Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой (Мк. 8, 34). Эти евангельские слова мы слышали много раз, но понимаем ли всю их глубину? Великий пост — время покаяния и время переосмысления. Мы предлагаем вашему вниманию отрывок из «Слова о крестоношении» Феофана Затворника, в котором святитель раскрывает значение заповеди, поясняет, что значит несение своего креста.
Мы восхищаемся заповедями о любви и жертвенности, но с трудом представляем себе, как встать на путь исправления, чтобы в конце концов достичь той любви, о которой говорит Спаситель.
Взять свой крест — значит терпеливо нести тяжёлые труды исправления, лишения, скорби, несчастья — всего того, что пошлёт нам Господь.
Господь совершил спасение наше крестною смертию Своею; на Кресте растерзал Он рукописание грехов наших; Крестом примирил нас Богу и Отцу; чрез Крест низвёл на нас дары благодатные и все благословения небесные. Но таков Крест Господень в Нём Самом. Каждый же из нас становится причастным спасительной силы его не иначе, как через свой собственный крест.
Свой собственный каждого крест, когда соединяется с Крестом Христовым, силу и действие этого последнего переносит на нас, становится как бы каналом, через который из Креста Христова переливается на нас «всякое даяние благо и всяк дар совершен». Из этого видно, что собственные каждого кресты в деле спасения столько же необходимы, сколько необходим Крест Христов.
Хотя и нехотя всякий несёт крест свой, и крест большей частью не простой, а сложный, но не всякий смотрит на него через Крест Христов; не всякий обращает его в устроение спасения своего; не у всякого потому крест бывает спасительным крестом. Пересмотрим все возможные кресты и разберём: как следует нести каждый из них, чтоб он был силою во спасение.
Крестов много, но видов их три: первый вид — кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед, и вообще из горькой участи земного пребывания; второй — кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстями и похотями ради добродетели; третий — кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностью в волю Божию.
Кресты внешние — самые многосложные и разнообразные кресты. Они разбросаны на всех путях наших и встречаются на каждом почти шагу. Сюда относятся: скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких, неудачи на службе, всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, неблагоприятность внешних отношений, оскорбления, обиды, напраслины и вообще доля земная, у всякого больше или меньше нелёгкая. У кого нет какого либо из этих крестов? И не быть нельзя. Не избавляет от них ни знатность, ни богатство, ни слава и никакое величие земное. Они срослись с земным пребыванием нашим с той минуты, как заключился рай земной, и не отступят от него до той, когда отверзется рай небесный. Зачем так устроил Господь, что на земле никого нет без горестей и тяготы? Затем, чтоб не забывал человек, что он изгнанник, и жил бы на земле не как родич на родной стороне, а как странник и пришелец в стране чужой, и искал возвращения в истинное отечество своё.
Но зачем, — скажешь, — у меня больше, а у другого меньше? Зачем меня тяготят беды, а другому во всём почти счастье? Я раздираюсь от скорби, а другой утешается? Уж если общая это участь, всем бы без исключений и раздавать её. — Так ведь она и раздаётся. Присмотрись, и увидишь. Тебе ныне тяжело, а другому вчера было, или завтра будет тяжело; ныне же ему отдохнуть позволяет Господь. Зачем смотришь на часы и дни? Смотри на всю жизнь, от начала до конца, и увидишь, что всем бывает тяжело, и очень тяжело. Найди, кто ликует целую жизнь? Сами цари нередко не спят ночи от туги сердца. Тебе тяжело теперь, а прежде разве не видел ты отрадных дней? Бог даст, и ещё увидишь. Потерпи же!
