Интервью Владыки Гурия в журнал «Славянка»

Святейший Патриарх и священники служили Литургии и молебны, освящали все этапы строительства. Мы ходили по стройке с ведрами, кропили здание и рабочих. Дело спорилось, и Храм чудесно быстро возводился. Главным же чудом, чему я стал свидетелем, было то, как неверующие люди – простые строители, проектировщики, руководители – обращались к Богу! После Освящения Храма туда хлынули кающиеся грешники в великом количестве. Мы по много часов их исповедовали, беседовали с ними. На Небесах была велия радость! Храм стал воистину символом возрождения России! А регионы, глядя на Центр, стали возрождать старые храмы и возводить новые у себя на местах.
Сегодня в нашей стране наверное как нигде больше восстанавливается храмов. В Москве действует программа «200 храмов». А как обстоит дело со строительством новых церквей в Вашей епархии?
Слава Богу, что идет возрождение духовной жизни, и, как следствие, начинают строиться храмы. На самом деле, даже если в Москве построят не 200, а 500 храмов, то их всё равно будет недостаточно на всех жителей.
Каждый многоэтажный дом – это целое село по численности. А если мы вспомним, что раньше в каждом селе был хотя бы один храм (а то и больше), то становится понятно, что у каждой многоэтажки должен стоять небольшой храм.
В нашей епархии действует программа «30 храмов». В Хабаровске тоже действует программа «30 храмов», а на Камчатке – «20 храмов». Необходимо отметить, что как Хабаровская, так и Камчатская епархии пользуются поддержкой государственных структур при реализации своих программ на всех уровнях. А мы строим храмы исключительно на энтузиазме священников и редких благодетелей. Власти на местах нам не препятствуют, но и не помогают.
Число 30 – приблизительное. На данный момент в той или иной стадии ведется работа над 35 храмами и часовнями. В условиях Приморья строительство храмов – это огромная и трудная работа.
Сам я по профессии архитектор и в своё время закончил МАРХИ. Господь послал нам доброго помощника, епархиального архитектора из Москвы – Александра Геннадьевича Комарова. Помогают нам и другие московские архитекторы. Мы строим каменные и деревянные храмы, часовни, ставим поклонные Кресты. У нас огромные планы не только в храмоздательстве, но и в просвещении нашей таёжной глубинки.
Ведь человек – это храм Божий, Бог в нерукотворенных храмах живёт, и таковое Храмоздательство важнее всего.
Сегодня мы часто слышим о храмоборцах. Что православные, на Ваш взгляд, могут противопоставить их доводам?
– Наше общество сейчас находится в разодранном, разрозненном состоянии. Одна часть это патриоты, которые хотят возродить Россию, но есть те, которым всё равно, возрождается наша страна или рушится, и их, как это не прискорбно большинство. Немало и вредителей. Необходима государственная программа при проектировании новых районов, по которой предусматривались бы не только больницы и магазины, но и храмы. Тогда храмоборцы будут выбирать квартиры подальше от будущего храма из-за колокольного звона и других причин.
С другой стороны, у нас немало заброшенных, почти разрушенных храмов, а также древних храмов-памятников, до сих пор не возвращенных Церкви музеями. Почему так происходит, ведь по федеральному закону 2010 года музеи обязаны были вернуть имущество религиозного назначения?
Законодательство улучшается, но не все хотят соблюдать законы. Когда дело касается какой-либо материальной собственности, всегда возникают прения. Да и Церковь пока не готова взяться за всё. Раньше стоял красивый храм, и вокруг него была деревня, а сейчас часто бывает так: деревни давно уже нет, а полуразрушенный храм стоит в чистом поле. Для Церкви главным является то, что храм – это Святыня, а является ли он памятником архитектуры или нет, не так уж важно. Тем более, что любой древний храм по сравнению с современной архитектурой – это настоящее произведение искусства.
Храм – это дом молитвы, где человек соединяется с Богом. И даже если он давно заброшен, мы должны его восстановить и «оживить» в память о наших предках, которые здесь жили и молились. Нужно бороться, как за каждую душу, так и за каждый храм!
Сегодня понятие патриотизма имеет очень размытые границы. В чем проявляется патриотизм у христиан, «граждан Небес»?
Все истинные христиане, прежде всего, патриоты Небес. Хорошо иметь мудрого и благочестивого царя на земле, но главный наш Царь – это Христос. Он должен царствовать в нашем уме и сердце.
