Поговорим о духовном

Газета «Наше время»
23 августа 2023 года №34 (9701)

«Не хлебом единым» – под такой рубрикой мы в газете рассказываем о наших храмах, просветительской и благотворительной деятельности священников. Сегодня начинаем цикл публикаций на духовные темы, а давать объяснения на многие жизненно важные вопросы будет Благочинный Чугуевского округа, настоятель Свято-Никольского храма протоиерей отец Анатолий.

Многие ходят в церковь, знакомы с отцом Анатолием, прихожане обращаются к нему лично за советом. Он всегда выслушает, потом выскажет свою точку зрения, посоветует. Всегда с уважением и вниманием к людям, с улыбкой, по-доброму.

У каждого человека зрелого возраста за плечами своя судьба. И радости, и трудности, и потери, и испытания. Всегда интересно и поучительно знакомиться с биографиями выдающихся людей, которые, благодаря своим стараниям, своей силе воле и твердости духа смогли справиться с препятствиями, которые посылали им высшие силы на жизненном пути, остаться людьми и многого достичь.

Когда речь заходит о представителях священства, интересно вдвойне: как получилось, что человек решил отойти от обычной своей жизни и посвятить себя служению Богу и Церкви? Потому что это происходит не сразу и всегда имеет какие-то предпосылки.

Отец Анатолий стал настоятелем Свято-Никольского храма в селе Чугуевка в 2000 году, 23 года живет здесь. У них с женой четверо взрослых сыновей, один из них помогает проводить службы в храме. Супруга, матушка Ольга, как боевой товарищ, во всем поддерживает, именно на ее плечи легла работа в первые годы по подбору церковного хора и чтецов, она помогала проводить богослужения.

А как все начиналось?

В 1967-м году в Казахстане у молодых родителей, переселенцев из Украины родился сын Анатолий. Всего в семье было четверо детей – три сына и дочка.

Отец Анатолий рассказал, что родители его стали первоцелинниками не от хорошей жизни. Переехали в 1954-м году из Ворошиловоградской области на целину в северный Казахстан (Мендыкаринский район, Кустанайская область), где и стали первопроходцами – организовывали совхоз «Красная Пресня», работали в нем и строили дома для себя.

Ехали жить буквально на пустырь. Первыми перебрались бабушки и дедушки – родители родителей. Оба дедушки были участниками Великой Отечественной войны, а родителям в детстве пришлось столкнуться с фашизмом, так как через их деревню проходила линия фронта.

Папин папа, который был инициатором переезда, имел медаль «За отвагу» (за личный подвиг), был очень скромным, о войне рассказывать не любил. После войны работал трактористом. Он первым перебрался.

От чего уезжали? От тягостной жизни в их колхозе. На новых землях собирались строить совхоз, а это уже совсем другое дело. (В отличие от колхозников трудящиеся в совхозах получали зарплату деньгами, имели права и привилегии рабочего класса, в том числе и пенсии. В колхозах же до середины 1960-х трудящиеся были лишены пенсий, работали за трудодни, получали зарплату продукцией, в хозяйстве имели право завести только одну корову, не больше десяти мелких животных, а также небольшой огород).

Родители отца Анатолия поженились рано, им было по 18. Любили друг друга, всю жизнь прожили вместе. Когда в преклонном возрасте отец скончался, матери было очень трудно смириться с этой потерей. Единственное, что утешало ее – это вера в Бога и знание, что душа бессмертна, умирает лишь физическое тело.

Приехали на целину. Первое время жили в землянках. Организовывали совхоз и строили дома. И произошло рукотворное чудо – на пустом месте возник поселок «Красная Пресня».

Прошли годы, жизнь на Украине стала лучше, и родители родителей вернулись туда, а молодые с детьми остались.

Отец Анатолий рассказывает, что судьба раскидала их по свету – старший брат с семьей живет на Украине, сестра и младший брат переехали на Урал вместе с родителями, когда те были в пожилом возрасте, а он оказался в Приморье.

Он вспоминает с любовью северный Казахстан, где родился и рос до 17 лет, говорит, что местное население было доброжелательным, не было такого понятия, как «национальная рознь». С радостью вспоминает свое детство, времена Брежнева, которые называли «эпохой застоя», а на самом деле была стабильность, и страна развивалась.

После школы была учеба в Новосибирском электротехническим институте, который не довелось закончить – призвали в армию. Был связистом, служил два года в Тимофеевке, в Приморье. Хотел после армии восстановиться в институте, да не получилось – предложили остаться на сверхсрочную службу, так как в этом была острая необходимость. Остался.

В холостяках ходил недолго, в 20 лет женился на местной девушке, молодой семье дали квартиру.

