Иерей Димитрий Селивановский: «Не человек находит истину, а истина находит человека» (+ Фото)

От редакции сайта: в 2016 году мы начали публикацию цикла под названием «Люди Арсеньевской епархии». Люди Церкви – кто они? Жизнь пройти – не поле перейти, но каждого человека ведет Божественный Промысел. Люди – это главное богатство, главное сокровище всей полноты Церкви и Арсеньевской епархии как её части.

В 2017-2018 году цикл был продолжен, все интервью цикла можно прочитать здесь. И теперь мы возобновляем публикации интервью клириков и интересных людей Арсеньевской епархии.

В дальневосточных епархиях сильный недостаток священнослужителей. К примеру, в Арсеньевской епархии на 20 священников приходится более 60 приходов. Московская Патриархия направляет выпускников семинарий Центральной России в командировку на благо Церкви в дальневосточные епархии.

Первым в Арсеньевскую епархию был командирован иерей Александр Семёнов. После него сюда прибыл Димитрий Селивановский, которому и посвящён наш сегодняшний рассказ.

Отец Димитрий прибыл в Арсеньев в августе 2017 года из Москвы в командировку сроком на 2 года. За плечами у него – учеба в педагогическом вузе, 10 лет работы учителем обществознания в школе, Московская духовная семинария и Академия, а также несколько лет работы в различных церковных образовательных учреждениях.

27 августа 2017 года епископ Гурий рукоположил его во диакона. 10 июня 2018 года, в день всех святых, в земли Русской просиявших, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий за Божественной Литургией рукоположил диакона Димитрия Селивановского во священника.

 В Арсеньеве он активно занимался педагогической деятельностью в образовательных учреждениях (подробнее можно прочитать здесь , здесь  и здесь . Также он активно сотрудничал с арсеньевским казачеством, проводил беседы с казачатами школы №10.  С октября по май вел воскресную школу для взрослых в Благовещенском соборе – беседы на Евангелие. Часть из этих бесед уже опубликованы, а оставшиеся будут опубликованы на нашем сайте в скором времени.

1 августа 2019 года время командировки отца Димитрия на Дальний Восток закончилось. Перед его отъездом мы поговорили о его пути к Богу, о разнице между советским и современном образованием и о том, какое направление в психологии наиболее полно рассматривает человеческую природу.

Не человек находит истину, а истина находит человека

Каждая встреча человека с Богом – это тайна, и у каждого она происходит по-своему. Однажды блаженный Августин, будучи ещё врагом христианства, встретился в императорском дворце со святым Амвросием, епископом Медиоланским, и тот сказал ему: «Не человек находит истину, а истина находит человека». И это действительно так: мы со своей человеческой стороны пытаемся познать истину, но едва ли это возможно без помощи Божией. Господь же, видя наше стремление, наше старание узнать истину, Сам открывается человеку. И таким образом человек приходит к Богу.

Сам я из нецерковной семьи, крестился в 11 классе. В юности я увлекался спортом, хотел стать тренером, поэтому после окончания школы поступил на факультет физического воспитания.

К сожалению, я не воцерковился после Крещения и оставался неразумным мирским человеком. В моем окружении о Боге никто не говорил. Только через несколько лет я обратился к вопросам о смысле жизни и устроении души. Я полюбил творчество Фёдора Михайловича Достоевского, даже ездил в Санкт-Петербург посетить квартиру, где он умер. Через тексты его романов я впервые соприкоснулся со Священным Писанием: в них много отсылок к Евангелию, эпиграфов и, вообще, они пропитаны православным духом. Федор Михайлович провел огласительные беседы со мной.

Познавательный интерес к жизни души привел меня на факультет психологии Оренбургского государственного педагогического университета. Через психологию я хотел познать себя, познать других людей. Меня очень интересовали вопросы мироустройства, происхождения Вселенной, происхождения жизни на земле, и конечно же самое главное – происхождение и устроение внутреннего человека. В поисках ответов на эти вопросы я изучал разные современные концепции, обращался к разным философам: одни говорят одно, другие – другое, а где же истина?

