Нам пишут: «Что дает пост человеку?» или разговор с внучкой

Этот вопрос моей внучки привел меня в ступор. Впервые я не смогла дать исчерпывающий ответ ребенку. Отложили разговор на неделю. Поймала себя на мысли, что сама никогда не задумывалась об этом. Вопрос, который посещал хоть раз каждого – простой и сложный одновременно. Сейчас много разговоров на эту тему. Одни считают пост просто диетой, другие – вкладывают в это слово духовную составляющую.
С каждым годом растет число желающих искупаться в крещенской иордани, в надежде смыть свои грехи, накопившиеся за год. Как известно, практика купания не имеет прямого отношения к Празднику Крещения Господня. Может так же происходит и с постом? Ограничил себя в еде и уже, пожалуйста – я хороший.
Я не знаю: как ограничения в еде могут помочь человеку стать лучше? А с другой стороны, мы тренируемся управлять своими желаниями, тем самым дисциплинируем себя. Помните басню «…и кому на ум пойдет, на желудок петь голодный»? Вот и мы в пост не думаем о развлечениях, значит больше думаем о главном, отодвигаем второстепенное на задний план.
Человек же не может не думать, на то он и человек. Во время поста мы даем отдых всему организму. Может легкое пищеварение и приближает нас к легкости мышления? Пост дает нам и новые возможности: мы лучше и ярче воспринимаем вкус любимых блюд, мы полноценно готовимся к празднику. В поисках рецептов мы значительно расширяем свой рацион.
Своим примером мы воспитываем детей и внуков, учим их управлять своим «хочу», учим радоваться простым вещам, правильно расставлять жизненные приоритеты. А это дорогого стоит. Я допускаю, что могут возникнуть и сложности. Многие считают, что без мяса невозможно питаться, другие пытаются приготовить постные блюда из дорогих продуктов и решают, что это накладно, или не знают, что готовить.
Великий пост – самый значимый период в жизни любого верующего. Сроки поста постоянно меняется в зависимости от даты Пасхи. Чтобы разобраться, что такое истинный пост и как его соблюдать, обратимся к Библии. Здесь описываются люди, которые сокрушаются, что не получают Божьей помощи во время своего поста: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?».
И Бог указывает им на причины их неудач: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?».
И далее Господь говорит, каким должен быть истинный пост: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся».
Господь говорит: если твой пост заключается только в том, чтобы не есть или не пить, то Мне такой пост не нужен! Какая польза от поста, в который вы исполняете свою волю, а не волю Божью? Вы хотите получить от Меня благословения, но что вы сделали для того, чтобы самим стать благословением для других людей, для Моих детей?».
Мы даем обет соблюдать строгую диету 40 дней, а Господь с сожалением смотрит на нас и говорит: «Меня не интересует, чего ты сегодня НЕ ел. Ты делаешь это от пресыщения твоего. Но в твоем подъезде, на твоей улице есть человек голодный. Ел ли он сегодня? – вот о чем я хочу спросить тебя!».
Пост – это время воздержания и ограничения, время, когда человек томит свое тело, чтобы душа могла «напитаться», это время самоанализа, пересмотра своей жизни, период наиболее активной работы над собой по исправлению своих недостатков. А еще – это помощь ближним и творение дел милосердных.
К сожалению, чаще всего мы делаем добро только нашим родным и близким, тем, кто может отблагодарить нас и дать что-то взамен.
В Библии нет описания постов в таком виде, к какому мы привыкли сегодня: многодневное воздержание от пищи животного происхождения в определенные дни. Эти традиции пришли в церковь спустя столетия после жизни Христа на земле. Соблюдать эти традиции или нет – каждый человек вправе решать сам.
Е. Петрук.
(Письмо пришло в газету “Восход”)

.
Благодарим Вас за письмо!
.
Начнем с самого главного. Пост – это прежде всего Божественное постановление. Сам Господь в Евангелии от Матфея пишет: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом». (Мф. 17:21)
В последнем абзаце Вы пишете: «В Библии нет описания постов в таком виде, к какому мы привыкли сегодня: многодневное воздержание от пищи животного происхождения в определенные дни». Как же тут забыть про постничество св. Иоанна Крестителя, который ни ел ничего, кроме акрид и дикого мёда? Как забыть про то, что Сам Господь наш на протяжении 40 дней ничего не ел и не пил? Как же Вы говорите, что в Библии нет примеров многодневных постов? Пост – это не просто одна из православных традиций, пост – это Божие постановление. Вспомните, как у Иисуса Христа спрашивали иудеи, когда Он ходил со своими Апостолами, и они замечали, что никто из них не постится. Из этого мы можем сделать вывод, что и в ветхозаветной религии был пост. Поэтому нельзя сказать, что пост появился в Православной Церкви не сразу.
В добавление хочется сказать: пост – это не только православная традиция. Пост присутствует почти во всех религиях мира. Например, шаолиньские монахи в течение 15-20 лет, с момента принятия монашеских обетов, едят только один рис. Только иногда им чуть-чуть разрешают овощей. И только по истечении 15-20 лет такого поста им разрешают вкушать и другую пищу, кроме риса.
Спортсмены тоже иногда постятся. К примеру, у них есть такое понятие как сушка, когда они полностью отказываются от еды ради совершенства своего тела, для получения рельефа.
Чем же отличается православный пост от других постов?
Пост – это не просто время воздержания и ограничения, это время, когда человек пытается отсечь от себя всё лишнее, чтобы приблизиться к Богу. Когда мы наедаемся, грубо говоря, «от пуза», (не так важно, постной пищей или непостной), и уже не думается о молитве, о земных поклонах и о всем подобном. Но общеизвестно, что скоромная пища усваивается дольше, чем постная. В этом – одна из целей поста: перейти на более легкую в усвоении пищу, чтобы было легче молиться и бороться со своими страстями. Сами же Вы хорошо об этом пишете: «Мы тренируемся управлять своими желаниями, тем самым дисциплинируя себя, и во время поста мы даем отдых всему человеческому организму».
Вы пишете, что не знаете, как это еда может влиять на человека. Джером К. Джером в одной из своих книг описывает случай: поел булочек – и всё, стал бездушной скотиной, хлестнул алкоголя – и всё, желудок говорит: «Давай! Покажи, какой ты мощный, какой ты сильный!»
Также Вы затрагиваете то, что постная пища стоит дороже, чем скоромная. Да, иногда бывает, что постная еда (например, мидии, креветки) стоит дороже, чем тот же килограмм мяса. Но эти продукты нельзя назвать обязательным блюдом в пост, это уже своего рода лакомство. Можно ведь прожить пост на картошке и на крупах: это будет гораздо дешевле по стоимости молочных и мясных продуктов, которые Вы бы приобрели, если бы не постились.
Раньше, во время любого поста, в особенности Великого, на Руси была такая благочестивая традиция: деньги, сэкономленные во время поста, раздавались нищим. Возможно, эту традицию стоит перенять и нам.
А самое главное – не прекращать духовную работу над собой по окончании очередного поста, но вести ее всегда и вообще. То же самое касается и помощи ближнему, и дел милосердия, о которых Вы пишете.
Храни Вас Господь!
Диакон Владимир Пыжиков
.

Просмотров: 359

Преподобный Серафим Саровский
Вeра безъ дeлъ мертва есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
Преподобный Серафим Саровский