Уроки Краелюбия: лекции Л.В.Колодей об истории Дальнегорского района (+ Фото + Видео)

24 октября в г. Дальнегорске прошли 2 лекции по истории Дальнегорского района и Приморского края – в  МОБУ СОШ №8 и МОБУ СОШ №21.  Лариса Васильевна Колодей – член Русского географического общества, историк Арсеньевской епархии – рассказала о том, как посёлок Тетюхе вырос в г. Дальнегорск.

Увлечённый своим делом человек, Лариса Васильевна Колодей, историк Арсеньевской епархии, действительный член Русского географического общества, постоянно ищет доселе неизвестные факты в истории Приморского края и истории православия Арсеньевской епархии. Просветительский труд Ларисы Васильевны имеет огромное значение для взрослых и для подрастающего поколения. Она рассказывает детям о духовной культуре нашего народа, прививает уважение к предкам, любовь к малой Родине. Ведь именно молодёжь вскоре будет ответственна за судьбу своего Отечества. Кто-то из великих сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

    В рамках Дальневосточной ярмарки русской культуры (проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов) Лариса Васильевна провела несколько встреч с учениками школ города Дальнегорска. Эти беседы можно назвать уроками Краелюбия, на них звучала история заселения Приморского края и конкретно Дальнегорского района.

Делимся выдержками из выступления Ларисы Васильевны:

Осенью этого года город Дальнегорск отмечает своё 40-летие. Такие даты – лучший повод оглянуться назад, обратить взгляд в прошлое.

Первично посёлок назывался одним словом – Рудник. С чего же всё начиналось? А началось всё с освоения месторождения природных минеральных ресурсов. В середине 19 века здесь  побывали геологи Иннокентий  Александрович  Лопатин –  красноярский геолог, Иннокентий Семёнович Боголюбский – нерчинский геолог. Китайцами и манчжурами, которые здесь жили, разработка руды началась значительно раньше. Китайцы не держали в секрете ценное месторождение, и ряд предпринимателей Владивостока узнали о нём. Но они не проявили должной расторопности. И только предприниматель швейцарского происхождения –  Юлий Иванович Бринер проявил не просто расторопность, а недюжинный талант.

Швейцарец Юлий Иванович  Бринер – абсолютно феноменальная личность.  Внук кучера, сын простого рабочего. Силой своего интеллекта, ума, таланта он смог переломить свою судьбу. Прибыл на Дальний Восток на рубеже 19-20 веков, когда начиналось заселение дальневосточных земель.  В 1900 году он принял российское гражданство и, подчёркиваю, Православие. Купец первой гильдии, почётный житель Владивостока, он был в числе основателей общества изучения Амурского края.

Бринер нанял геолога Масленникова Сергея Васильевича, который и осуществил первичную разведку свинцово-цинковых руд в окрестностях будущего Дальнегорска.  Результаты  оказались невероятными: равным этому  месторождению на Дальнем Востоке нет!

Рудников намечалось 5, но самым перспективным оказался Верхний. Именно он и дал начало поселению, которое станет впоследствии  городом Дальнегорском. Сначала  руду добывали поверхностным способом.  Потом её нужно было доставить вниз, с горы, затем – 38 вёрст до моря, то есть до устья реки Тетюхе.  Оттуда  руда  отправлялась на переплавку в Германию.

Все первые годы специалистами на руднике  были иностранцы  – немцы, англичане. Месторождение было застолблено в 1897 году, и от этой даты идёт исчисление  Дальнегорска, а документы на месторождение  получены в 1899 году. Первые годы освоения расходы были огромные. Нужно было строить жильё, склады. И поэтому Бринер, по совету своих родственников, призвал сюда английский капитал. Наиболее перспективным оказалось создать акционерное общество, которое было зарегистрировано в Лондоне в 1909 году – горно-промышленное предприятие  «Тетюхе».  Эта дата очень важна для Дальнегорска – именно в этом году прибыли первые переселенцы, крестьяне, которые пополнили ряды рабочих на руднике. В этом же году образовался Ольгинский уезд, центром которого было село Владимиро-Александровское.

