Паломничекая поездка: путевые заметки Татьяны Лукашевич. Город Пермь (часть 4) (+ Фото)
3 июня 2022 года. Прибытие в Пермь. Посещение Серафимо-Алексеевского Богородице-Казанского Бахаревского женского монастыря. Посещение Пермского театра оперы и балета
И вот мы в Перми…
Город встретил нас солнечной погодой. На привокзальной площади к нам присоединились паломники, прибывшие другими рейсами из других регионов нашей страны:
Москва и Московская область, г. Калининград, г. Можайск, г. Руза. Организаторы паломнической поездки доставили нас на автобусах к гостинице.
Этот день был свободный. Поэтому после размещения в гостинице и короткого отдыха, мы уже были готовы исследовать город.
В нашей программе не было Серафимо-Алексеевского Богородице-Казанского Бахаревского женского монастыря, но организаторы смогли решить эту проблему, они нашли нам автобус, и мы выдвинулись к цели.
В монастыре нам провели экскурсию.
Справка. В 1869 г. купеческая вдова Н.К. Бахарева устраивает женскую общину – Серафимо-Покровское женское общежитие. Возглавила ее Феодосия Норина. Построена церковь Покрова Божией Матери для нужд сельской общины.
В начале июня 1907 года на месте будущей монастырской церкви был отслужен молебен, а через год общине был присвоен статус монастыря.
1 октября 1907 года был заложен храм, установлен крест. Постройка храма обители началась зимой 1909 года и к весне была завершена.
Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь известен еще и своими источниками. В окрестностях монастыря четыре источника: Покрова Пресвятой Богородицы, Серафима Саровского, Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери.
Ближайший Казанский – рядом с храмом, прямо под горкой. Над ним теперь возвышается часовенка, внутри обустроена купальня, от храма к источнику ведет удобная лестница.
Два других – Покровский и Серафимовский – находятся поодаль, за деревней, в стороне от обители, а четвертый – свт. Николая Чудотворца – за мостиком, по дороге в деревню. И вода во всех источниках замечательная!
Мы помолились, приложились к святыням монастыря и отправились на ближайший источник, где смогли погрузиться во здравие души и тела.
Попрощавшись с монастырём, мы отправились в гостиницу. Время еще позволяло посмотреть город, и мы решили сходить в Пермский театр оперы и балета, где шел отчётный концерт балетного училища. Конечно, мы понимали, что навряд ли сможем купить билеты, но решили, что может хоть посмотрим на счастливых людей, погуляем по территории театра. Прибыв туда, Господь послал женщину, которая провела нас на балкончик, нашему счастью не было предела. Два с половиной часа просто пролетели, только горели ладошки от аплодисментов.
После мы погуляли в окрестностях и вернулись в гостиницу.
4 июня 2022 года. Посещение Архитектурно-этнографического музея «ХОХЛОВКА». Вечернее Богослужение в Богоявленском мужском монастыре в Верхней Курье
На следующий день мы уже всей группой паломников отправились в Архитектурно-этнографический музей «ХОХЛОВКА». Перед нами предстала гармония зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на редкой красоты пейзаж – просторы речной глади, лесистые зеленые холмы.
Справка. Первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом расположен на живописном берегу Камы в 43 км. от Перми. В «Хохловку» перевезено много уникальных памятников деревянной архитектуры Прикамья. Решение на создание такого музея было принято в 1960 году.
Там находятся усадьбы крестьян разных районов Пермского края, деревянные церкви и колокольня, которым больше 300 лет, шатровая ветряная мельница, сельское пожарное депо и снаряжение пожарной дружины, «Камское море» – одно из самых больших в Европе водохранилищ, карстовые воронки и обнажения гипсов пермского геологического периода.
Нас очень поразило, когда рассказывали про древний промысел – солеварение. Была такая профессия «соленосы», которая реально существовала несколько веков на сользаводах Прикамья. Это были рабочие с мешками на спине, которые по специально устроенным эстакадам доставляли соль на разгрузочные площадки на крыше амбаров. Труд был очень тяжелым, поэтому продолжительность жизни соленосов – 33-35 лет. К концу жизни их уши полностью разъедало солью.
Обойдя территорию и пообедав в кафе в древнерусском стиле, мы выехали в Пермь на вечернее Богослужение в Богоявленский мужской монастырь в Верхней Курье.
Нас поразили белокаменные стены монастыря, золотые купола! Торжество и величие! Внутри храм красив и просторен. Служба прошла на одном дыхании. После службы нас пригласили в трапезную монастыря. С нами беседовал архимандрит Стефан. Была возможность задать вопросы. Очень не хотелось покидать это место, но батюшке надо отдыхать, ему далеко за 80 лет. Да и нам нужно было подготовиться к исповеди.
