Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года.
I. Освященный Архиерейский Собор 24-29 июня 2008 года, будучи первым Собором Русской Православной Церкви с участием епископата Русской Зарубежной Церкви, поручил Священному Синоду по надлежащем рассмотрении «принять решение по вопросу, связанному с прославлением святых Русской Православной Церковью Заграницей, канонизированных в период разделения» (определение по докладу председателя Синодальной комиссии по канонизации святых).
Соответствующая работа велась под председательством Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в рабочей группе для рассмотрения вопроса о почитании новомучеников и исповедников Российских ХХ века, канонизированных Русской Православной Церковью Заграницей в период разделения, созданной Священным Синодом 6 октября 2008 года (журнал № 73). С 2013 года эта работа была продолжена под председательством Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона в рабочей группе по согласованию месяцесловов Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, сформированной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
7 октября 2015 года очередное заседание этой рабочей группы прошло под председательством Предстоятеля Русской Православной Церкви и при участии первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Участники заседания отметили результаты изучения подвига лиц, почитаемых в русском зарубежье. Была признана возможность общецерковного прославления следующих святых, ранее канонизированных Русской Зарубежной Церковью:
страстотерпца праведного Евгения врача (Боткина), принявшего страдания вместе с царской семьей в Ипатьевском доме (†1918, память 4 / 17 июля);
святителя Ионы, епископа Ханькоуского, совершавшего свое архиерейское служение в Маньчжурии с 1922 года и до своей кончины (†1925, память 7 / 20 октября);
священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним пострадавших мучеников многих, принявших мученические венцы в 1900 году в Пекине (память 10 / 23 июня).
Деятельность рабочей группы по согласованию месяцесловов Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви продолжается. Изучаются материалы, касающиеся других царских слуг, сопровождавших царскую семью в Екатеринбург — графини А.В. Гендриковой, И.М. Харитонова, А.С. Демидовой, а также убиенных в Алапаевске вместе с преподобномученицами великой княгиней Елисаветой и инокиней Варварой князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей. Рассматриваются также обстоятельства жизни и кончины других лиц, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви.
II. В 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента учреждена комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви. При исследовании святцев было установлено, что ряд широко почитаемых (в том числе издревле) в Русской Православной Церкви святых еще не получил общецерковного прославления. К таковым относятся:
  • преподобный Александр Пересвет (†1380, память 7 / 20 сентября);
  • преподобный Амфилохий Почаевский (†1971, память 29 апреля / 12 мая);
  • преподобный Андрей Ослябя (†1380, память 7 / 20 сентября);
  • преподобный иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев) Московский (†1918, память 24 августа / 6 сентября);
  • преподобный Варлаам Серпуховской (†1377, память 5 / 18 мая);
  • преподобная Васса Псково-Печерская (†ок.1473, память 19 марта / 1 апреля);
  • святитель Геннадий, архиепископ Новгородский (†1504, память 4 / 17 декабря);
  • преподобный Герасим Болдинский (†1554, память 1 / 14 мая);
  • святитель Геронтий, митрополит Московский и всея Руси (†1489, память 28 мая / 10 июня);
  • преподобная Досифея (Тяпкина), Киевская затворница (†1776, память 25 сентября / 8 октября);
  • преподобный Елисей Лавришевский (†ок.1250, память 23 октября / 5 ноября);
  • святитель Иоасаф (Скрипицын), митрополит Московский и всея Руси (†1555, память 27 июля / 9 августа);
  • преподобный Иона Псково-Печерский (†ок.1480, память 29 марта / 11 апреля);
  • преподобный Корнилий Крыпецкий (†1903, память 28 декабря / 10 января);
  • преподобный Корнилий Переяславский, (†1693, 22 июля / 4 августа);
  • преподобноисповедник Кукша Одесский (†1964, память 16 / 29 сентября);
  • преподобный Лаврентий Черниговский (†1950, память 29 декабря / 11 января);
  • преподобный Леонид Устьнедумский (†1654, память 17 / 30 июля);
  • преподобный Марк Псково-Печерский (†1400-годы, память 29 марта / 11 апреля);
  • преподобный Мартин Туровский (†1150, память 27 июня / 10 июля);
  • святитель Мина, епископ Полоцкий (†1116, память 20 июня / 3 июля);
  • святой благоверный князь Ростислав (в крещении Михаил) Смоленский (†1167, память 14 / 27 марта);
  • преподобный Симеон (Желнин), иеросхимонах Псково-Печерский (†1960, память 5 / 18 января; 19 марта / 1 апреля);
  • святитель Симеон, первый епископ Тверской (†1289, память 3 / 16 февраля);
  • преподобный Симон Сойгинский (†1562, память 24 ноября / 7 декабря);
  • святая праведная княгиня София Слуцкая (†1612, память 19 марта / 1 апреля);
  • преподобный Христа ради юродивый Феофил Киевский (†1853, память 28 октября / 10 ноября);
  • святитель Филарет (Амфитеатров, в схиме Феодосий), митрополит Киевский (†1857, память 21 декабря / 3 января);
  • святой благоверный князь Ярослав Мудрый (†1054, память 20 февраля / 5 марта; в високосный год 4 марта).
