«Человек верующий по совести и по правде живёт…» (+ Фото)

Газета «Бизнес-Арс»
№45 (1390) 5 – 11 ноября 2020 г.

«Я бы сошёл с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово останется за Господом Богом». Прп. Паисий Святогорец

Епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий – человек, хорошо известный в Приморье даже тем, кто далёк от церкви. В должности правящего архиерея Арсеньевской епархии он – уже девять лет. И за это время произошло много замечательных событий, связанных непосредственно с его именем и его деятельностью. 8 ноября Владыке Гурию исполняется 60 лет. Сегодня он – гость нашей редакции.

– Владыка, мы первый раз встречались с вами в редакции «Бизнес-Арса» 9 лет назад, когда вы только приехали в Арсеньев из Москвы…

– Да, когда я приехал в Арсеньев, у меня не было здесь никаких знакомых. Но за 9 лет это место стало мне родным. Не только Арсеньев, а вся епархия, созидать и возделывать которую мне вручил Господь. Появилось много друзей. Теперь здесь моя вторая Родина.

 – Даже одно перечисление того, что вам удалось сделать за эти годы в епархии, займёт много места. Новые храмы и приходы по всему северному и центральному Приморью, Ярмарка хоров «За веру и Отечество», круглые столы «Церковь и власть», постоянные выставки, строительство Духовно-просветительского центра… Но всё же, как считаете, что было самым важным и главным для вас в эти годы? Сами бы вы что отметили?

– Все эти достижения не только и не столько мои. Когда создавалась наша епархия, официально здесь числилось 37 храмов. Сегодня их в два раза больше. Те, которые были, укрепились, новые построились. Но самое главное для меня – это не внешнее строительство, а люди, которые обращаются к Богу. Храмы – это замечательно, но главное – для чего, для кого они? Для человека!

 – А, кстати, храмы строятся за счёт прихожан? Откуда берёте средства?

– В строительстве Духовно-просветительского центра, например, помогают через Московский Патриархат различные жертвователи. В Арсеньеве немного помогла авиакомпания «Прогресс». А еще у нас есть акция «Именной кирпичик», где каждый может помочь строительству. Помимо местных жителей за прошедшие годы в акции приняли участие верующие из Санкт-Петербурга, Астрахани, Мурманска, Волгограда, Перми, Югры, Нижнего Новгорода, Рязани, Саратова, Обнинска, Магадана, Смоленска, Комсомольска-на-Амуре и других городов и сёл нашей страны. А в малых городах и селах строить храмы в основном помогают лесопромышленные предприятия.

 – Средний возраст прихожан за эти годы изменился? Молодежи стало больше ходить в храмы?

– Я бы не стал говорить, что больше. Наверное, больше стало людей, которые начали тянуться к Церкви, интересоваться духовной жизнью. Но с молодежью мы занимаемся постоянно, проводим различные мероприятия в образовательных учреждениях, у нас есть воскресные школы. Скорблю о том, что многие уезжают из Приморья в погоне за «сладкой жизнью» и длинным рублём. Конечно, кому-то может и надо поехать, но всем-то там что делать? Надо свою малую Родину обустраивать. И здесь есть возможности для развития. В Приморье такая замечательная природа и простые, добрые люди. Я вот москвич, но мне здесь очень нравится…

Хотелось бы, конечно, воспитывать детей по-церковному, в воскресных школах, например. В Анучино у нас есть замечательная воскресная школа, в ней учатся 50 с лишним детей. Детей, у которых родители пьют, в воскресной школе одевают и подкармливают. В Доме милосердия для детей, посещающих воскресную школу, сделали мастерские, где мальчишки собирают и ремонтируют мотоциклы, велосипеды, мастерят, слесарят. Для девчонок приобрели швейные машинки и учат домоводству. Ребят учат трудиться, заниматься делом. И спортом они там занимаются. Когда есть система, тогда всё развивается.