На первом месте у христиан всегда должно быть Царствие Небесное. Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божия и силы его, и вся сия приложатся Вам». Земной патриотизм является подготовкой, ступенью к патриотизму Небесному, и поэтому православные всегда искренне любят свою Родину, свою семью и жизнь свою готовы отдать не только за Бога, но и за Царя, Отечество. Можно уподобить жизнь христианина лествице добродетелей: научаясь почитать своих отцов, мы восходим к почитанию отцов государства, а затем возносимся к почитанию Отца Небесного.
Этот номер по традиции посвящен Царственным Страстотерпцам. В наше время возрождается почитание Царской Семьи, но оно еще не имеет характер повсеместного, будто Царская жертва так и проходит мимо сознания верующих.
-Для меня Царственные Страстотерпцы – это великие святые. К патриотизму я и сам пришёл не сразу, через Веру. Современные люди мало знают о Боге, о патриотизме, о наших героях. Ведь святые – это герои духа. Как трава принимается после зимы, так и Царственные Страстотерпцы, их пример и подвиг, святость и добродетели со временем завоюют сердца россиян.
Мы должны знать своих героев, своих святых. Наш Царь совершил великий подвиг – умер за свою страну, за своих чад. Его подвиг подобен подвигу Христа, и поэтому Церковь его прославила, и мы его почитаем как святого.
Святого Царя называют искупителем и удерживающим, и это отчасти верно. Любой царь в стране или отец в семье удерживает от внешних и внутренних врагов, сохраняет страну или, соответственно семью и если надо – должен положить душу свою за други своя. Но Удерживающим весь мир и каждого из нас от зла и погибели является Дух Святой, а истинным Искупителем является Господь наш Иисус Христос.
Почитание святого царя Николая нельзя возводить в культ, нельзя склоняться к царебожничеству. Пророка Моисея современники пытались обожествить, прп. Иоанну Лествичнику хотели воздавать поклонение как богу, а у святого Иоанна Кронштадского после кончины образовалась секта чрезмерных почитателей. Поэтому Господь сокрыл их святые мощи, чтобы люди не впадали в идолопоклонство. Может быть, именно поэтому мы до сих пор не имеем мощей святых Царственных Страстотерпцев?
Нам сегодня известны пророчества святых о грядущем православном царе. Как Вы считаете, возможно ли возрождение монархии в наше время в России, при нынешней конституции и «демократическом» мышлении большинства народа?
– Когда я 30 лет назад пришел к вере, то с большим интересом читал разные пророчества. Но потом понял, что Царя нужно прежде всего иметь в сердце и уме. Что касается установления монархии в России, то на современном этапе это невозможно. Сейчас все наше общество пронизано западными ценностями, и, даже если Царь придет, никто его не будет слушаться.
Всё зависит, с одной стороны, от воли Божией, а также от покаяния и исправления нашего народа, с другой. Если мы достойно понесём Божии наказания за свои грехи, раскаемся, смиримся и вернёмся к Русской Правде, то Царь Небесный может послать нам православного царя.
Что же касается пророчеств, то всему своё время, да и не все они выполняются, так как у людей свободная воля и мало в нашей жизни получается по Воле Божией, больше по попущению Божию.
В России 80% людей считают себя православными. Тогда откуда у нас такое страшное количество проявлений явного безбожия – аборты и брошенные дети, разводов и случаев семейного насилия?
Статистика в 80 % православных никак не отражает действительность. С этой цифрой можно хоть как-то согласиться, если считать православными тех, которые имеют православные корни.
Православный человек – это не только крещеный и верящий в то, что «что-то там есть», ходящий два раза в год в храм освящать куличи и брать святую воду. Православные живут по Божьим законам; не реже чем раз в месяц исповедуются и причащаются, живут в послушании у Церкви, имеют духовника. Одним словом – в системе православных ценностей и послушаний. Они знают, во что именно и в Кого они верят. Православные крещены «Духом Святым и Огнем». «Духом Святым» – это в Крещении и других Таинствах, а «огнем» – постоянно горят к Богу и поучаются в Слове Божием и чтении Святых Отцов. Если человек не подпитывается этим огнем, он духовно охладевает и отходит от высокого богословия и аскетизма, скатываясь в язычество и суеверия.
Большинство людей в нашей стране не разделяют православные устремления и ценности. Раньше, хотя люди грешили и падали, но всё же был некий идеал – идеал святости. А сейчас никто ни к чему не стремится. Потому-то всё скатывается в явное безбожие, а отсюда уже вытекают проблемы, описанные в Вашем вопросе: аборты, разводы, и пр.
Всё это – проявление того, что ценности изменились, и в основании всего перестал быть Бог. Мерой всех вещей стал человек и его похоти. На первом месте у каждого сейчас стоит «я», «я» и еще раз «я», и еще немного «семья».

Просмотров: 233

Страницы: 1 2 3