Тебе тяжело. Но разве это случайность беспричинная? Восклони несколько главу твою и помяни, что есть Господь, отечески о тебе пекущийся и глаз с тебя не спускающий. Если постигло тебя горе, то не иначе, как с Его согласия и воли. Никто как Он послал его тебе. А Он очень точно знает, что, кому, когда и как послать; и когда посылает, во благо того самого посылает, кто подлежит горю. Так осмотрись, и увидишь благие о тебе намерения Божии в постигшей тебя скорби. Или грех какой хочет очистить Господь, или от греховного дела отвести, или прикрыть меньшим горем от большего, или случай тебе дать — терпение и верность Господу показать, чтоб на тебе потом показать и славу милосердия Своего. Что нибудь из этого, конечно, идёт к тебе. Отыщи же, что именно, и приложи то к ране своей, как пластырь, — и утолится жгучесть её. Если, впрочем, и не увидишь ясно, что именно хочет даровать тебе Бог через постигшее тебя горе, общее неразмышляющее верование воздвигни в сердце своём, что всё от Господа и что всё идущее от Господа есть во благо нам; и толкуй мятущейся душе: так Богу угодно. Терпи! Кого наказывает Он, тот у Него как сын! Наипаче же останови внимание на твоём нравственном состоянии и соответственной вечной участи. Если ты грешен, — как, конечно, и грешен, — то радуйся, что пришёл огнь скорби и попалит грехи твои. Ты всё смотришь на горе с земли. А ты перенесись в другую жизнь. Стань на суде. Воззри на огнь вечный, уготованный за грехи. И оттуда посмотри на своё горе. Говори сам себе: по грехам моим посланы мне такие удары, — и благодари Господа, что благость Его на покаяние тебя ведёт.
Много ли и трудно ли всё это? А между тем, такие помышления и чувства суть нити, коими крест наш связывается с Крестом Христовым, и из него истекают спасительные для нас силы. Без них же крест остаётся на нас и тяготит нас, а спасительности не имеет, будучи разъединён с Крестом Христовым.
Кресты внутренние встречаются нам во время борьбы со страстями и похотями. Святой апостол говорит: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Распяли? Стало, был крест, на котором у них распяты эти страсти и похоти. Какой же это крест? Борьба с ними. Распять страсти — значит обессилить их, подавить, искоренить. Поборет человек страсть какую несколько раз, обессилит её; поборет ещё несколько, подавит; ещё поборет, и совсем искоренит, с помощью Божиею. Так как эта борьба трудна, прискорбна и болезненна, то она есть воистину крест, внутри нас водружённый. У борющегося со страстями иногда будто руки пригвождаются, терновый венец на голову надевается, сердце живое прободается. Так ему бывает тяжело и больно.
Какая же страсть не болезненна? Гнев жжёт; зависть сушит; похоть расслабляет; скупость есть и спать не даёт; гордость оскорблённая убийственно снедает сердце; и всякая другая страсть: ненависть, подозрительность, сварливость, человекоугодие, пристрастие к вещам и лицам — своё причиняет нам терзание; так что жить в страстях то же, что ходить по ножам или угольям босыми ногами, или быть в положении человека, у которого змеи сосут сердце. Страдает иной от страсти, и всё ещё удовлетворяет её. Видит, что удовлетворением больше и больше себе причиняет зла, и всё удовлетворяет. Лесть и обман в чём? В том, что страсть за удовлетворение себя обещает горы удовольствий, а борьба с нею ничего не обещает. Но ведь сколько уже раз было испытано, что удовлетворение страсти приносит не счастье и покой, а муку и томление. Она много обещает, но ничего не даёт; а борьба ничего не обещает, а всё даёт. Если не испытал этого, испытай и увидишь. Но то горе наше, что испытать то не соберёмся с силами. Причина тому — саможаление. Саможаление есть самый льстивый наш изменник и враг. Отвергнем саможаление и возгреем ревность самоумучения. Сил недостаёт начать? Молись. Господь пошлёт. Окружи себя помышлениями об опасности пребывания в страстях, и погонишь себя тем из тьмы их к свету свободы от них.
Осталось ещё изъяснить вам третий вид креста, спасительного для нас, — крест преданности в волю Божию. Скажу и о нём слово-другое.
На крест этот восходят уже совершеннейшие христиане.
Очистил ты себя от страстей: принеси же теперь себя чистого Богу в жертву чистую и непорочную, каковая одна и приличествует Ему Пречистому. Посмотри на Голгофу. Там крест благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, а Крест Господень есть крест жертвы чистой и непорочной. И она то есть плод преданности в волю Божию — беспрекословной, полной, безвозвратной. Кто вознёс на Крест Спасителя нашего? Эта преданность. В саду Гефсиманском молился Господь наш Иисус Христос, да мимо идёт чаша; но решительное об этом определение изрёк так: впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39).
Многим думается, что христианство — то же, что и другие виды жизни; а оно не то. Зачинается оно покаянием, спеет борьбою со страстями, завершается через сораспятие Христу чистого внутреннего человека, погружением в Боге.
Ранее опубликовано: № 2 (38) Дата публикации на сайте Отрок-ua.ru: 13 Апрель 2009

Просмотров: 536