Вообще воспитывать надо не эгоиста, а патриота, ведь эгоист – это паразит и потенциальный предатель. Надо учить любить свою семью, свою Родину, небесное Отечество; человек должен быть созидателем. Любовь, уважение, смирение, терпение – всё это должно быть в связке. Ведь Церковь несёт традиционные ценности: любовь, уважение, нравственность, патриотизм, любовь к семье…

 – Кого можно считать православным человеком?

– Православный человек тот, который хочет спастись. Жизнь заканчивается, тело идет в гроб, а душа идет к Богу, на суд. Ни праведники (а их очень мало, они сразу попадают в рай), ни грешники (их сразу в ад) на Божий суд не придут. Остаются только те, кто ходит в храм, исповедуется, их Господь будет судить.

Православный – тот, который верит в Бога, верит Богу и исполняет Его заповеди, систематически причащается Святых Христовых Тайн. Тот, кто живет по воле Божьей. И свою волю соединяет с волей Божьей.

Есть прихожане, то есть свои, верные, верные Богу. Они ходят в храм, причащаются, соблюдают посты. Есть те, которые не веруют. А есть захожане, которые в церковь приходят, например, только освятить пасху, святой водички набрать, ребенка покрестить…

 – Захожан всё-таки можно считать православными?

– Конечно, они православные, но находятся, я бы сказал, в духовно-болезненном состоянии. Я ни в коем случае никого не осуждаю. Но эти люди живут по своей воле. На первом месте собственное Я. Лучшее себе, в остальное – «на тебе, Боже, что мне негоже». Многие, наверное, так живут. Да и я так в молодости жил. Но чтобы Богу угодить и попасть в Царствие Небесное, надо немало потрудиться.

 – А если человек не ходит в храм, молится дома, человек нравственный, заветы соблюдает, потому как воспитан на православной литературе… Он может себя считать православным?

– Конечно может, но этого всё же недостаточно для спасения. Вы знаете, есть суд человеческий, а есть суд Божий… У меня, допустим, есть родственники, которые рассуждают как вы. Я молюсь за них и хочу их спасти. Возможно, Господь за мои молитвы их и «вытянет».

Суд Божий строгий, поэтому надо много потрудиться. Смысл жизни, если в двух словах сказать, не в том, чтобы получать в земной жизни одни удовольствия, пытаться найти здесь рай. Нам это только кажется. Становится ли человек лучше, счастливее, если он живёт, допустим, во дворце, ест сто сортов сыра и купается в шампанском? Вряд ли. Рай – на небе.

В храм приходят разные люди: верующие и неверующие. Вообще-то нет людей, ни во что не верующих. Если кто верит, что Бога нет, то это тоже вера, но она безосновательная. Вера – это основа, начало духовной жизни. Бывает так, что человек уверовал, но не исправил ещё свои пороки и греховные привычки, поэтому с ним тяжело общаться.

Господь всех приглашает к Себе. Всем можно приходить в храм. Прикоснуться к Святыне, пообщаться со священнослужителем, с добрыми прихожанами.

Вот общаешься с человеком, смотришь: он к Вере пришёл, его благодать коснулась, он как-то исправился – курить бросил или ещё что-то. И это гораздо большее чудо, чем горы переставлять. Например, ребёнок перестал воровать, другими пороками заниматься. Это действительно чудо, радость. Апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва, её надо делами показывать.

 – Владыка, а как вы сами пришли к служению Богу?

– Конечно, это произошло не сразу. Еще в детстве я искал смысл жизни, хотя был тогда неверующим и о Боге практически ничего не знал. Сильное влияние оказал на меня Ф.М. Достоевский. Я зачитывался его романами. Там же чистое христианство, только в литературном изложении. Много читал книг по философии, про восточные религии, но меня это не удовлетворяло.

