Круглый стол на тему: Состояние, проблемы и перспективы развития катехизической деятельности в Арсеньевской епархии
29 января в рамках епархиального этапа XXIII Международных Рождественских чтений в зале заседаний при Кафедральном Благовещенском соборе состоялся круглый стол «Состояние, проблемы и перспективы развития катехизической деятельности в Арсеньевской епархии». В круглом столе приняли участие все клирики Арсеньевской епархии. С основным докладом выступил руководитель отдела религиозного образования и катехизации Астахов Андрей Владимирович. В своем докладе он отметил:
«Деятельность Церкви неразрывно связана с просвещением и духовно-нравственным воспитанием личности, дабы человек стал достойным гражданином земного и небесного Отечества. Церковь говорит о вероучительных истинах, о необходимости молитвенного общения с Богом, участия в церковных Таинствах, о жизни по вере и борьбе с грехом. Но Церковь не только говорит, а научает, указывает пути осуществления, передает опыт веры.
Начальным этапом просветительского служения Церкви является катехизация – помощь уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Ситуация нашего времени такова, что пастырю приходится воцерковлять не только крещаемых (людей, которые хотят принять крещение), но и большую часть уже крещенных, идентифицирующих себя с Православной Церковью, но которые не являются полноценными церковными людьми. И вот обратиться к этим людям, найти возможность достучаться до их сердец, чтобы сердца открылись Богу – главная задача Церкви.
В настоящее время в сфере катехизации создана нормативная база, в общих чертах определяющая основные характеристики духовно-просветительской деятельности и достаточная для начала работы по этому направлению. На сегодня основополагающим документом для организации и ведения церковной просветительской деятельности является документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ принят Священным Синодом 27.12.2011 г. (журнал № 152), и утвержден Архиерейским Собором 2013 г.
К этому документу в качестве рекомендательных приняты следующие подзаконные акты: «Положение о коллегии епархиального Отдела религиозного образования и катехизации», «Рекомендации к деятельности штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению», «Рекомендации к деятельности штатного помощника настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению». Первый документ определяет примерные цели, задачи и принципы работы коллегии – совещательного органа при ЕОРОиК. Два другие документа регламентируют деятельность, обязанности и ответственность специалистов в катехизической сфере.
Задача катехизации – переориентация человека на новые ценности. Воцерковление – это процесс изменения образа жизни. А для этого необходимо дать человеку смыслы. Он сам уже ждёт от нас смыслов, а не рассказов куда свечу ставить о здравии, а куда о упокоении. Человек идёт в церковь для того, чтобы получить смыслы. И надо умудриться сделать это в период проведения огласительных бесед.
В Евангелие от Матфея сказано ученикам Господа: «Шедше (идите) убо научите вся языки (народы), крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28, 19-20).
Прп. Серафим Саровский наставлял своих чад: «Сей на доброй земле, сей на тернистой, сей на каменистой, сей на придорожной. Глядишь, где-нибудь да взойдёт».
В молитве, читаемой при хиротонии во священника говорится: «… чтобы проповедовал Евангелие Твоего Царства, чтобы говорил слово Твоей истины».
Из этих примеров видно, какое значение придается учительскому призванию священника. Оглашение вменяется ему в прямую обязанность.
Кроме священника огласительные беседы может проводить диакон или же катехизатор из мирян по поручению настоятеля храма и с благословения духовника. Конечно же, это должны быть специалисты, имеющие соответствующее образование и квалификацию катехизатора. Но в любом случае веру можно передать только собственным примером, поэтому необходимо учитывать, что катехизатор будет являть собой пример живой веры и служения Богу.
Итак, для реализации задач, которые ставит Церковное священноначалие, необходимая нормативная база создана. Документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» систематизирует опыт организации ведения катехизического служения и распространяет его на каноническую территорию Русской Православной Церкви.
Документ задает ориентиры для организации катехизического служения, устанавливает минимальные нормы, минимальные требования. Но не ограничивает приходы в дальнейшем развитии катехизической деятельности. Установлен минимум предкрещальной катехизации – это две беседы и исповедальная беседа. Но уже сейчас в Церкви существуют практики проведения трех-четырех огласительных бесед плюс исповедальная беседа. А в Екатеринбургской епархии число бесед 12.
