Крещение Господне. Простые ответы на сложные вопросы
Крещение Господне является великим православным праздником и отмечается ежегодно 19 января. В этот день воспоминается крещение Спасителя мира Иисуса Христа от рук Своего Предтечи – Иоанна Крестителя. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трёх лицах Своего Божества: Бог Сын – Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой снизошёл на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.
Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник связано с традицией в этот день варить сочиво – пшеничную кашу с мёдом и изюмом. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа Церковь установила пост. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до первого причащения крещенской воды после Литургии. Церковная служба сочельника состоит из царских часов, вечернего богослужения и вечерни с Литургией, на которых совершалось Великое освящение воды. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа, утром совершается Литургия.
На службе навечерия, 18 января, после вечерни с Литургией, после Великого водосвятия можно взять святую воду. После того, как пришли из храма, необходимо окропить своё жилище, а если проживаете в деревне, то и всё хозяйство крещенской водой.
Пьётся крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть- чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую Агиасму, так называется вода, освящённая Великим чином. Если предписан приём лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела.
Церковь называет освящённую Великим чином воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку – каждый час по ложечке, с верой, конечно. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Великая Агиасма не портится, если к ней относиться с благоговением, обычно она хранится рядом с иконами в стеклянной бутылке. Незачем святую воду выносить из храма бидонами, достаточно взять литровую или двухлитровую бутылку и при надобности добавлять пару капель святой воды в обычную и эту воду употреблять как освящённую.
Существует мнение, что в ночь с 18 на 19 января освящается вся вода в мире. Освящается и становится святой именно та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин; мнение о том, что в этот день освящаются все воды, не является частью православного вероучения. Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах?
Это распространившееся заблуждение восходит к более широкому пониманию современности, тому типу религиозности, который подразумевает нечто магически получаемое: действительно, зачем идти в церковь на службу, вдруг очередь придётся за святой водой стоять? Зачем Богу молиться?
Зачем стараться понять, в чём смысл праздника Крещения, зачем дать себе труд задуматься, какой смысл освящения святой воды, когда можно просто включить кран в ванной и набрать ведро воды, и считать, что она святая. Но для тех, кто верит, и не имеет возможности быть на церковной службе по причине гонений, нехватке священнослужителей, или из-за громадных расстояний, тем Господь совершает чудо, по их вере набранная ими вода освящается.
На сам праздник существует молодецкая забава – купание в проруби. Само купание не является церковной традицией, это людская забава и не более. Мнения о том, что тот, кто окунётся в крещенскую прорубь, не будет болеть, всё у него будет хорошо весь год, а тем более, что в этом купании смоются все грехи, являются чистым вымыслом.
Грехи омываются слезами покаяния в Таинстве Исповеди. Прежде чем нырнуть в прорубь, задайте себе вопрос: «Зачем я буду нырять в прорубь?» И если вы «морж» – смело ныряйте. Если же нет, не стоит рисковать неподготовленному человеку.
Иерей Владимир Пыжиков, священник кафедрального Благовещенского собора в Арсеньеве
Просмотров: 64