5 июня 2022 года. Божественная Литургия в Богоявленском мужском монастыре и экскурсия. Посещение Пермского Успенского женского монастыря. Экскурсия на автобусе по городу (Вознесенско-Феодосиевская церковь, Спасо-Преображенский кафедральный собор, памятник святителю Николаю Чудотворцу, Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь)
На следующий день батюшка Стефан принял исповедь у каждого из нас, сколько мудрых наставлений мы получили и, конечно, сподобились причаститься Святых Христовых Таин. Божественную Литургию возглавил наш епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, какое это было счастье!
После службы нам провели экскурсию по монастырю, рассказали об истории и провели нас на колокольню, где мы смогли позвонить в колокола.
Справка. Началось всё в 1994 году, когда хороший участок земли на берегу Камы, прямо напротив Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря, был куплен под строительство загородного дома одним состоятельным человеком. Какое-то время велась разметка территории под будущий коттедж, но он так и не был построен. Бизнесмен, приобретший участок, был верующим человеком. Уже приобретя землю, он узнал, что в районе собираются на еженедельные встречи баптисты, кришнаиты, индуисты, а ни одного православного храма поблизости нет.
Соседство с сектантами никак не устраивало этого человека и, подумав, он решил организовать на приобретённой земле приход Русской Православной церкви. Так вместо очередной богатой дачи на камском берегу начал расти деревянный храм.
Храм был построен и освящён в честь иконы Божией Матери Скоропослушница, в нём скоро начались богослужения.
25 марта 2004 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего патриарха Алексия было принято решение об открытии в городе Перми Пермского Богоявленского мужского монастыря в Верхней Курье.
В монастыре есть катехизаторская школа для взрослых, где на двух курсах учатся несколько десятков человек, есть воскресная школа для детей, есть иконописная мастерская.
После мы поехали в Пермский Успенский женский монастырь.
Справка. Пермский Успенский женский монастырь входит в состав Пермской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Возрожденный Успенский монастырь существует более 25 лет.
В настоящее время на территории монастыря расположены два действующих храма – в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Монастырь имеет подворье в с. Кольцово, где расположен храм в честь святителя Николая Чудотворца. В обители действует Православный просветительский центр в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Настоятельницей монастыря назначена монахиня Мария (Воробьева).
Монастырь ведет миссионерскую и просветительскую деятельность: работает библиотека для прихожан, организованы катехизаторские курсы для взрослых (около 250 слушателей), воскресная школа для детей (около 220 воспитанников), школа для родителей, кинолекторий для взрослых и детская воскресная мультипликационная программа, народный хор и другое.
После небольшой экскурсии по монастырю и вкусной трапезы, мы пошли на встречу с настоятельницей монастыря. Была возможность индивидуально задать вопросы, волнующие душу в поисках ответа. Спасибо Господу за такую встречу!
По благословению матушки Марии одна из монахинь провела экскурсию по музею. Она рассказала о том, что возобновили традиции по иконописи и шитью.
По соседству с монастырем находится городская поликлиника – «Елизаветинская», работают в поликлинике православные врачи. Многие люди из города Пермь и окрестных районов прикреплены к этой поликлинике и получают медицинскую помощь по полису, бесплатно. Перед поликлиникой – памятник святой угоднице Елизавете, который освящен особым чином, и люди молятся о помощи в исцелении.
В завершении дня нас ждала экскурсия на автобусе по городу. Экскурсовод рассказывала очень много интересных историй.
Например, что при раскопках в городе находят жертвенники. И сейчас сюда тянет разные секты и любителей разных культов. По этому случаю по городской программе, за бюджетные деньги, были установлены деревянные фигуры без голов. Горожан, конечно же, возмутило такое надругательство над образом человека, и властям пришлось убрать деревянные фигуры с улиц.
Ещё есть в городе Пермский академический Театр-Театр, в котором отменены все классические постановки, а создают кощунственные. Православные люди не ходят туда и пытаются призвать к разуму остальных. Пока это все безуспешно, но люди надеются, что все изменится!
Посетили мы также Вознесенско-Феодосиевскую церковь.
Справка. Вознесенско-Феодосиевская церковь – одна из последних церквей, построенных в Перми до революции. Первоначально она называлась церковью Вознесения Господня, или просто Вознесенской.
13 мая 1903 года была выдана грамота епископа Пермского и Соликамского Иоанна на закладку нового храма. Место для строительства выделил и передал в дар купец Александр Павлович Бабалов.