Потом, помню, на последнем курсе Московского архитектурного института мы были на дипломной практике в Душанбе, на Памире, по горам лазили. И вот однажды заночевали в горах. Все легли спать, а я сижу, смотрю на небо, на звезды, на горы. И думаю: какое же это величие, какая красота. Кто же такой великий Архитектор, который все это создал? Я, как человек творческий, понимал, что ничего не может произойти само по себе. Кто же все это сотворил? И другими путями я стал приходить к познанию Творца. Потом Господь так сподобил, что один человек дал мне почитать Евангелие, это было в конце 1984 года. К тому времени я уже был подготовлен, поэтому полностью уверовал в Бога, понял, что это Истина. Потихоньку отпали все заблуждения. Потом начал воплощать свою веру в жизнь, полностью отдал себя служению Богу.

 – Какой из смертных грехов вы считаете самым страшным?

– Гордость, гордыня. Это корень всех грехов. Есть страшные грехи – отречение от Бога, хула на Бога, блуд, зверства и так далее… Но корень всех грехов – в гордыне.

Всё нехорошее в нас – от чрезмерной гордыни. Вот смотрит мужчина на красивую женщину и вожделеет её, говорит в себе: «Она должна стать моя, ведь я ведь этого достоин». Сплошь и рядом сегодня слышно «Я этого достоин». Мы все в разной степени согрешаем гордыней.

Ведь что такое гуманизм? Это когда вместо Бога в центре Вселенной, в центре Мироздания встал человек. Но кто такой – человек? Как жук – летит, жужжит, но вот ветер подул, прижался к листику на дереве и только и думает о том, чтобы его с листика не сдуло. Человек немощен. Поэтому, когда мы знаем своё место в этом мире, знаем, что Бог – Творец Вселенной, что есть более умные люди, более сильные, чем мы, то понимаем, что живём в системе, в которой всё важно – каждый болтик, каждый винтик. И мы должны уважать эту систему.

Как-то одному старцу сказали: «Отцов нет, наставников нет!..» «Как нет? – удивился он. – Кругом одни отцы и наставники, все «крутые», говоря современным языком. Послушников нет!» Понимаете, в армии нужны послушники, на заводе, в Церкви – везде нужны послушники, чтобы работала система. То есть мы должны каждый жить соразмерно со своей величиной, усердно и добросовестно трудиться каждый на своем месте с благоговением и смирением.

 – Много ли зависит от священника в приходе? От самой его личности?

– Ну, каков поп, таков и приход… (улыбается). Конечно, очень много зависит. Как и от отца в семье. Если отец не пьёт, не самодур какой-то, тогда в семье всё на своих местах (это опять же к вопросу о системе), всё в ней нормально.

Как ни прискорбно, и у священников есть свои недостатки, подчас серьезные. Моя задача как епископа – ставить ревностных и благоговейных священников и очищать Церковь от недостойных и нерадивых.

 – Вы спортом занимаетесь?

– В детстве был чемпионом школы по многоборью ГТО. Бегал, прыгал, у меня разрядов была куча… Зарядочку делаю чуть-чуть. Но надо, конечно, заниматься. Сейчас у нас и губернатор такой, что занимается спортом, и президент.

Но я считаю, что для детей спорт нужен, так как он воспитывает силу, характер, мужество, системность в работе, ответственность за команду. Детям он необходим. Взрослым – не столько спорт, сколько физкультура для поддержки физического здоровья. А спорт высших достижений… Да, наверное, он имеет право быть. Но это больше страсть. Слово «спорт» – от слова «спор». Но в споре не рождается истина, а теряется смирение и появляются распри. Иногда «болею» за наших футболистов, хоккеистов, переживаю, выиграли они или нет. Согласитесь, чем воевать – лучше уж на поле свои отношения выяснять.

А вообще я поддерживаю спортсменов: лучше заниматься спортом, чем шастать по подворотням или сидеть безвылазно у компьютера. Не раз благословлял различные спортивные турниры – хоккеистов, борцов, шахматистов… Я, кстати, в шахматы тоже играл, а по шашкам стал мастером спорта.

 – Владыка, вы читаете какие-то мирские книги (кроме Достоевского) или вам это не интересно?

