Как рассказывать современным подросткам о Великой Отечественной войне?
В последнее время меня не оставляет ощущение, что память о Великой Отечественной войне понемногу выцветает, стирается. Уходят от нас ветераны, живые носители опыта и памяти.
И вот уже один арсеньевский школьник на вопрос о своем отношении к войне и ветеранам отвечает так: «Великая Отечественная война – самый страшный конфликт за последние сто лет.
Из-за войны бессмысленно погибло множество людей, как советских, так и германских граждан. А ветераны…Они герои, конечно. Но война прошла, прошла давно, и сейчас они такие же люди, как и все мы».
Когда читаешь эти строки, охватывает какое-то бессилие. Еще большее бессилие и отчаяние наступает, когда слышишь новости о том, что какие-то подростки поджарили сосиски на Вечном огне, или сломали памятник, или разрисовали надгробие. Кажется, у них нет ничего святого. Как объяснить им всю тяжесть их поступков? Как передать им то, что для нас свято? Нас – я имею в виду мое поколение, тех, кому сейчас 25-30 лет. И конечно, тех, кто старше нас. Как передать наши ценности, передать память о войне, о подвиге многих миллионов солдат, которые спасли нашу страну и остальной мир от смерти, рабства и позора? На эти вопросы еще предстоит найти ответ. И не в теории, а на практике, опытным путем. Путем честного и открытого разговора с молодежью.
Вечером 11 февраля в общежитии индустриального колледжа КГБПОУ «ПИК» была проведена беседа «Дальневосточные страницы Великой Отечественной войны». Основа беседы – доклад Сергея Геннадьевича Новикова, начальника Управления Президента РФ по общественным проектам, прочитанный во время открытия Всероссийского молодежного форума ОстроVa-2020.
В начале беседы мы с ребятами просто поговорили о войне – что они об этом знают, как относятся к ней. В школе обычно рассказывают только об основных событиях войны – блокаде Ленинграда, битве на Курской дуге, обороне Москвы. И совсем не говорят о том, что вообще-то война планировалась на 2 фронта: фашистская Германия с одной стороны и Япония с другой. Министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп в телеграмме от 15 мая 1942 г., посланной в Токио, выразил свое желание, чтобы Япония «приняла решение напасть на Владивосток в самое ближайшее время».
Он писал: «Без сомнения, для захвата сибирских, приморских провинций и Владивостока, которые так жизненно необходимы для безопасности Японии, никогда не будет столь благоприятного случая, как в настоящий момент». Территория Советского Союза рассматривалась Японией как часть Великой Восточноазиатской зоны процветания.
Предполагалось, что в эту зону войдет вся Монголия, Китай, Корея и страны Юго-Восточной Азии, включая Австралию с Новой Зеландией. По плану «Ост» граница немецкого Рейха была до Уральских гор. А всё, что после Уральских гор, предполагалось отдать Японии. В частности, Приморская область СССР стала бы регионом в центральной части этой огромной колониальной империи.
85% населения европейской части СССР тоже планировалось насильно переместить за Урал, как раз в эту Великую Восточноазиатскую зону процветания. Планировалось 1 поколение оставить в европейской части и стерилизовать для того, чтобы эта рабская сила не могла размножаться.
После победы над Германией Советский Союз вступил в войну с Японией. Сейчас может показаться, что это было необязательно – ну была милитаристская Япония, ну была у них армия в 7 миллионов человек, можно было бы оставить в покое. Но на самом деле, это совсем не так. Почему?
Дело в том, что Квантунская армия готовила бактериологическую войну. Эти бактериологические боеприпасы успешно испытывались Японией. Например, в 1941 году в г. Чандэ (около озера Дунтинху – Центральный Китай) в расположение армии с самолета были сброшены бомбы, начиненные блохами, зараженными бактериями чумы. На границах с Советским Союзом было сконцентрировано такое количество боеприпасов с бактериями чумы, холеры, тифа….Что если бы эта война началась, этих бактерий хватило бы на весь земной шар. Так что тогда, сразу после окончания Великой Отечественной войны, над миром висела реальная угроза бактериологической войны. И то, что СССР смог всё это предотвратить, это настоящий вклад в мир во всем мире, как бы пафосно это не звучало.
А сразу после победы над фашистами США разработали планы по бомбардировке советских городов. Сначала планировалось устроить Хиросиму в 20 советских городах, а потом – в 200… И эти планы не были претворены в жизнь только благодаря тому, что в СССР уже активно разрабатывалось ядерное оружие. И это оружие защищает нас до сих пор.
Эти события давно минувших дней до сих пор влияют на наше настоящее, на политическую ситуацию. Прямо сейчас активно переписывается история. Еще немного лет – и мы уже станем свидетелями того, когда начнут говорить, что это СССР напал на фашистскую Германию. И уже хотя бы поэтому стоит об этом говорить. Мы и наши дети должны сохранить память об этих событиях, об этом подвиге наших солдат.
Но как это сделать? Как должна строиться работа с молодежью? Вопрос остается открытым.
Екатерина Придворова
Отзыв о мероприятии:
Андрей Борщевский, 18 лет: «Радует, что в наше неспокойное от обилия различного качества и количества информации время, когда можно легко заблудиться в потёмках интернета, делается акцент на действительно важные темы. Тема Великой Отечественной и Второй Мировой войн всё чаще становится предметом ожесточенных дискуссий, обрастает мифами, легендами и откровенной ложью, поэтому я горячо приветствую, что мероприятие проводилось именно в форме диалога, и было направлено в первую очередь не на выдачу очередной порции информации, а на формирование обоснованного взгляда на затрагиваемые вопросы.
Надеюсь, что аудитория, и более активная её часть, и те, кто вели себя сдержанней, действительно задумаются о значении событий Великой Отечественной и, вооружившись критическим мышлением и собственной аргументированной позицией не дадут нашему поколению поверить в неуместные мифы, а наоборот, помогут понять, что происходившие тогда события действительно заслуживают почётного места в памяти и нашего народа, и всего человечества».
Просмотров: 134