Понятно, что провести полноценную катехизацию за 2 беседы, и даже за 3-4-5 – невозможно. Даже за 12 бесед не представляется возможным дать человеку необходимый объем информации и научить его практике церковной жизни. Потому что процесс воцерковления – это процесс изменения образа жизни. А зачастую люди приходят совершенно с иным мировоззрением и другим багажом знаний о Церкви и о крещении (или о венчании). У таких людей совершенно иные ценности и другой взгляд на смысл жизни. И переориентировать человека за такой короткий срок очень трудно.
Но, что можно сделать? Надо дать некий импульс на дальнейшее воцерковление. И вот от того, получится этот импульс или не получится, во многом зависит, останутся эти люди в Церкви или не останутся.
«Катехизация должна стать неотъемлемой частью жизни любого прихода, любой церковной общины. Масштаб катехизации, которую мы сегодня проводим – масштаб всей страны, всего канонического пространства на Церкви. Когда мы говорим, что у нас в стране 80% православных, мы говорим статистическую правду. Но если перед нами православный человек, который не знает элементарных истин Православия, не имеет никакого опыта жизни в Церкви, то наша задача заключается в том, чтобы и статистически «православные» становились активными членами Церкви. Собственно говоря, это главная задача переживаемого нами исторического момента» – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Хоть и за небольшой, срок катехизации человек должен быть уже способен принести определенный плод своих дел: прочитать Евангелие, начать молиться, участвовать в богослужении. В процессе оглашения и исповедальной беседы священнослужитель должен понять: есть ли у человека доверие к Церкви, к ее учению. Имеется ли внутренняя решимость увидеть грех и оставить его. Только в этом случае решение о крещении может быть положительным. Подобные требования должны предъявляются к родителям и восприемникам крещаемых детей (которых сегодня большинство).
Эти требования следует понимать как возможность Церкви обратиться к своим чадам, которые не живут церковной жизнью, и заявить, что крещение их детей возможно лишь при условии что они будут воспитаны в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности, что предполагает регулярное участие и родителей и ребенка и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах.
В структуре катехизической деятельности определяется 4 взаимосвязанных уровня организации катехизического служения:
• общецерковный
• епархиальный
• благочинический
• приходской.
На каждом приходе должна быть организована служба приходского консультирования, чтобы человек мог обратиться и получить квалифицированную консультацию. Консультантом может быть лампадница, лавочница иконной лавки, но это должен быть квалифицированный специалист.
Пока что не представляется возможным провести полноценную сертификацию работников служб катехизической консультации приходов. Тем не менее, в планах ОРОиК Арсеньевской епархии проведение обучающего семинара для работников иконных лавок. На семинар будут приглашены работники консультационных служб всех приходов, будет отслужен молебен, а затем в помещении Воскресной школы кафедрального собора пройдет обучающий семинар и будет проведено анкетирование. Цель анкетирования – выявить степень компетентности приглашенных специалистов.
Необходимо огласительные беседы привести к общецерковному стандарту. Проведение огласительных бесед должно стать делом только сертифицированных специалистов – людей, прошедших определенную подготовку, имеющих благословение Правящего архиерея. Пока что такая форма проведения огласительных бесед вводится на территории города Арсеньева и близлежащих поселений. Сейчас идет подготовка соответствующей документации и готовится распоряжение Правящего архиерея, которые вступят в силу в 2015 году.
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 г.) определил в короткие сроки завершить процесс назначения штатных оплачиваемых помощников благочинных и, где это возможно, помощников настоятелей по катехизической и религиозно-образовательной работе.
Документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» также говорит о необходимости катехизации перед венчанием».
Владыка Гурий в своем слове призвал священнослужителей неустанно заботиться о людях, о том, чтобы приводить их к Богу, а не искать удобств временной жизни и удовольствий. «В советское время нельзя было ходить ни в школы, ни в больницы, никуда, а священники ходили и проповедовали. Теперь все можно, да никто не ходит. Даже просто в храме дежурить и беседовать с приходящими не хотим, убегаем домой.
Требую со всех ходить везде (не только по требам за денежное вознаграждение) и работать не покладая рук, нести Слово Божие людям.
На первом этапе у каждого настоятеля обязательно должен быть помощник – реальный человек (не на бумаге), который будет в контакте с ним и с епархиальными службами и будет решать все вопросы».
Также Владыка отметил, что День Крещения – это самый главный день в жизни человека, и надо это всем знать и объяснять.
Все участники круглого стола выполнили тест на знание Социальной концепции Русской Православной Церкви.
Просмотров: 126