Синодальная комиссия по канонизации святых, изучив жития перечисленных подвижников благочестия, направила в Священный Синод предложение об их общецерковном прославлении.
Кроме того Комиссия по канонизации святых рассмотрела возможность общецерковного прославления праведного Павла Таганрогского, причисленного к лику святых для местного почитания в Ростовской епархии в 1999 году. Члены Комиссии констатировали, что почитание праведного Павла распространилось не только в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви, но и за их пределами. Предложение о его общецерковном прославлении также было направлено в Священный Синод.
III. Священный Синод, рассмотрев в своем заседании от 24 декабря 2015 года (журнал № 95) представленные материалы, определил включить в предлагаемую на утверждение Освященного Архиерейского Собора повестку дня Собора вопрос об общецерковном прославлении перечисленных выше местночтимых святых.
С учетом изложенного, заслушав доклад епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Освященный Архиерейский Собор определяет:
1. Благословить общецерковное почитание следующих местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви:
  • преподобного Александра Пересвета;
  • преподобного Амфилохия Почаевского;
  • преподобного Андрея Осляби;
  • преподобного Аристоклия Московского;
  • преподобного Варлаама Серпуховского;
  • преподобной Вассы Псково-Печерской;
  • святителя Геннадия, архиепископа Новгородского;
  • преподобного Герасима Болдинского;
  • святителя Геронтия, митрополита Московского и всея Руси;
  • преподобной Досифеи, затворницы Киевской;
  • страстотерпца праведного Евгения врача;
  • преподобного Елисея Лавришевского;
  • святителя Иоасафа, митрополита Московского и всея Руси;
  • святителя Ионы, епископа Ханькоуского;
  • преподобного Ионы Псково-Печерского;
  • преподобного Корнилия Крыпецкого;
  • преподобного Корнилия Переяславского;
  • преподобноисповедника Кукши Одесского;
  • преподобного Лаврентия Черниговского;
  • преподобного Леонида Устьнедумского;
  • преподобного Марка Псково-Печерского;
  • преподобного Мартина Туровского;
  • святителя Мины, епископа Полоцкого;
  • священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих;
  • праведного Павла Таганрогского;
  • святого благоверного князя Ростислава (в крещении Михаила) Смоленского;
  • преподобного Симеона Псково-Печерского;
  • святителя Симеона, первого епископа Тверского;
  • преподобного Симона Сойгинского;
  • святой праведной княгини Софии Слуцкой;
  • преподобного Феофила Христа ради юродивого, Киевского;
  • святителя Филарета (в схиме Феодосия), митрополита Киевского;
  • святого благоверного князя Ярослава Мудрого.
2. Составить отдельную службу каждому из благословляемых к общецерковному почитанию святых, если таковая до сих пор не была составлена, а до времени составления отдельных служб отправлять службы по Общей Минее, каждому по его чину.
3. Общецерковное празднование памяти благословляемых ныне к общецерковному почитанию святых совершать в прежде установленные дни.
4. Писать благословляемым ныне к общецерковному почитанию святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.
5. Опубликовать жития благословляемых ныне к общецерковному почитанию святых, если они уже составлены, или составить заново и опубликовать для назидания в благочестии чад церковных.
6. Сообщить имена перечисленных подвижников Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы.
7. Подтверждая ранее принятые решения Архиерейских Соборов и Священного Синода, касающиеся канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской, в то же время считать необходимым дальнейшее изучение обстоятельств жизни и кончины лиц, подвергшихся в годы гонений на Церковь насильственной смерти в связи с исповеданием ими веры во Христа.
8. Отметить, что в отдельных случаях выявляемые при исследовании новые архивные данные настоятельно требуют дальнейшего изучения, до получения результатов которого может оказаться целесообразным временное приостановление общецерковного почитания некоторых лиц.
9. В необходимых случаях имена вышеупомянутых лиц до завершения изучения не помещать в общецерковном месяцеслове, при возможном сохранении сложившейся традиции местного почитания, где таковая имеется.
10. Соответствующие исследования ряда дел могут быть завершены лишь после открытия всех архивных документов.
11. Предпринять необходимые усилия для обеспечения ознакомления епархиальных архиереев с материалами следственных дел, касающихся лиц, пострадавших в годы гонений и почитаемых во вверенных этим архиереям епархиях.

Просмотров: 58

Старец Иосиф Исихаст
Вот Бог попустил бесам тебя немного встряхнуть, чтобы ты увидел, где находишься. Чтобы стала видна гордость, чтобы смирилось твое сердце. Чтобы ты познал, что ты – человек, «познай себя». Чтобы ты стал сострадательным к согрешающим и совсем их не осуждал.
Старец Иосиф Исихаст