PrimGorod.ru: Религия сегодня. Вопросы, которые Вы боялись задать.
Практически любой человек на планете, независимо от его веры, знает об Иисусе Христе. Ведь его рождение — это точка отсчета хронологии человечества. А потому можно считать, что религия вплетается в жизнь любого человека, в том числе и не верующего.
Но когда заходит речь о сверхъестественной силе, то у многих могут возникнуть вопросы к религии, которые не могут ужиться с существующими у человека познаниями.
Такие вопросы иногда человек стесняется, боится или просто не знает кому задать.
Мы решили собрать самые смелые вопросы наших читателей в социальных сетях и задать их религиозным представителям. Предлагаем Вашему вниманию ответы, которые дал нам иерей Владимир Пыжиков, клирик кафедрального Благовещенского собора города Арсеньев.
Первый вопрос от нашей редакции. Хэллоуин получил распространение в нашей стране, активно используется в клубах, а ребятишки ходят собирать конфеты уже не на колядках, а непосредственно 31 октября. В преддверии этого зарубежного праздника нельзя обойти стороной вопрос — Как церковь относится к празднику Хэллоуин и к его русским альтернативам, таким как Святки (период между Рождеством и Крещением с 6 до 19 января) и День Ивана Купалы?
Хэллоуин пришел к нам с Запада, а там он тянется еще с языческих времен. Основная атрибутика «праздника» несет в себе печать ужаса, страха. Люди наряжаются нечистью, персонажами фильмов ужасов, психопатов. Зловещая ухмылка – вот личина этого суррогатного праздника. Для любого верующего человека, это неприемлемо, об этом говорили, как христиане, так и люди исповедующие другие религии, ведь Хэллоуин – это заигрывание с нечистой силой и насмехательство над смертью. Основная масса участников хочет в этот «праздник» пощекотать нервы, попугать других, в общем, весело провести время. Но упоминание темной силы, а тем более воплощение образов зла в нарядах и масках никогда просто так не проходит. Всё это вторгается внутрь и со временем произведет свое действие.
В противовес этому суррогату на Руси всегда было и есть множество добрых, светлых поводов и мотивов для празднования, веселья, игр. Одним из таких праздников являются Святки, период между двумя православными праздниками Рождеством Христовым и Крещением.
В эти дни среди православных принято ходить по домам и прославлять рожденного Спасителя, петь духовные и народные песнопения. В нашем городе несколько лет назад таким образом ходили дьякон (в настоящий момент священник) Александр Семёнов со знакомыми, которые поздравляли всех прихожан. Но в это же время на Святках можно встретить и других «героев» — они уже не прославляют рожденного Христа, не поют духовных песнопений, а выманивают «добычу», припевая, что-то вроде: «…не дадите пирога – уведем корову за рога…». Такие граждане, не получив желаемого, начинают творить то, что в Уголовном Кодексе называется хулиганством. Конечно же, Церковь осуждает такое празднование.
Вы еще спрашиваете об отношении к дню Ивана Купалы, сам этом праздник был взят с христианского календаря, ведь в этот день мы празднуем Рождество Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Язычники его переделали на свой лад, написали свою историю праздника и выдали как оригинальный праздник, хотя исторические документы не знают никакого Ивана Купалу до принятия на Руси Православия.
Что сегодня даёт религия современному человеку?
Говоря о религии, я буду говорить о Православной Вере, т.к. именно она может дать человеку то, что ему действительно необходимо. Православие сегодня дает человеку то, что давало и две тысячи лет назад. Православие – это радость жизни во Христе. Но эту радость нельзя описать рационально, или логически объяснить. Православные много молятся, большую часть года постятся, соблюдают верность в Браке, многое нам нельзя, но у нас есть главное – радость духовной жизни во Христе.
Один священник задал вопрос своим подписчикам в социальных сетях: «Что вам дает Православие?» Ответы были разные, в большинстве люди говорили о радости. Были такие ответы: «Вера дает мне возможность жить, а не существовать!» или «Спасение души, и вообще с Господом быть так хорошо» и многие другие. Ведь общий смысл один: христианство – это радость пребывания с Богом. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16–18), – призывает нас апостол Павел.
Но до этой радости нужно дойти. Нужно сделать не одну тысячу поклонов Великого поста, чтобы почувствовать подлинную радость Пасхи. А когда переживешь не один Великий пост, переживешь его в храме, тогда почувствуешь радость от самого поста, от этого непростого времени работы над собой. И так, совершенно потихоньку, приобретается радость от духовной жизни. И тогда уже многие скорби на пути к ней перестают быть такими значимыми. «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7:7) или, как говорили древние, «дорогу осилит идущий». Надо только идти.