Отец Анатолий рассказывает: «Мне очень нравилась Тимофеевка, очень нравилось море. Я всю жизнь мечтал пожить на море. Там моя мечта осуществилась… Когда поженились, жили рядом с морем. Утром просыпаешься от того, что «ревет» маяк. Постоянный туман, луч света от маяка, который был установлен на другом берегу. Романтика. Вспоминаю об этом с большой радостью. Это было золотое время. Нравится море своей суровостью, реалистичностью».

Отец Анатолий рассказывает, что в семье никогда не учили верить в Бога, но и не отрицали его. Он видел, что у бабушки есть иконы, она молилась. Родители крестили его братьев и сестру в раннем детстве, а его – нет, так как церковь от них была далеко, не получилось.

В 26 лет он пришел к осознанному решению принять крещение. Ближайший храм тогда был только во Владивостоке, Свято-Никольский. Отец Анатолий вспоминает, что первое посещение храма во Владивостоке вызвало у него восторг – нравилось богослужение, убранство храма, чувствовалось, что это храм Божий. Появилось желание бывать там.

Позже в Ольге открылся храм, и они с женой стали ездить туда. Священнослужитель обратил внимание на серьезного молодого человека и предложил ему учиться в Духовном училище во Владивостоке и затем стать священником. Он учился два года в Духовном училище. Сначала очно, потом заочно, когда прошел таинство рукоположения и стал диаконом. Рассказывает, что поначалу был пономарем в церкви во Владивостоке: помогал при богослужениях.

Были сильные сомнения перед тем, как принять сан священника. Но он молился, чтобы справиться с новым этапом своей жизни, принял сан и стал настоятелем Свято-Никольского храма в Чугуевке. Тогда ему было 33 года. А до того момента – 15 лет службы в армии.

В Чугуевке началась новая жизнь, поначалу было очень трудно – нужно было решать различного рода хозяйственные проблемы, самому вести службы, организовывать хор, подбирать чтецов. Жена во всем поддерживала мужа. Они справились со всеми трудностями и продолжают вести свою работу, служа во благо ближним.

В разные периоды отец Анатолий служил в ИК № 31, Каменке, Кокшаровке, Бреевке, БулыгаФадеево.

Он делится: «Мне хотелось быть строгим священником, я считал, что строгость – это наше спасение… Если взять Синайскую икону с изображением Иисуса Христа, то на ней лицо Христа несимметричное – одна половина лица добрая, другая – строгая.

У священника тоже должен быть баланс строгости с добротой. Поначалу я переборщил со строгостью, так как хотел, чтобы все было идеально: многого требовал от людей, службы были большие, продолжительные, людям было тяжело.

А потом понял, что жить в строгости не получается, это неправильно. Становишься взрослее, добрее и понимаешь, что нельзя требовать от людей больше, чем они могут.

Можно очень строго посты соблюдать, службы, но от этого можно уйти в гордость. Начинаешь понимать, что люди нуждаются прежде всего в любви. Чего нам не хватает в этом мире? Любви.

Поэтому мы должны быть не просто проповедниками любви, но и жить по любви. «Полюби ближнего как самого себя», – вот что самое важное.

Любовь может проявляться и в строгости тоже…

Церковь – это и больница (духовная), где люди исцеляются, и училище, где люди учатся жить, и Царство Божие».

Не секрет, что наш, земной, мир являет собой вечное противостояние добра и зла. И каждый сам выбирает свой путь, сам решает, к чему стремиться – к доброму и светлому, либо…

Грустно и страшно периодически сталкиваться в своей жизни с такими явлениями, как алкоголизм, жестокость по отношению к людям и животным, хамство, подлость… Перечислять человеческие пороки, которые есть в нашей жизни, можно долго.

Почему люди грязнут в пороках, превращая в ад свою жизнь и жизни своих близких? Наверное, потому, что о многом не задумываются, остаются темными в духовных вопросах, просто не понимают, для чего пришли в этот мир, не понимают, что человек – это не только физическое тело, а, в первую очередь, – это бессмертная душа, которая проживает земной путь в физическом теле, преодолевая трудности и препятствия, чтобы расти духовно.

«Имеющий уши да слышит!», – так говорится в Библии иносказательно о тех, кто готов воспринимать сердцем Божьи заповеди, чтобы стремиться к свету и не скатиться в пропасть.

Анастасия Оберман

Просмотров: 151

Святой праведный Алексий Мечев
Во всем надо так поступать: вот что-нибудь нужно сделать – сейчас вспомни, как бы тут поступил Иисус Христос, пусть это будет для тебя руководством во всем. Так постепенно все нехорошее, греховное будет отступать от тебя.
Святой праведный Алексий Мечев
Другие публикации