И как раз в это время я уже более близко соприкоснулся со Священным Писанием: читая его, вся моя душа кричала в сокрушении и радости «здесь Истина!!!». Поэтому я и сказал вначале, что не человек находит истину, а истина находит человека. Когда человек пытается найти истину, он доходит в своих поисках до какой-то черты, после которой Господь уже Сам открывается ему, касается его сердца, и дает ему сердечное успокоение в вере. Это очень болезненный процесс рождения. Пока у нас вера рассудочная, мы подобно апостолу Петру, идущему по морю ко Христу, то вдохновленные верой идем, то начиная принимать различные помыслы, колеблемся, сомневаемся в вере и тонем. Тогда надо кричать Господу о помощи и терпеть. Это тяжелое испытание, но этот момент имеет судьбоносное значение: мы или потонем или спасемся. И вот тогда, когда мы уже захлебываемся, тонем и кричим о помощи Господу, Он приходит Сам и подает Свою руку. Происходит мистическая, таинственная встреча с Богом и мы попадаем в пристань веры. Господь жив!!!

Тогда нам открывается, что самый страшный грех, непоправимая трагедия человека есть неверие.

Иные люди верят в простоте сердца, как евангельские пастухи, а иные приходят через поиски ума, как волхвы. У каждого свой путь к Богу, свой путь к вере, и свои испытания.

Сейчас, оглядываясь назад, вспоминаю, какие напряженные дискуссии были у нас на факультете психологии, какая неравнодушная аудитория! Мы много спорили на разные мировоззренческие темы. Тогда я ещё только-только формировал своё христианское мировоззрение, и очень часто было так: читаешь дома Священное Писание, святоотеческие творения, а потом приходишь на лекции и слышишь там совершенно противоположные и даже враждебные христианству учения. Происходит внутренний конфликт. Одно время я даже хотел из-за этого перевестись с факультета психологии, но по промыслу Божию остался учиться и очень много приобрёл. В частности, некоторый иммунитет к различного рода учениям.

Сейчас, много лет спустя, я понимаю, насколько это важно, когда человек укрепляется в вере, укрепляется в православном мировоззрении,  и может спокойно вникать в нерелигиозные учения, в какие-то еретические мнения. Вникать в них, но не принимать их. Увидеть их изнутри и помочь уже другим людям разобраться в них.

Ум ведёт только до определённой точки

У святого Исаака Сирина есть слово о трёх степенях познания. Первая ступень – это познание умом. А вот уже следующая ступень – это ступень веры. Умом человек ищет Бога, но ум без веры подобен морю волнующемуся. И в этом состоянии, когда море волнуется и штормит, если человек искренне хочет познать истину, то Господь открывается ему Сам. И не человек находит истину, а истина находит человека. В этот момент Господь прикасается к человеку, прикасается к его сердцу таинственным, мистическим образом. И человек удостоверяется в истине, и он уже переходит на другую ступень – ступень веры.

О том, как правильно подчинять себя Богу

Во время учёбы я около 3 лет пытался попасть к старцу архимандриту Науму (Байбородину), чтобы узнать волю Божию о себе, и никак у меня не получалось. А потом, когда закончил учёбу, всё произошло очень быстро: сдал экзамены, вещи в спортивную сумку – и в Сергиев Посад. И сразу же попадаю к батюшке! Он благословил меня остаться в Сергиевом Посаде, и после этого я уже не вернулся домой в Оренбург. Жил я на одном из подворий Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в течение года, занимался разными сельскохозяйственными работами. Думаю, это время было мне дано для того, чтобы я мог остаться наедине с собой и разобраться в себе.

Важнейшим открытием этого этапа жизни стало для меня понимание соотношения двух воль – Божественной и человеческой. Мы не можем совлечься своей воли, избавиться от нее. Не бывает природы без воли. Таково Божие устроение человека. Это богословие преп. Максима Исповедника. И во Христе было две воли: воля Божественная и воля человеческая.  Мы видим, как это проявлялось в «Гефсиманском молении» перед страданиями. Но Иисус Христос подчиняет свою человеческую волю Божественной. Эта богословская истина имеет самое непосредственное отношение к нашей жизни: по природе, по устроению мы имеем свою волю и мы должны научиться согласовывать ее с волей Божией. У святых отцов это называется «синергией», т. е. совместным действием.