Самый популярный вопрос, на который Вам наверняка уже не раз приходилось отвечать. Ученые утверждают, что найденным останкам динозавров более 100 миллионов лет, а первый человек существовал более 2,5 миллионов лет назад, а по христианской вере, согласной с божественным откровением, записанным в Священном Писании, Бог создал первого человека 7519 лет назад (по отношению к текущему 2019 году от Рождения Христа). Ваш взгляд на это расхождение?
Прежде чем отвечу, хочу пояснить, что между здравой верой и здравой наукой нет разногласий. Наука работает с «материей», а вера с духом. Наука насаждалась верующими людьми, многие святые имели блестящее в свое время образование, как в плане естественных, так и точных наук. В настоящей науке все поддается сомнению, кроме основных аксиом. То, что сегодня было записано в энциклопедиях, как непреложный факт, завтра может отрицаться. Простейший пример: Плутон – то он планета, а то снова не является планетой, или противоречие, которое существует сегодня: одни страны признают четыре океана, а другие в это же время пять.
Сегодня в костных останках динозавров, например, находят мягкие ткани, которых там просто быть не может, если верить тому, что динозавры вымерли более ста миллионов лет назад. Точный возраст Земли, а вместе с ней и Вселенной нельзя сегодня точно определить. До сих пор ведутся споры между креационистами и эволюционистами о возрасте Земли. Среди креационистов есть те, кто пытается примирить две враждующие стороны, говоря о том, что слово «йом» используемое в Библейском повествовании о творении мира, означает любой промежуток времени. Но «попытка» решить эту проблему была сделана ещё задолго до начала всех споров о количестве лет Вселенной. Ответ этот был дан преподобным Ефремом Сирином в IV в Р.Х. Он пояснил, что Бог создавал мир одновременно и старым, и молодым: старым по составу и молодым по времени сотворения, так Адам с Евой были сотворены сразу тридцатилетними.
Бытует мнение, что до охоты Святой Инквизиции, ведьмы считались мудрыми и почитаемыми женщинами. По Вашему мнению, существовали ли в действительности ведьмы, колдуны и т.п., какое Ваше отношение к этому?
Несмотря на распространённое мнение, в Средние века «за колдовство» массово не казнили, это случилось позже, в Новое время и в протестантских странах: американский историк Уильям Т. Уолш пишет: «В Британии было сожжено за ведовство 30 000 человек; в протестантской Германии — 100 000». Жестокой смерти предавали обвиненных в ведовстве и в Шотландии. Карл Китинг приводит такую цитату: «Общеизвестно, что вера в справедливость наказания ереси смертью была столь широко распространена среди реформаторов XVI столетия — Лютера, Цвингли, Кальвина и их последователей».
Инквизиция занималась ересями, которые были на тот момент деструктивными сектами, которые грабили, убивали и всячески расшатывали государственный строй. А в колдовстве обвиняли друг друга крестьяне и горожане — как советские граждане при Сталине, из зависти, из мести, от злобы, ради выгоды. Так поступил и Филипп Красивый в отношении ордена тамплиеров, для справки, смертные приговоры выносила и приводила в исполнение светская власть, а вот церковная заботилась, чтобы человек без покаяния не умер.
Приговоры инквизиции были в большинстве оправдательными и наказания носили духовный характер, только нераскаявшихся еретиков отдавали в руки светской власти. Само же явление как магия, конечно же существовало и существует. Жития святых нам рассказывают о столкновении колдунов и святых. Апостолы Иоанн Богослов, Пётр и другие боролись против волхвов, которые чинили им препятствия в деле проповеди, священномученик Киприан Карфагенский до крещения был величайшим колдуном. Один юноша влюбился в верующую девушку Иустину и попросил Киприана с помощью чар помочь ему соблазнить её. Но после многого колдовства Киприан не смог причинить ей никакого вреда. Тогда он понял, что Христос сильнее любого колдовства, обратился к Богу и закончил свою жизнь мученически.
Важно понимать, что все маги, колдуны, ведьмаки, «бабки» и прочие волшебники имели силу не потому, что такими родились, а потому, что заключали договора с сатаной, и бесы им служили. Но как умирают эти колдуны? А умирают они в страшных муках, стон и проклятие срываются с их губ.
Еще не так давно фамилию Кашпировского знали практически все жители нашей страны. Многие и сейчас посещают сеансы экстрасенсов, гипнотерапевтов и целителей, которые имеют даже диплом в этой сфере. Как Вы относитесь к этому?
В Америке существует премия им. Джеймса Рэнди, в нашей стране аналогичная премия им. Гарри Гудини – эти премии один миллион долларов и рублей соответственно тому, кто в лабораторных условиях покажет и докажет свои экстрасенсорные способности. Подобные премии существуют во многих странах. Еще никто из экстрасенсов не взял ни одну из этих премий – это все, что нужно знать об этих шарлатанах. Конечно, существуют и те, кто обладает силой от дьявола, о которых говорил, отвечая на предыдущий вопрос.