– Сейчас такое время, что мы от книг переходим на более короткие вещи. Я просматриваю аналитику в ВК, на ЯндексДзен, на других порталах. Это та же книга – только в кратком изложении. Если и читаю книги, то Святоотеческие. Например, сейчас читаю «Жизнь во Христе» святителя Григория Паламы и «Моя жизнь со старцем Иосифом» архимандрита Ефрема Филофейского, Аризонского. Потому что это – выход на Небеса, возможность приобщиться к подвигу святых. А из мирского – читаю и слушаю нескольких авторов-аналитиков, тех людей, которые сведущи и в политике, и в военных делах, и в духовных. Может, их мнение для меня – не абсолютно, но зато благодаря им я нахожусь в курсе последних событий. Это необходимо для общения со светским миром.

 – Какой у вас телефон?

– Простой, кнопочный. Пользуюсь в основном им. Еще у меня есть смартфон, мне его подарили, и я не стал отказываться. В поездках он мне нужен для работы (вместо компьютера), и для быстрой связи в WhatsApp. А так в основном с документами работаю на компьютере.

Не особо люблю эти мобильные устройства… Но в общем я человек современный, поэтому и телефонами пользуюсь, и самолётами летаю, и машину вожу… Наука – нужная вещь. Но она прикладная. Сама по себе без Бога она ничего не значит.

 – Нынешняя пандемия – она дана нам свыше для чего-то?

– Конечно. Это милость Божия. Гром не грянет, мужик не перекрестится.

Но если брать её внешнюю сторону, с чисто человеческой точки зрения, то это большая проблема, вражеские дела: чтобы парализовать общество, экономику остановить…

Коронавирус убивает иммунитет. И если у человека хороший иммунитет, то зачем ему бояться каких-то инфекций? Хороший иммунитет закладывается с рождения: если ребёнок сосал материнскую грудь, если, став взрослым, он ест то, что выращено у него на огороде, пьёт натуральное молоко и воду из колодца, одним словом, ест натуральную пищу, а не всякие там чипсы-майонезы, то он может быть спокоен за свой иммунитет и за своё здоровье.

Господь все эти болезни, катаклизмы попускает, чтобы мы осознали что-то, переосмыслили, покаялись и изменились.

Я считаю, что болезни – это милость Божия. Помню, ещё в молодые годы, когда я только пришёл к вере, стал священником, мы строили Храм Христа Спасителя. Очень много дел было, я очень уставал и в конце концов заболел. И болезнь для меня была великим утешением. Почему? Потому что пока я лежу в постели 3-5 дней, я стараюсь переосмыслить прошедшую жизнь, спланировать будущую, покаяться пред Богом во всех грехах, примириться с ближними. Для меня болезнь – это возможность остановиться и переосмыслить всё. Другой такой возможности для людей, особенно живущих в больших суетных городах, практически нет.

Здесь это проще – лес, тайга, море… Кто в море не плавал, тот Богу не молился, говорят. Надо всегда иметь возможность перезагрузиться, переосмыслить жизнь. Подумать о Боге, о своей душе.

 – Священник вашего уровня – епископ и выше – должен ли быть хорошим управленцем?

– Он обязан им быть. Когда я ещё начинал служить в Москве, каждый из нас, священников, должен был окончить Духовную семинарию, а каждый настоятель – Духовную академию. Очень хорошо, если священник будет иметь и какое-то светское образование. Адля епископа это необходимо. Потому что с людьми приходится говорить на разном уровне. Но этого всё равно недостаточно, это всего лишь базовые вещи. Нужно постоянно учиться – управлению, экономике. Вот у нас принято ругать власть. А вы сами попробуйте хотя бы десятком человек поруководить! Поэтому хорошим управленцем быть очень важно. Но этому надо учиться. Я вот сейчас учусь и, надеюсь, годам к 120-ти чего-нибудь достигну.

Если говорить по светским меркам, епископ – это церковный генерал или губернатор. Но все эти чины, звания – не главное. Главное, чтобы ты был ответственным, честным, порядочным человеком, чтобы держал слово, умел слушать и слушаться… Кстати, когда диакона возводят во священника, а священника – во епископа, единственный нравственный критерий, которому при этом следуют, это благоговение. Благоговейнейший человек – это тот, который трепещет перед Богом, перед святынями, а не воспринимает их как нечто должное… Но это я уже совсем личным с вами делюсь.