Чемодан-вокзал-Ярославль

Осознав это, я пошел работать по специальности – в православную гимназию в Сергиевом Посаде. Вначале занимался административной, организационной деятельностью, но довольно быстро понял, что это не моё. Тогда я начал преподавать обществознание и через уроки, через занятия у меня появилась возможность нести слово Божие детям. Обществознание я выбрал неслучайно: главная цель этого предмета – формирование мировоззрения учащихся.  По содержанию он состоит из разделов психологии,  философии, социологии, экономики, политологии и права. Первые три раздела открывают большие возможности для познания детьми Бога. Здесь важно, конечно, мировоззрение самого учителя.

Через какое-то время я пришел к отцу Науму, чтобы взять благословение на написание кандидатской работы по психологии. А батюшка мне говорит: «У меня только что был сейчас отец Вениамин, духовник Ярославской семинарии, (имеется в виду Вениамин (Лихоманов), сейчас он – епископ Рыбинский и Даниловский – Е.П.) найди его, и проси, чтобы тебя взяли в семинарию».

Я выбежал из кельи батюшки и стал искать отца Вениамина, но нигде его не нашёл: ни в келье, ни на территории братского корпуса. Тогда батюшка мне сказал: «Езжай сейчас же в Ярославль, быстро, быстро, догони его!»

Это было утро 27 августа, как сейчас помню. Пошел на вокзал, узнал расписание поездов до Ярославля, купил билет и поехал. Не знал ни куда еду, ни как собственно выглядит этот отец Вениамин. Мне только указали, в каком храме его скорее всего можно будет найти.

Приехал, а там как раз вечернее богослужение на праздник Успения Божией Матери заканчивается, совершают его два иеромонаха. Раскрыл я им дело своё, и оказалось, что один из них – это ректор Ярославской духовной семинарии Исидор (Тупикин, ныне митрополит Смоленский и Дорогобужский – Е.П.), а второй – проректор по учебной части Савва (Михеев, ныне митрополит Тверской и Кашинский – Е.П.) И вот так я стал студентом-заочником Ярославской духовной семинарии. Через год я, с благословлением отца Наума, перевёлся в Московскую духовную семинарию, на очное отделение. А по  окончании семинарии (бакалавриат) продолжил очное обучение на библейском отделении в Московской Духовной Академии (магистратура).

Маленькое чудо: 27 августа случился этот судьбоносный разговор с отцом Наумом, и много лет спустя, 27 августа епископ Гурий, не зная всех вышеописанных деталей, рукоположил меня во диакона. То же самое и с датой моего рукоположения во священника: Владыка рукоположил меня 10 июня, а еще задолго до этого я по некоторым причинам особо почитал этот день, старался сходить на службу, помолиться.

О советском и современном образовании

Занимаясь преподаванием, часто слышу жалобы на детей: вот, мол, совсем ужасные стали, кричат, не слушаются, невозможно ничего сказать.

В советской системе образования было очень много хорошего, но было и страшное: тема религии была полностью исключена. Не говорили детям о Боге ничего – ни плохого, ни хорошего. В таких условиях учился в школе и я (1985-1995гг.) А то бывало и хуже: например, моя мама преподавала историю в школе, и на Пасху учителей посылали к кафедральному собору Оренбурга для того, чтобы записывать приходящих в храм детей. После этого их родители вызывались на родительские собрания, им делали выговор, пытались выбить всё это «религиозное мракобесие».

Конечно, сейчас в этом смысле ситуация лучше: в нашей системе образования есть предмет «Основы православной культуры». Есть хорошие учебно-методические комплекты, разработанные верующими людьми. Есть хорошие учебники по истории, по литературе, по обществознанию (эти предметы оказывают особо важное значение на духовно-нравственную сферу детей). Учитель может совместно с администрацией школы выбрать тот или иной учебно-методический комплект и заниматься уже по нему. Благодарю Бога за то, что сейчас у меня и у других людей, и, что особенно важно, у детишек, есть возможность изучать закон Божий и в школах, и ходить в храм безбоязненно.