Предостерегаю всех не обращаться к этим «бабушкам» и «старичкам». Они могут вам помочь, но расплата будет непомерной: скажем пьет муж, а жена к бабушке бежит воду заговаривать. Водичка помогла, муж некоторое время не пьет, а потом его повешенным находят в гараже, или начинает пить по-черному еще и жену бьет с детьми. Некоторые «целители лечат молитвами», но спросите его, когда он в последний раз прибегал к Таинствам Исповеди и Причастия. И да, он ни разу не исповедовался и не причащался, а может и вовсе не крещен. Человек хочет получить сразу здесь все и сейчас, не ведая, что он хочет избавиться от последствий, а не от истинной причины всех его бед – грехов. Когда Иисус Христос исцелял страждущих, Он говорил: «Отпускаются тебе грехи» и добавлял: «Иди и впредь не греши».
Социальные сети несколько недель обсуждали и цитировали патриарха Московского и всея Руси, когда он сказал, что в сутки строится примерно 3 храма. Почему существует такая потребность, ведь в Нагорной проповеди Иисус призывал молиться Богу прежде всего за закрытой дверью, наедине.
Советую никогда не вырывать цитаты контекста: в Нагорной Проповеди Иисус Христос учит тому, что не нужно молиться напоказ, как лицемер, который ждет от других похвал и прославлений. И затем Он продолжает, что ты молись за закрытой дверью, что в контексте с предыдущим высказыванием можно понимать, как указание на совершение искренней молитвы, без лицемерия, в условиях уединенности, при которых некому будет воздавать хвалу за совершенную молитву.
Ведь при тайном молении создаются благоприятные условия для борьбы с такими греховными страстями как тщеславие и гордость, которые могут обуревать молящегося человека. Есть и другое толкование на эти Слова Спасителя, что под закрытой дверью имеется виду наше сердце, закрытое для страстей. Очень часто возмущаются стремительным строительством новых храмом те, кто даже на Пасху и Рождество не ходит в храм. А почему храмы их раздражают? Они напоминают о чистом, вечном, святом, о Боге. Совесть в такие моменты просыпается и гложет человека, а он в свою очередь пытается ее своим возмущением заглушить.
Если родственники не верят в Бога и против икон в доме. Стоит ли им пытаться донести важность веры и что делать, если они не воспринимают мои слова?
Конечно, донести стоит. Но вот дело в чем, мы не умеем это сделать правильно, не навредив. И в результате мы ссоримся, ругаемся с домашними, и они ничего не желают слушать о Боге. Как же поступить в этом случае? Прежде всего, молись о просвещении своих родных, брось попытки их загнать вилами в храм, покажи им своей жизнью, что такое жить с Богом, и с терпением и любовью ты постигнешь плоды – приведешь родню к Богу.
В Китае христианство под запретом, также существуют народы, которые не знают про другие религии. Как, по Вашему мнению, Бог относится к тем, кому не позволительно и к тем, кто не ведает?
Христианство в Китае не запрещено, запрещены иностранные миссии и подпольные организации. Китайские студенты обучаются у нас в стране в семинариях и по самым скромным прогнозам к 2040 году число христиан в Китае превысит 300 миллионов. Как Бог относится к тем, кому запрещено исповедовать христианство? Я рад за таких людей, ведь Господь дает им возможность стать мучениками и через то спастись. А если они отказываются и в гонениях отрекаются от Христа – таких стоит пожалеть, они посчитали, что вечная жизнь с Богом, не стоит того, чтобы пострадать здесь во Имя Его.
Про тех же, кто не ведал Бога, по причине отсутствия проповеди, хочу заметить, что каждая душа – христианка, она ищет Бога, это стремление в обретении Бога заложено в каждом человеке. Авраам, по Преданию, вырос среди людей, не ведающих Бога Истинного, но он искал Его, размышлял о Боге, и Господь Ему открылся. Сегодня проповедь о Христе вместе с техническим прогрессом шагнули далеко вперед, на Земле почти нет человека, который не слышал бы о Боге – интернет, радио, телевидение, книгопечатание – все несет проповедь о Боге. Многие как православные, так и протестантские компании бесплатно осуществляют доставку Священного Писания в любой уголок земного шара. Сегодня невозможно свое неверие оправдать тем, что ты не слышал о Боге ничего. Спасутся ли они без познания и обращения к Богу? Нет, ведь вне Церкви нет спасения.
Часто говорят, что Бог един, а разные веры — это просто разные пути к нему. Что Вы думаете на этот счет?
