Для чего дается Великий пост? Интервью с иереем Андреем Васякиным
Со 2 марта у православных христиан начался Великий пост. Соблюдать пост или нет – каждый человек решает сам. Многим людям, особенно находящимся в начале духовного пути, пост кажется чем-то непосильным.
Ведь он подразумевает ряд ограничений: в пище, в мирских удовольствиях, в этот период рекомендуется ограничить даже просмотр телепередач и общение в соцсетях.
Что особенно важно в дни Великого поста?
На вопросы, волнующие многих людей, мы попросили ответить благочинного Дальнегорского благочиния, настоятеля храма св. Георгия Победоносца иерея Андрея Васякина.
— Отец Андрей, накануне Великого поста есть Прощеное воскресенье. Считается, что его традиция уходит корнями в древний монашеский чин, когда монахи, уходя в пустынь перед Великим постом, прощались друг с другом и просили прощения, не зная, доживут ли до Пасхи. Но сейчас иные времена. В чем сегодня смысл этого дня?
— Смысл в том, чтобы простить и попросить прощения, чтобы вступить в Великий пост с легким сердцем. Вообще прощение – понятие в православии ключевое. И соблюдается оно не только один раз в году. В Прощеное воскресенье мы читаем на литургии Евангелие, где говорится, что если вы людям прощаете прегрешения их, то и Отец Ваш Небесный прощает вам. Человек должен стремиться быть образом и подобием Божиим. Человек, который прощает, он имеет милующее сердце. И только такое сердце может соединиться с Богом. В грязной душе Бога быть не может. Неделя перед Великим постом дается нам для того, чтобы примириться, всех простить, если мы имели на кого-то обиды. Но прощение должно быть в нашей жизни постоянно. Ведь когда мы в молитве «Отче наш» просим Господа: «и остави нам долги наши», то следом добавляем: «яко же и мы оставляем должником нашим». То есть прежде, чем просить Господа простить нам наши грехи, мы должны так же поступать по отношению к окружающим людям. Если мы не умеем прощать, мы не имеем права даже читать молитву «Отче наш».
-Но это порой так трудно – и просить прощения, и прощать самому. Внутри сидят какие-то обиды, мысленно к ним возвращаешься. Как с этим справляться?
— Да, прощения попросить от чистого сердца – это не так просто. Проще нахамить, нагрубить. Но если нанес кому-то обиду – нужно просить прощения. И это должно носить не формальный характер, а идти от чистого сердца. И, конечно, желательно помолиться за этого человека. Так же и в себе нужно тренировать умение прощать. Тренировать в себе смирение, для того, чтобы уподобиться Богу. Ведь Господь – это совершенство, Он не может прощать или не прощать. Вот как ребенок, например, приходит домой и требует: мама, накорми меня. И мама его, конечно же, кормит, несмотря на то, что он вчера ей, может быть, грубил, обзывал. Так же и Господь. Вот приходит в храм парень, который не исповедовался и не причащался 5 лет. У него большие житейские проблемы, он молится, и Господь ему помогает. Господь ведь не говорит ему: ты меня на 5 лет забыл, и я сейчас тебя на 5 лет забуду. Он сразу идет ему на помощь. Такое же отношение к ближнему мы должны в себе вырабатывать. И Господь на протяжении всего Евангелия учит нас вот этим добродетелям.
— Люди, даже имеющие некоторый духовный опыт, воспринимают Великий пост как набор определенных ограничений, как унылое, безрадостное время. А на самом деле, для чего нам дается пост? Чем он полезен для человека?
— Прежде всего, Великий пост – это не диета, он дается не для того, чтобы скинуть сколько-то килограммов, а, прежде всего, для души. К сожалению, для человека важно, как на него посмотрит другой человек, важно мнение людей. В Евангелии говорится: «Так же, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». Пост нам дан для покаяния. Недаром Великий пост еще называют покаянным. Слово «покаяние» переводится на русский язык как «изменение». То есть мы должны измениться в духовном плане, покаяться, оставить свои грехи. Покаяться за нанесенные людям обиды, может, какое-то причиненное зло, за неблаговидные поступки. И впредь, конечно, всего этого не повторять.