В 1904 году здание было закончено и в нижнем этаже был освящён престол в честь преподобного Серафима Саровского.
Наша группа паломников поклонилась святыням и успела даже на помазание.
Далее отправились на набережную Камы, где находится Спасо-Преображенский кафедральный собор.
Справка. В 1560 году Строгановыми был основан Спасо-Преображенский монастырь в г. Пыскоре. В 1781 году первый наместник Перми решил перевести монастырь в Пермь.
Уже с 1798 года в (единственном Пермском) мужском монастыре началось строительство грандиозного кафедрального собора также в честь Преображения Господня (освящён 1(13) октября 1819 года). Сюда был помещен громадный иконостас Пыскорского Преображенского храма. Постройка окончена в 1820 г.
В связи с этим, Спасо-Преображенский монастырь был обращён в Архиерейский дом – место жительства епископа, резиденция, духовное имение, комплекс зданий при епископских покоях, и все хозяйство. Колокольня собора построена в стиле русского классицизма. Расположенная в глубине квартала часовня имеет несколько иной стиль, в её облике просматриваются черты барокко.
С восточной стороны к Собору примыкало Архиерейское кладбище – сейчас на этой территории временно располагается Пермский зоопарк, для которого в микрорайоне Нагорный обустраивается новое место. К западу от Собора располагалась Пермская духовная семинария, большое здание которой позже было занято Пермским военным институтом ракетных войск.
В 1922 году Архиерейский дом был отдан областному музею. В 1933 году собор был закрыт и переоборудован под галерею по проекту архитектора Н. А. Шварёва. Колокольню собора соединили межэтажным перекрытием с Архиерейским домом, реконструировали ризницу, расположенную с северной стороны входа, в нижнем этаже устроили лекционный зал, в верхнем – кабинеты научных сотрудников галереи.
В 2008 году часть архиерейского дома была отдана под церковные нужды. Теперь здесь в южной части здания находится храм святого Митрофана Воронежского с самым большим в Пермской митрополии магазином икон, православных книг и другой церковной утвари.
По взаимной договорённости, Пермская государственная художественная галерея обещала до 2016 года полностью освободить здание собора, переместив все свои музейные экспонаты в здание бывшего ракетного училища. Этому поспособствовал случай. Во время экскурсии, на глазах у всех, со свода отлетел большой кусок штукатурки, и открылись лики святых. Таким образом, Господь вразумил о вывозе экспонатов из Собора.
Затем мы отправились на площадь, где стоит памятник святителю Николаю Чудотворцу.
Очень удивительную историю рассказала нам экскурсовод. Несколько лет назад у пассажирского автобуса отказали тормоза, и он летел на красный свет 5 кварталов. Оставалось совсем немного до площади и смотровой площадки, а там – обрыв, железнодорожные пути. Водитель открыл двери, чтобы люди выпрыгивали на ходу и был хоть какой-то шанс выжить. Но тут автобус резко «крутануло», и он попал под благословение святителя Николая. Автобус остановился под рукой благословляющего, протаранив иномарку. Все быстро покидали автобус, опасаясь взрыва бензобака. При обследовании определили, что только миллиметр был между баком и искореженным металлом. В этой аварии никто не пострадал. Пермяки благодарили святителя Николая Чудотворца, и всегда молятся, чтобы святой оберегал их город.
И заключительной остановкой был Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь.
Справка. История Свято-Троицкого монастыря начинается 20 декабря 1790 года, когда в Мотовилихе состоялось освящение деревянной церкви, названной во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Строительство церкви началось годом ранее по грамоте епископа Вятского и Великопермского Лаврентия от 18 декабря 1789 года.
Четверть века спустя деревянное здание церкви пришло в ветхое состояние. Епископ Пермский и Екатеринбургский Иустин дал грамоту от 22 декабря 1816 года на постройку в Мотовилихе новой каменной церкви. Освящение нового здания церкви состоялось только 15 (27) марта 1836 года. К основному зданию церкви позже были добавлены новые приделы. Южный придел был посвящён празднику Сретения Господня, а Северный, освящённый 26 мая 1863 года, – в честь Успения Богородицы.
С 1826 года при Свято-Троицкой церкви было учреждено кладбище, на котором сначала хоронили местных священнослужителей и членов их семей, а затем и известных жителей Мотовилихи.
При монастыре с 2000 года официально существует иконописная мастерская «Добро» и образованное в 2005 году «Иконописное отделение Пермской Духовной Семинарии».
В гостиницу мы приехали в 8 часов вечера. Ужин, молитва и сон. Ведь завтра выезд в 6 утра…
Продолжение следует…
Просмотров: 104