О Таинстве Покаяния (Исповеди)

“Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий”  
прп. Ефрем Сирин 
Таинство Покаяния – одно из семи таинств Православной Церкви. В этом Таинстве человек в присутствии священника открывает Богу свои грехи, страсти и немощи, честно признает все свои худые дела и поступки, недостатки характера и дурные привычки и стремится исправиться и стать хорошим человеком.

Господь через священника прощает исповеданные грехи. Участвовать в Таинстве могут все, кому уже исполнилось 7 лет. Обычно Исповедь предваряет Таинство Причащения. У современного человека возникает множество вопросов насчет исповеди, к примеру, что такое грех, зачем вообще нужно исповедоваться, для чего необходимо посредничество священника и почему нельзя рассказать о своих грехах напрямую Богу? В этой статье приводятся ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы об исповеди.  

ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ И ПОЧЕМУ В НЕМ НУЖНО КАЯТЬСЯ? 

Грех – это очень глубокое, многослойное понятие, связанное с нарушением норм нравственности и морали. Сегодня человек очень много слышит о грехе, но почти ничего о нем не знает. Современная массовая культура так часто использует это слово не по назначению, что оно постепенно лишается своего истинного содержания. В супермаркете симпатичная девушка в форменном наряде предлагает продегустировать вино «Исповедь грешницы». Мужественный профиль Брюса Уиллиса на огромных рекламных щитах рекламирует блокбастер «Город грехов». А в эфире FM-радиостанций уже лет десять гоняют шлягеры с названиями «Грешной души печаль», «Грешный ангел» и т.п. В результате массовым сознанием грех сегодня воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, что очень хочется совершить, хотя по непонятным причинам это очень не нравится Богу. Таким образом, по отношению к греху в современном мире действует психология школьного хулигана: нарушая все, что только можно нарушить, получаешь запретное удовольствие и одновременно – зарабатываешь репутацию смелого и независимого человека.  

В сущности своей грех – это состояние души человека, диаметрально противоположное морали и чести. Многие из нас не осознают, что грехи – это не только то, что было совершено человеком. Это еще и его нечистые, грешные мысли, неблаговидные планы, недобрые замыслы. Если человек хотя бы мысленно задумал что-то смутное и плохое – это тоже грех. Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1Ин.3:4), нарушение Божественных заповедей и духовных законов.  

ЗАЧЕМ НАМ ВООБЩЕ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ? 

Каждый из нас не может представить свою жизнь без регулярного приема душа, во время которого мы смываем со своего тела грязь и избавляемся от неприятных запахов. В повседневной жизни мы привыкли ухаживать за телом, мыть его и питать кремами, лосьонами и всевозможными средствами. Когда наше тело грязное –  мы чувствуем себя в высшей степени дискомфортно, стыдимся и стремимся как можно скорее очиститься. Также и наша душа нуждается в регулярном очищении. Грязь души – это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди. Человек грешит, грешит много, грехи незаметно переходят в страсти, от которых человек уже и отказаться самостоятельно не может. Накопившиеся грехи, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошенность. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не иметь внутренней твердости. Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов. Исповедь – это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведет к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. При сердечном раскаянии в своих согрешениях при свидетеле-священнике человек получает от Бога прощение и, что очень важно, силы на борьбу с теми грехами, которые уже вошли в привычку. Искренняя Исповедь приносит нам также и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет порочные наклонности и страсти, удерживает от новых грехов.  

ЗАЧЕМ НА ИСПОВЕДИ СВЯЩЕННИК? 

Многие спросят: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, именно в церковной обстановке? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения – разве этого недостаточно?» Но если, к примеру, человек провалился в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь грязный, – разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Чтобы смыть грязь, нужен источник чистой воды. Так вот чистая вода для души, чтобы ее отмыть, и есть благодать Божия, источник этой воды – Церковь Христова, а Таинство Исповеди – это процесс омовения. В Свое время Господь дал власть прощать грехи апостолам, от которых эта власть перешла к епископам и священникам, вплоть до ныне здравствующих. Вне Церкви, без посредничества священника, к сожалению, даже если человек и жалеет, сокрушается о своих дурных делах, – освобождения от них ему не получить. 

Не надо при исповеди стесняться или бояться батюшки. Священник, как сказано в молитве, есть «только свидетель», он должен засвидетельствовать, что человек действительно кается. Исповедь – это Таинство, которое совершает Сам Господь, и Он дает священнику почувствовать, что оно совершилось. Господь так устраивает, что, если человек кается глубоко, открывая даже самые страшные грехи, в душе иерея Божия – радость. Это для священника духовный праздник, потому что кающийся человек преодолевает самого постоянного и трудного своего противника – самого себя. Он одерживает над собой духовную победу, и священник свидетельствует, что да, она действительно совершилась. 

Чем отличается состояние покаяния, раскаяния от просто искреннего осознания своих грехов? Или, может быть, это одно и то же? 

Покаяние и просто осознание своих грехов – состояния, существенно отличающиеся друг от друга. Недостаточно только осознавать свою греховность – с ней нужно бороться. Покаяние как раз и содержит в себе не только осознание греховности, но и намерение исправиться. Покаяние  –  это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей – не только явных, но и тайных. Покаяние есть глубокое сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты. Человеку тяжело осознавать свою греховность, в которой его обличает голос совести. С грузом плохих мыслей и поступков тяжело, невозможно жить.  

КАКОЕ ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ИСПОВЕДИ? 

Основное правило исповеди таково: нужно рассказывать о том, что мучает нашу совесть. Естественно, человеку, только пришедшему в Церковь, совесть будут отягощать наиболее страшные и существенные грехи. В них верующий и будет каяться. Понятно, что он не сможет вспомнить все грехи, совершенные в детстве, в юности. Может, часть из них он и не осознаёт. Но, если человек будет двигаться по пути очищения себя, стремиться к Богу, то рано или поздно он осознает и поймет более мелкие, незначительные грехи, которые были совершены ранее. Поэтому, если вспомним и осознаем наши “старые” грехи, то должны в них каяться на исповеди. Если же не вспомним, но будем обращаться к Господу искренне, то можно быть уверенным, что Он даст нам такую возможность в свое время.  

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИЮ 

1. Осознать свои грехи. 

С осознания своих грехов и начинается Покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним. 

а. Грехи против Господа Бога: 

– неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.; 

– вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший); 

– творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира; 

– обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями. 

б. Грехи против ближнего: 

– пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент); 

– осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь); 

– блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня так называемый «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но не венчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви; 

– аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его; 

– присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих; 

– ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова. 

   Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к Исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести. 

2. Говорить только о грехах, причем собственных

   Говорить на Исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая Исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на Исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха. 

  3. Быть в мире со всеми. 

   «Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего. 

   Не забывайте, что это Таинство Исповеди должно быть регулярным. Не откладывайте следующую Исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера. 

Подготовила Екатерина Ткачёва 


Просмотров: 317

Святой праведный Алексий Мечев
Во всем надо так поступать: вот что-нибудь нужно сделать – сейчас вспомни, как бы тут поступил Иисус Христос, пусть это будет для тебя руководством во всем. Так постепенно все нехорошее, греховное будет отступать от тебя.
Святой праведный Алексий Мечев
vkontakte
vkontakte