Крещение Господне, крестный ход и святая вода (+ Фото)
19 января в Храме Святого Николая Чудотворца прошла Божественная Литургия, затем верующие прошли Крестным ходом к подготовленной на реке Уссури иордани, чтобы принять участие в чине освящения воды.
Для православных верующих Крещение – один из самых древних праздников христианской Церкви, и в этот день необходимо посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду.
Люди, которые не посещают храмы, тоже знают, что на Крещение проходит освящение воды, и она становится святой и исцеляющей болезни. Некоторых привлекает этот обряд потому, что после освящения можно окунуться в подготовленной проруби – иордани. Для кого-то это возможность смыть с себя грехи, накопившиеся за год. Некоторые просто проверяют свою способность в крещенский мороз (а, как правило, в крещенский Сочельник морозы стоят знатные) с головой окунуться в ледяную воду. Но не все, кто в крещенскую ночь приходит к иордани, знают, что означает праздник Крещения. Принято просто называть его – Крещение Господне, еще его называют Богоявлением.
Погода в этот день была ясной и морозной, снег ядрено хрустел под ногами, как и всегда в самый разгар крещенских морозов. От Свято-Никольского храма с хоругвями и иконами, с пением тропарей начался Крестный ход. У участников процессии приподнятое, праздничное настроение, несмотря на то, что в этом году он не многолюдный – день будний, рабочий. Люди спешат по своим делам, а крестный ход движется к реке Уссури. Традиционно заранее там подготовлена иордань. Обычно ее вырубали во льду в виде креста, и после чина освящения воды верующие набирали воду, а смельчаки погружались троекратно с головой, осеняя себя крестом. Но в этом году все проще – крестообразно вырублены четыре проруби и установлен деревянный крест.
Почему нет купели? Причина одна – безопасность людей. Из-за коронавирусной инфекции плюс забота о бесстрашных купальщиках. Не секрет, что бывают и такие окунающиеся в иордань, кто для храбрости принимал «лекарство» – алкоголь. И после завершения обряда освящения воды «принявшие на грудь» по-своему отмечали праздник, тем самым оскверняя святыню и не контролируя собственную безопасность.
В то время, как служится молебен, людские разговоры затихают и стоит особенная тишина. Отец Анатолий три раза опускает в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. Затем окропляет собравшихся. Освящение воды – это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле. В песнопениях на Крещение Господне есть слова «Днесь вод освящается естество», то есть сегодня освящается все естество. Если даже в каком-то водоеме вода не освящалась, принято считать, что в день Крещения вся вода становится святой, даже из крана.
Верующие люди очень трепетно относятся к крещенской воде. Кстати, воду освящают два раза. Первый раз накануне, 18 января, в сочельник, второй раз после Литургии 19 января. И называют освященную крещенскую воду великой агиасмой (агиасма в переводе с греческого «святыня»). В чине освящения воды говорится, что «вода для исцеления души и тела». И принимать ее надо с верой и благоговением. А если пить ее как заряженную экстрасенсом Чумаком водицу, чтоб исцелить печень и почки, то вряд ли поможет.
Хранить агиасму стоит в специально отведённом месте, лучше рядом с иконами. Не следует ставить бутылки со святой водой на пол. Бывают случаи, когда домочадцы по незнанию выливают святыню, думая, что это обычная вода. Чтобы избежать таких неприятностей, бутылки со святой водой следует подписывать: для удобства в храмах сейчас продаются специальные наклейки. Крещенскую воду верующие обычно хранят целый год, до следующего Крещения. Известны случаи, когда святая вода оставалась неизменно свежей в течение нескольких лет.
После чина освящения воды участники Крестного хода возвращаются в храм, чтобы закончить Литургию. Отец Анатолий благословил всех крестным знамением, и радость и приподнятое настроение, которые царили все это время в храме, ручейками растеклись по Чугуевке. Чтобы обязательно попасть в сердце каждого человека.
«Что вы чувствуете в этот день?» – вопрос к прихожанам, пришедшим на берег Уссури. Для многих – это «радость, тепло и свет в душе и сердце». «Этот праздник на самом деле несет в себе слишком большой смысл и значение» – говорили другие.
Возможно, этот праздник не для каждого значим. Но если постараться немного вникнуть в суть, станут понятными его значение и смысл. Святые традиции имеют на Руси вековую практику и глубоко связаны с нашей культурой, как и вся наша жизнь.
Справка. Праздник был установлен в память о Крещении Иисуса Христа в реке Иордан, когда людям впервые были явлены все Три Лица, Три Ипостаси Триединого Бога – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух (Святое Богоявление). Приняв Крещение, Иисус Христос поднимается из иорданских вод, небеса разверзаются, и Дух Божий, словно горлица, ниспускается на Иисуса, а голос с небес возвещает: «Это – Сын Мой возлюбленный, и в Нем – Мое благоволение». Так людям было явлено, что Иисус – это Сын Божий. И, одновременно, человечеству были явно открыты все Три Лица Святой Троицы: Бог Отец гласом с Неба, Бог Сын – Иисус Христос, выходящий из воды, и Бог Дух Святой.
Светлана Баранникова.
Фото автора.
Просмотров: 182