Но конечно, нельзя не сказать, что дети сейчас и правда стали другие: более рассеянные, легкомысленные. Но это связано не столько с системой образованию, сколько с произошедшей на наших глазах информационной революцией. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры и смартфоны, объём доступной информации увеличился в десятки, сотни раз. Поэтому многие проблемы современной школы должны быть рассмотрены именно в свете наступления информационного века.

Важно понимать, что школа – это не какая-то закрытая система, это часть общества. Другое общество – другие ценности, другие проблемы. И всё равно, подавляющее большинство педагогов в современной школе – это труженики, которые самоотверженно работают за небольшую заработную плату и полностью отдают себя делу воспитания молодых людей. Поэтому я очень ценю людей, которые трудятся в школе. Есть над чем работать, и без рассуждения вешать ярлыки «вот как сейчас всё плохо, раньше было лучше»,  на мой взгляд, неправильно.

О современной психологии

В современной психологии много разрозненных учений. К примеру, Зигмунд Фрейд рассматривает человека с точки зрения полового влечения, бессознательных процессов, происходящих в человеке.  Альфред Адлер, создатель системы индивидуальной психологии, считал, что главное в человеке – это стремление к превосходству. Представители московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) явились основоположниками так называемого деятельностного подхода, суть которого в тезисе, что деятельность формирует психологию человека, бытие определяет сознание. Как в стихотворении Маршака «У каждой профессии запах особый, булочник пахнет хлебом и сдобой… только безделье не пахнет ничем». Есть и другие подходы: когнитивная психология, бихевиоризм, гештальт-терапия. Помимо этих учений, есть множество отдельных психологических техник, различные психологические практики. Представители всех этих направлений пытаются  разобраться в том, как же устроен человек, объясняют поступки человека с той или иной позиции. И хотя во многом эти подходы верны, ни один из них не является всеобъемлющим, охватывающим все стороны человеческой жизни.

Подлинное же понимание всего многообразия душевной, духовной и телесной жизни человека открывается в свете православной антропологии – довольно простого в каких-то фундаментальных, принципиальных моментах учения. И в этой простоте и кроется его мудрость, и его всеобъемлющий масштаб. Лучше всего, на мой взгляд, православная антропология изложена в книге святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться».

Православная антропология учит, что человек есть существо телесно-душевно-духовное. Есть уровень тела, уровень души и уровень духа. В свою очередь, всё многообразие душевной жизни разделяется на три составляющие: познавательные процессы, эмоциональные процессы и волевую сферу. Если говорить это языком святоотеческим – это ум, воля и чувства. И все психологические направления могут уместиться в этой системе координат. Так, когнитивная психология смотрит на человека из области познавательной сферы; Зигмунд Фрейд, психоанализ – из области телесной, области инстинктов, физиологических влечений; деятельностный подход – из области волевой сферы; гештальт-терапия – с точки зрения эмоциональной сферы. А святоотеческое учение даёт возможность посмотреть на человека со всех возможных сторон сразу, посмотреть на него в целости.

У святителя Василия Великого есть слово к юношам о пользе изучения языческих творений. В нем он говорит, что мы должны уподобляться пчёлам, которые перелетают с цветка на цветок и везде собирают нектар. Таким же образом можно сказать и о современной светской психологии: несмотря на то, что многие её представители были враждебно настроены по отношению к христианству, из их наработок можно многое почерпнуть. На мой взгляд, хорошо, когда священник знаком с общей и возрастной психологией. Общая психология дает представление об устроении души, а возрастная психология помогает понимать и учитывать в своей деятельности возрастные особенности детей, взрослых и пожилых людей. Все это важно для священника.

Когда я поступал на факультет психологии, я и подумать не мог, что впоследствии стану священником. Сейчас я остро чувствую, как необходимо священнику знать Священное Писание, святоотеческое предание, основы психологии. Весь мой опыт и знания Господь объединил в священническом служении. Поэтому я благодарю Бога за всё, что со мной происходило.

Подготовила Екатерина Придворова

 

Просмотров: 807

vkontakte
vkontakte