На фотографиях рудника 1910-11 г.г. видны жилые дома. В них селили специалистов. Для рабочих строились бараки. На две трети рабочая сила состояла из китайцев, было небольшое количество местных жителей – тазы, удэгейцы и приезжие русские. Жителям, имеющим свои дома, топливо предоставлялось по льготным ценам.  Заработная плата работников была в полтора раза выше, чем на других подобных предприятиях. Они могли пользоваться услугами не просто медпункта, а больницей со всеми службами. В 1912 году немецкие специалисты  построили на руднике обогатительную  фабрику, и теперь на переплавку отправляли более ценное сырьё.

Основным помощником в делах у Юлия Бринера был второй сын Борис. Он окончил институт в  Петербурге, получил диплом  горного инженера. На руднике построили что-то  сродни фуникулёру, наземное подъёмное устройство бремсберг.  Скорость движения  была 3 метра в секунду. Это довольно быстро. С помощью бремсберга спускали и поднимали рабочих, руду, всё необходимое для жизни рудника. К 1911 году встал вопрос постройки узкоколейной  железной дороги для  доставки  руды к морю.

Первые переселенцы приехали в район рудника в 1909 году из Белоруссии -крестьяне из малоземельных мест Российской империи.  Ландшафт района к сельским работам не располагал, поэтому шли работать на рудник. По инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Дмитрия Гавриловича Анучина, в честь которого назван посёлок в нашем крае, с 1882 года переселенцев начали перевозить морем.  До этого был пеший переход крестьян на Дальний Восток, и проходил он тяжело. Добирались полтора-два года, на телегах, на волах. Были многочисленные людские потери. И Анучин предложил перебрасывать переселенцев из западных районов страны морем из порта Одесса. На государственные средства и пожертвования прогрессивных людей Российской империи был создан Добровольный флот. Доставка стала бесплатной.  И за 20 с небольшим лет переброски сюда людей, до постройки железной дороги  в 1902, затраты составили больше 1 миллиона рублей.  По тем временам это была просто астрономическая сумма. Самое известное судно Добровольного флота, перевозившее переселенцев – пароход «Петербург». Выбирались судна, которые могли преодолеть  кругосветку. Люди морем добирались за 2-3 месяца, а не за 1,5-2 года, как раньше.  На судах было организовано питание и врачебная помощь. Где это было возможно, для детей выделяли молоко. Империя давала огромное количество льгот переселенцам. Им предлагали денежные ссуды на 10 и более лет, на 20 лет отменялся подушный налог, выдавали на местах  орудия труда, и даже скот, на 10 лет освобождали  от рекрутской повинности.

Добраться к руднику в то время можно было только морем. Дорог просто не было, были пешеходные тропы. Первую дорогу от Святой Ольги в Тетюхе  пробили только в 1911 году.

Граф Генрих Кейзерлинг, прибалтийский немец, создал в начале 20 века собственное Владивостокское пароходство. И практически это был единственный человек, который мог обеспечить в Ольгинский район  доступ по воде.  В основном суда Кейзерлинга осуществляли перевозку людей на север края.  Стоило это очень дорого: чтобы добраться до Тернея,  нужно было заплатить где-то 3 рубля 50 копеек. За эти деньги в то время можно было купить корову.

По завершении  строительства железной дороги в 1902 году по ней  начался третий этап переселения. Но на север края переселенцы добирались чаще всего  морем. В музее сохранилась часть вещей и скарба, с которыми приезжали люди – деревянный чемодан, иконы. В подавляющем большинстве переселенцы были православные.

Самой ценной вещью в то время у крестьян был самовар. Он стоил 5 рублей. За эти деньги можно было купить хорошую лошадь. Самовар считали душой  дома, поэтому и везли с собой. 

