И.Г. Бердникова,

методист ОРОиК Арсеньевской епархии

Доклад

Роль Православия в сохранении традиций воспитания детей.

Национальный воспитательный идеал в контексте современной геополитики

            Говоря о Православии, мы говорим о традициях. Традиция обеспечивает сохранение народа: для этого он передаёт от одного поколения к другому самое необходимое, то, без чего он не может быть народом – и прежде всего духовный опыт, то есть веру и другие базовые национальные ценности (Бог, вера, жертвенная любовь к ближнему, семье и Отечеству, миролюбие, милосердие, служение, смысл жизни и др.). Они потому и называются традиционными, что восприняты нами вместе с Крещением Руси и хранимы на протяжении более 10 веков.

              Не раз враги пытались изменить сознание русских людей. Не раз мы сами оглядывались на Запад в попытках принять навязанные нам ценности, как это происходило в последние почти 30 лет реформирования российской системы образования. В острые периоды истории, когда шаталось и сознание людей, и государство, Православная Церковь продолжала стоять как «столп и утверждение истины».  Именно она заложила нравственные основания российской государственности, внутренней и внешней политики, экономики, науки и культуры. Часть православной культуры – наша традиционная система воспитания детей.  Исторически она – часть духовного опыта русского народа, то есть религиозного опыта.

         В чём особенность нашей педагогики? Она основана на представлении о том, что человек имеет не только физическую природу (тело), но и душу, и высшую часть души – дух. Духовность – это связь человека с Богом, укоренённость в базовых ценностях, то есть национальное самосознание. При этом гармония  у нас традиционно понимается как главенство духа над физическими потребностями и чувствами человека.  Обратим внимание на то, что начиная с 2015 г. именно об этом заявляет «Стратегия национальной безопасности РФ»: традиционной ценностью является «приоритет духовного над материальным», а он всегда оставался стержнем нашей традиционной педагогики.  На вопрос о том, что такое традиционные ценности, мы отвечаем детям: это то, что мы готовы предпочесть материальным благам, защищать, а если понадобится, за них умереть.

        Отсюда феномен традиционного воспитания детей в нашей стране.  Он заключается именно в том, что воспитание носит духовно-нравственный характер.  Даже в советское – безрелигиозное – время  мы всегда говорили с ребёнком о душе. Это код русской словесности и истории России: наша великая литература рассказывает о душе человека, а история полна примеров самоотвержения и самопожертвования русских людей за Веру, Отечество и ближних. «Сам погибай, а товарища выручай» – был и есть девиз наших воинов. Слова эти, по преданию, принадлежат А. Суворову, а восходят к Евангелию от Иоанна – к словам Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна, 15:13). Советский «Моральный кодекс строителя коммунизма» – главный ориентир воспитания –  почти весь родом из Ветхого Завета и Евангелия: слова «человек человеку друг, товарищ и брат» – аллюзия на Заповедь Иисуса Христа («возлюби ближнего своего, как самого себя»); требование «честности и правдивости»  – на  Девятую Заповедь Ветхого Завета («не лжесвидетельствуй»); «непримиримости к стяжательству» – на Нагорную проповедь Христа («не собирайте себе сокровищ на земле»); «взаимного уважения в семье» – на Пятую Заповедь («почитай отца и матерь твою…»); требование «нравственной чистоты» восходит к словам Иисуса Христа  «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный».

           Что из этого следует?  Что чужая, заимствованная у американцев или европейцев система воспитания нам не подойдёт. Воспитание детей всегда национально-ориентировано, направлено на достижение своей, национальной, цели – на то, какой именно человек нужен нации и государству. К.Д. Ушинский (автор труда «Человек. Опыт педагогической антропологии»): «В основании идеи воспитания у каждого народа лежит особенная… идея … о том, каков должен быть человек»;  «Нельзя заимствовать чужого х-ра и той с-мы,  в которой выражается х-р»;  «Заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным». 

            А в чём, собственно, разница между нашими и западными подходами к воспитанию? Какой человек нужен нам, и какой человек нужен им?

             У нас в России цель воспитания именуется так: «национальный воспитательный идеал» (!). Откуда это понятие?  Сразу после принятия Русью христианства высшим духовным и нравственным примером для ребёнка православная педагогика назвала Иисуса Христа и Его святых. Вот на Кого быть похожим учили ребёнка! Слова Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» – означают жизнь по Заповедям, непримиримость ко греху.  Процесс духовно-нравственного воспитания ребёнка – это возвышение его до идеала. Детей учили чётко различать добро и зло, жить по Заповедям и в жертвенной любви – а она исключает индивидуализм. Главная воспитывающая среда для ребёнка – семья. Духовная связь с отцом и матерью для него необходима, как материнское молоко. По слову свт. Феофана Затворника, устроение души дитяти начинается от колыбели – от святых чувств матери и отца. Отсюда – поговорка «воспринять с молоком матери». По

Ф. Затворнику, первое, что должно впитать с молоком матери, – это чувство святости. Так всегда было на Руси.

             На Западе и в США иная цель воспитания. Она не называется воспитательным идеалом – более того, она  прямо противоположна ему, так как лишена духовного содержания! Именно эту цель нам в течение последних 30 лет реформирования образования упорно навязывали: сделать из человека ресурс для получения сверхприбыли и потребителя. Для этого духовно-нравственное воспитание не нужно и даже вредно! Во главу угла ставится индивидуализм, культ личного процветания, успешности, «сладкой» жизни – таковы и образцы для подражания, и прежде всего знаменитости.  Приоритет воспитания – ранняя самостоятельность ребёнка, его свобода –  включая свободу от родителей. Дети растут под влиянием кино, телевидения, интернета, масскультуры. В силу этого у него нет чётких представлений о добре и зле. Каковы плоды: ювенальная юстиция,  гей-парады, процветающие в школах безумие с изменением пола и буллинг. Причина – отрыв от религиозной традиции. Все последние 50 лет Америка семимильными шагами уходит от христианства. Кто такой Христос и когда жил, американцы не помнят. Все чаще в прессе обсуждается вопрос о нецелесообразности публичного упоминания и празднования главных религиозных праздников – Рождества и Пасхи. Те же процессы идут и в Европе.

               Мы должны понять, что либеральная трактовка вопроса о воспитании детей находится в полном противоречии с христианской. Но в ходе реформирования образования мы не только приняли эту либеральную педагогику, но и частично её реализовали – именно по этой причине мы сегодня имеем глубокий разлом между обучением и воспитанием. И это большая проблема для многих педагогов. В 2009 г. у нас появилась федеральная «Концепция ДНРиВ личности гражданина России» – она была объявлена методологической основой ФГОС, но так и не стала ею, поскольку воспитание в духе нашей национальной традиции не соответствовало прозападной ориентации образования.

                Выводы.  Таким образом, православная традиция рассматривает воспитание ребёнка как духовное и нравственное восхождение его к идеалу, что и составляет сегодня педагогическую цель воспитания человека в Российской Федерации. Отечественное образование должно быть национально ориентированным. Российская традиционная педагогика по своей сути и заложенным в неё смыслам была, остаётся и должна остаться православной. В связи с необходимостью защиты суверенитета России духовно-нравственное воспитание детей включено в сферу стратегического планирования. Это вопрос национальной безопасности и выживания России в современном мире. 

Скачать

← Вернуться

Просмотров: 394