонятным причинам это очень не нравится Богу. Таким образом, по отношению к греху в современном мире действует психология школьного хулигана: нарушая все, что только можно нарушить, получаешь запретное удовольствие и одновременно – зарабатываешь репутацию смелого и независимого человека.
В сущности своей грех – это состояние души человека, диаметрально противоположное морали и чести. Многие из нас не осознают, что грехи – это не только то, что было совершено человеком. Это еще и его нечистые, грешные мысли, неблаговидные планы, недобрые замыслы. Если человек хотя бы мысленно задумал что-то смутное и плохое – это тоже грех. Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1Ин.3:4), нарушение Божественных заповедей и духовных законов.
ЗАЧЕМ НАМ ВООБЩЕ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ?
Каждый из нас не может представить свою жизнь без регулярного приема душа, во время которого мы смываем со своего тела грязь и избавляемся от неприятных запахов. В повседневной жизни мы привыкли ухаживать за телом, мыть его и питать кремами, лосьонами и всевозможными средствами. Когда наше тело грязное – мы чувствуем себя в высшей степени дискомфортно, стыдимся и стремимся как можно скорее очиститься. Также и наша душа нуждается в регулярном очищении. Грязь души – это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди. Человек грешит, грешит много, грехи незаметно переходят в страсти, от которых человек уже и отказаться самостоятельно не может. Накопившиеся грехи, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошенность. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не иметь внутренней твердости. Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов. Исповедь – это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведет к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. При сердечном раскаянии в своих согрешениях при свидетеле-священнике человек получает от Бога прощение и, что очень важно, силы на борьбу с теми грехами, которые уже вошли в привычку. Искренняя Исповедь приносит нам также и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет порочные наклонности и страсти, удерживает от новых грехов.
ЗАЧЕМ НА ИСПОВЕДИ СВЯЩЕННИК?
Многие спросят: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, именно в церковной обстановке? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения – разве этого недостаточно?» Но если, к примеру, человек провалился в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь грязный, – разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Чтобы смыть грязь, нужен источник чистой воды. Так вот чистая вода для души, чтобы ее отмыть, и есть благодать Божия, источник этой воды – Церковь Христова, а Таинство Исповеди – это процесс омовения. В Свое время Господь дал власть прощать грехи апостолам, от которых эта власть перешла к епископам и священникам, вплоть до ныне здравствующих. Вне Церкви, без посредничества священника, к сожалению, даже если человек и жалеет, сокрушается о своих дурных делах, – освобождения от них ему не получить.
Не надо при исповеди стесняться или бояться батюшки. Священник, как сказано в молитве, есть «только свидетель», он должен засвидетельствовать, что человек действительно кается. Исповедь – это Таинство, которое совершает Сам Господь, и Он дает священнику почувствовать, что оно совершилось. Господь так устраивает, что, если человек кается глубоко, открывая даже самые страшные грехи, в душе иерея Божия – радость. Это для священника духовный праздник, потому что кающийся человек преодолевает самого постоянного и трудного своего противника – самого себя. Он одерживает над собой духовную победу, и священник свидетельствует, что да, она действительно совершилась.
Чем отличается состояние покаяния, раскаяния от просто искреннего осознания своих грехов? Или, может быть, это одно и то же?
Покаяние и просто осознание своих грехов – состояния, существенно отличающиеся друг от друга. Недостаточно только осознавать свою греховность – с ней нужно бороться. Покаяние как раз и содержит в себе не только осознание греховности, но и намерение исправиться. Покаяние – это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей – не только явных, но и тайных. Покаяние есть глубокое сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты. Человеку тяжело осознавать свою греховность, в которой его обличает голос совести. С грузом плохих мыслей и поступков тяжело, невозможно жить.
КАКОЕ ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ИСПОВЕДИ?
Основное правило исповеди таково: нужно рассказывать о том, что мучает нашу совесть. Естественно, человеку, только пришедшему в Церковь, совесть будут отягощать наиболее страшные и существенные грехи. В них верующий и будет каяться. Понятно, что он не сможет вспомнить все грехи, совершенные в детстве, в юности. Может, часть из них он и не осознаёт. Но, если человек будет двигаться по пути очищения себя, стремиться к Богу, то рано или поздно он осознает и поймет более мелкие, незначительные грехи, которые были совершены ранее. Поэтому, если вспомним и осознаем наши “старые” грехи, то должны в них каяться на исповеди. Если же не вспомним, но будем обращаться к Господу искренне, то можно быть уверенным, что Он даст нам такую возможность в свое время.
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИЮ
1. Осознать свои грехи.
С осознания своих грехов и начинается Покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.
а. Грехи против Господа Бога:
– неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;
– вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);
– творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;
– обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.
б. Грехи против ближнего:
– пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);
– осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);
– блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня так называемый «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но не венчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;
– аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его;
– присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;
– ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.
Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к Исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.
2. Говорить только о грехах, причем собственных.
Говорить на Исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая Исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на Исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.
3. Быть в мире со всеми.
«Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.
Не забывайте, что это Таинство Исповеди должно быть регулярным. Не откладывайте следующую Исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.
Подготовила Екатерина Ткачёва
Просмотров: 317