Бог один вообще, но не у всех один Бог. Бог один т.к. нет больше другого Бога. Очевидным является факт Единства Божественной Сущности, то из этого никак не следует, что все знают о Боге, а тем более знают Бога и верно почитают Его. Например, Христиане верят, что Иисус Христос – Бог, воплощенное Второе Лицо Пресвятой Троицы, мусульмане – что Он пророк, а иудеи в Него вообще не верят. Сам Спаситель говорил, что тот, кто не примет Его, тот не примет и Пославшего Его Бога Отца, т.е. не примет и всю Троицу.
В одной книжке приводится пример, когда к священнику обратился татарин с вопросом: «что ему делать, если братья мешают ему ходить в мечеть?» Что должен был бы сказать нормальный пастырь? Конечно, «бросай ислам – принимай крещение и иди в монастырь, если хочешь быстрее угодить Богу». Но тот ответил: «ходи в мечеть два раза в неделю и слушайся муллу». Автор книжки считает этот совет чуть ли не доблестью (не даром мулла положительно оценил этого псевдопастыря), а на самом деле это просто подлость. Из-за ложного гуманизма священник просто столкнул несчастного в еще большую бездну заблуждения, и обрек его на вечную гибель. Разве мог он не знать, что «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36).
Пусть многие и верят в существование Бога, но лишь те спасутся, кто знает Бога, доверяет Ему, слушается Его, любит Его. Кратко сказать, чтобы спастись – надо, чтобы и человек знал Бога, и Бог узнал человека, как написано: «познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий исповедающий имя Господне» (2Тим. 2:19). А Бог узнает, как Своих, лишь тех, в ком видит Сына Своего, вошедшего по вере через Крещение и Причастие, и кто несет в себе освящение Его Духа.
Распространенное мнение, что религия — вещь очень консервативная, что интернет, гаджеты и прочие новые технологии во многом противоречат истинным религиозным чувствам и вообще ведут к греху. Так ли это? Какой Ваш взгляд на это?
Да, несомненно Православие консервативно в вопросах Веры: догматы, Уставы, Каноны – все это остается таким, каким нам досталось от Святых Отцов. Но есть та часть жизни, что полностью не регламентируется духовными законами. Сегодня без телефона, интернета порой сложно обойтись. Но все зависит от самого человека, как он будет использовать «блага цивилизации». Например, есть скальпель, если им хирург вырежет больному аппендикс, то он сделает доброе дело, но если он этим самым скальпелем зарежет кого-нибудь, винить в этом будут хирурга. Все современные гаджеты являются такими же инструментами, как тот же скальпель, их можно пустить на добро: повышать свою эрудицию, смотреть поучительные фильмы, слушать духовную музыку; а можно и сделать много плохого: вести экстремистскую деятельность, смотреть фильмы с насилием и т.д. Но это все вопрос личной ответственности.
На похожий вопрос замечательно ответил наш Владыка, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий в одном из своих недавних интервью:
«Церковь – это столп и утверждение истины, это тело Христово. Миссия Церкви – служение миру. Церковь заботится о своих чадах: окормляет, заботится, опекает их, просвещает их светом истины, преподает им различные Таинства.
Но помимо внутренней миссии, есть миссия внешняя: миссионерство, проповедничество. Господь сказал, что мы должны просветить все народы. И Церковь никогда не забывала этого наказа Господа и всегда несла свет Христов в мир.
В наше время скорость жизни существенно увеличилась, появился интернет. На мой взгляд, Интернет – это одно из мест для проповеди. Он влияет на сердца наших детей и прихожан. В нём активно работают враги России, как внешние, так и внутренние – разоряют наши души, растлевают молодёжь. И если в это время мы спим и не печёмся об этом, то Господь вменит нам это в грех. Поэтому наша святая обязанность – работать на всех площадках, в том числе и в Интернете.
Проповедовать, нести свет православным христианам и всем людям. Как написано в Евангелии от Иоанна: «Свет во тьме светит, и тьма его не объят» (Ин. 1:5) К тому же многим людям познакомиться с Церковью легче, послушав священников или епископов в интернете, а потом уже, если их удовлетворит, устроит, порадует, увлечет что-то, они придут в храм, и уже будут слушать в храме, советоваться и так далее.
Раньше читали книги, газеты, а теперь всё потихоньку уходит в Интернет. Я считаю, сайт – это периодическое издание прихода или епархии. И ещё у нас есть социальные сети – группа Вконтакте, канал на YouTube, недавно инстаграм появился. Мы должны проповедовать в социальных сетях, потому что там «сидят» наши прихожане, и надо дать им возможность питаться чем-то добрым. Ещё у нас есть рассылка в Whatsapp, куда мы отправляем самые интересные новости со всех своих ресурсов. Мы хотели бы присутствовать во всех соцсетях, но пока не имеем такой возможности из-за сильного недостатка людей».
Источник статьи: http://primgorod.ru/
Просмотров: 412