 – У вас есть духовник?

– Конечно, даже несколько. Правда, они в силу возраста уже уходят из жизни. Говорят, «милое дитя двух мамок сосёт», а у меня было трое духовников (архимандриты Наум (Байбородин), Кирилл (Павлов), Венедикт (Пеньков)! Но они недавно умерли. Сейчас есть один батюшка, в Перми, – архимандрит Стефан. Из Приморья до Перми сразу не долетишь, надо через Москву. Но хотя бы раз в год, а то и в два я пытаюсь к нему попасть. По телефону созваниваемся. Ему уже 83 года. Без духовника жить трудно. Хотя мне самому 60 лет, всё равно с кем-то советоваться надо. И еще я советуюсь со своими собратьями-архиереями. Спасение во многом совете. А жить только своим умом – опасно.

 – Вы не боитесь за будущее человечества? Вам не кажется, что Россия – это последний оплот человеческих духовных ценностей в мире?

– Господь сказал: «Когда приду, найду ли веру на земле?» Всё к этому идёт. Кто хочет прийти к Христу, придёт. Я тоже раньше так думал: «Всё уходит! Надо спасать людей!» Но не я спасаю их – Господь спасает. Помните, в фильме «Волга-Волга»: «Спасайся кто может! – А кто не может? – Тоже спасайся!»

От чего надо спасаться? От греха, проклятия, смерти. Смерти не физической – от неё не спасёшься. А от смерти духовной.

Поэтому побольше ходите в храмы, побольше молитесь. Поменьше смотрите и передавайте друг другу сюжеты из интернета и телевидения, которые парализуют нас раньше времени, заражают нас этой страшной болезнью – страхом, входящим во все наши органы, в сердце, в разум, парализующим нас, лишающим разума и вдохновения. Господи Иисусе Христе, помилуй нас!

А что касается России, то она действительно последний оплот Православия и вообще традиционных нравственных ценностей. Россия призвана сохранить эти ценности и нести их в погибающий, разлагающийся от грехов и извращений мир.

  – Но как нам спасти традиционные христианские ценности? Кто это должен делать? Церковь, власть, семья?..

– Всё Путин должен делать (смеётся). Но если серьёзно, то вы правильно говорите: мы должны каждый трудиться на своём посту. Ребёнок должен слушаться родителей. Родители должны в семье строить… не коммунизм, конечно (коммунизм – это рай на земле, а ведь мы же хотим рая на небе), а лад, гармонию.

Вот у меня лежит икона православного священника времён гражданской войны, священномученика Павла Лазарева. Недавно его торжественно прославили во Владивостоке, а 8 ноября его будут прославлять у нас в Арсеньеве. В чём его подвиг? Его предупредили, что убьют. Придут комиссары и убьют. Но он не испугался, не спрятался где-то. Идёт служба, а он не обращает внимания на наставленные на него пистолеты. Продолжает служить. Спокойный, мирный. И верующие в храме тоже успокоились. В итоге этот человек сподобился мученической кончины, и у него остались нетленные мощи, и теперь мы прославляем его во святых. Почему? Потому что этот человек всей душой устремлялся к Богу, не боялся смерти и показал нам пример святой жизни и мученической кончины. Ведь мы должны жить не сегодняшним днём, а для жизни вечной.

С Владыкой беседовали Евгения СУРИЦ,
Ольга Улогова,
Владимир Постышев.
Фото Владимира Постышева,
Владимира Якимова,
пресс-службы Арсеньевской епархии.

Просмотров: 196

Старец Фаддей Витовницкий
Мир все более погрязает в грехе и зле и смешивает любовь и страсти, а любовь и страсти не имеют ничего общего. Любовь есть Бог, а страсти есть то, что происходит от духов зла.
Старец Фаддей Витовницкий
vkontakte
vkontakte