— Отец Андрей, а как правильно поститься? Бывает, человек принял решение, начинает соблюдать пост по всей строгости, срывается, впадает в уныние. Как избежать крайностей?
— В пост не должно быть никаких крайностей. Нужно брать на себя ношу по силам. Да, монастырский устав предписывает строгие ограничения в еде, когда растительное масло разрешается только в субботу и воскресенье, а вкушать рыбу можно лишь в дни праздников — в Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. Но для мирян монастырский устав не всегда приемлем. Есть болящие люди, которым пост противопоказан. Не надо доводить себя до такого состояния, как некоторые прихожане, которым даже скорую помощь вызывали. Церковь дает послабления во время поста людям, страдающим хроническими заболеваниями, когда строгие ограничения в пище могут сказаться на здоровье. Все это решается индивидуально, со священником, со своим духовным отцом. И нужно помнить, что, прежде всего, пост касается душевного состояния. Отказ от скоромной пищи – не самоцель, а средство. Через тело у нас смиряется дух. Через тело мы тренируем терпение, потом долготерпение, и уже потом смирение. Как пишут святые отцы, смирение — это билет в Царствие Небесное. Потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
— Относительно поста есть и другое мнение, типа: ешьте что хотите, только не ешьте друг друга. Якобы, ограничения в пище совсем не важны, главное очистить душу…
— Это тоже крайность. Телесный пост, безусловно, важен. Не вкушая определенную пищу, мы тренируем воздержание от чего-то. Сначала воздержание от пищи, потом воздержание от каких-то грехов. Человек постится, и понимает, что он – существо духовное, что его мир состоит не только из желаний, удовольствий. И душа, и тело, все должно быть едино.
— В начале Великого поста есть «родительские» субботы, когда поминают умерших родственников. Расскажите об этом подробнее.
— Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста являются днями особого поминовения усопших. Мы поминаем наших сродников, которые ждут наших молитв, нуждаются в них. Связь с ними невидимая, но она есть. Иногда люди в этом сомневаются, возражают: да кто там был, оттуда писем не пишут. Пишут, и бывали многие, и много есть литературы, посвященной этой связи с нашими усопшими сродниками. Но одно дело, когда литературу читаешь, а другое, когда в храм приходят очевидцы, побывавшие в реанимации, которые рассказывают, как виделись с умершими родственниками, как те их отправляли обратно. И все говорят, что усопшие ждут наших молитв. Нашей молитвой им идет очень большая поддержка. Нам от них, им от нас. Все это одно целое, и мир этот очень близко. Ближе, чем мы думаем.
— Отец Андрей, и еще один вопрос, хотя он не имеет непосредственного отношения к Великому посту. Все мы пользуемся соцсетями. И многим из нас приходили собщения: это очень сильная молитва, разошли ее 12-ти друзьям, иначе тебя постигнет кара. Как реагировать на эти сообщения?
— Мне тоже знакомые иногда присылают такие сообщения, где говорится, что вот это такая сильная молитва, ее нужно разослать всем друзьям. Это, конечно, не молитвы, это из разряда суеверий и заговоров. Они не имеют никакой силы. Но, как Господь говорит: по вере вашей будет вам. Кто-то верит в приметы про черную кошку и про женщину с пустым ведром. Во что верим, то нам Господь и даст. А эти так называемые молитвы, рассылаемые по соцсетям, лучше игнорировать. Тем более, там могут попасться заговоры, а это не совсем безобидная вещь. Заговоры могут нести черную энергию, которая работает на разрушение – и душевное, и телесное. Поэтому лучше стремиться к Богу, читать Святое писание, делать добрые дела, и, конечно, участвовать в церковных таинствах. Все это костыли, которые нам помогают добрести до Царствия Небесного. А Царствие Небесное, говорит Господь, есть внутри нас. Все, что мы возьмем, какие добродетели, с тем и пойдем. На протяжении Великого поста читается молитва святого Ефрема Сирина. Она небольшая, но в ней сосредоточена вся суть: что мы просим у Господа, а от чего просим нас оградить: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Информация с сайта Дальнегорского благочиния
Просмотров: 87