В столице Ольгинского уезда, селе Владимиро-Александровка,  в  1886 году был освящён  большой православный храм. На сегодня он восстановлен.

Чем занимались переселенцы, где работали? На горном руднике, железной дороге, на добыче леса. Работа на лесе считалась очень выгодной. Она хорошо оплачивалась, особенно в зимнее время. Естественно, там, где это было возможно, разрабатывались земли. Нужно было что-то выращивать. Практически все занимались огородничеством, потому что с продуктами, которые доставлялись морем, порой были перебои. Сельские угодья для выращивания гречихи, овса, гороха приходилось с большим трудом отвоёвывать у тайги.

 В 1918 году, после революции, когда рудники были закрыты, население осталось без основного заработка. Этот год выдался ещё и неурожайным. Было голодновато. В основном питались рыбой и картошкой, выращенной на своих огородах. Корневали, охотились.

Где-то в 1918-19 г.г. поняли, что очень выгодно заниматься пчеловодством. Первые пчеловоды доставили несколько корчаг с пчёлами в край с Украины. Пчеловодством активно занимались в Анучинском, Яковлевском и Чугуевском районах.

После революции началась национализация предприятий. Сердце Юлия Ивановича Бринера не выдержало перемен, и в  1920 году  он умер. Через 4 года умерла его жена, Наталья. Они были похоронены в фамильной усыпальнице в селе Безверхово. Сегодня в этом селе создан музей, посвященный самым знаменитым  представителям –  Янковскому, Шевелеву и Бринеру.

 Сын Бринера, Борис, проявил невероятный талант, ум и гибкость для того, чтобы спасти предприятие. Так как в акционерном обществе «Тетюхе» присутствовал иностранный капитал, национализировать его было трудно. Правительство большевиков было заинтересовано в грамотных  специалистах, ведь после революции  промышленность была в упадке. А здесь такое перспективное предприятие. Если оно закроется, рабочие разбегутся, рудник будет потерян. Работы были  продолжены, и вместе с поверхностной разработкой постепенно стали уходить под землю. В 1930 году концессия отстроила на иностранные средства плавильный завод. И предприятие, благодаря Борису Бринеру, в таком виде продержалось до 1931 года. Это были годы самоотверженной борьбы за  рудник. С утверждением Советской Власти на Дальнем Востоке предприятие было национализировано. Борис Бринер с семьёй переехал в Харбин.

Православие в Дальнегорском районе до революции

История Православия края связана с именем святителя Иннокентия Московского. Его называют апостол Сибири и Америки. В 1861 году он побывал в посту Святой Ольги, пытаясь добраться до Камчатки. Первая церковь этих мест – это походная церковь за-Ольгинского  подрайона. Создана она  в 1908 году. 6 лет священником походной церкви был иеромонах Иоасаф. Служба была очень тяжёлая. Служение в этих местах было по силам только человеку, могучему духом и телом.

15 мая 1916 года в Шубинской пади была освящена самим архиреем Владыкой Евсевием (Никольским) церковь святых Бориса и Глеба.  На это освящение прибыл апостол Камчатки Митрополит Нестор (Анисимов). В 1924 году с храма снесли кресты. Купол сохранялся до 1951 года, потом неожиданно сгорел. Вся оставшаяся церковь сгорела в 1960 году. Она была построена на средства рудника. Старостой храма был управляющий рудника Пашковский, он и следил за постройкой церкви.

Возрождение Православия

Чаще всего в северные поселения края  приезжал отец Михаил Ребрий, старейший священник Арсеньевской епархии.   Он духовно окормлял и опекал огромный район от с. Ивановка до п. Тернея и с. Милоградово. 

На сегодняшний день храмы есть в Сержантово и Каменке. И конечно, в г. Дальнегорске есть два храма.

Вера Григорьевна Бирюкова

.

Просмотров: 142