Размышления о наводнении (+ Фото)
У нас в Приморье случилось страшное, невиданное доселе наводнение, вызванное тайфуном «Лайонрок». Его уже назвали «дальневосточным потопом».
Разрушены дороги и мосты, затоплены усадьбы и дома, погибли урожай и домашний скот, уцелевшее жильё стало малопригодным или непригодным для проживания, домашние скарб и утварь не подлежат восстановлению.
«Бывают в жизни человека внезапные и сильные потрясения – удары. Течет благополучно жизнь, ничто не предвещает несчастья. Вдруг настигает человека ошеломляющий, неожиданный удар – и вся жизнь перевернулась: человек теряет равновесие от тяжких страданий.
Если без воли Божией не падает ни один волос с головы нашей, то уж конечно не без воли Божией бывают эти сокрушительные жизненные удары. Бог ведает причины каждого из них, а нам нужно твердо знать и свято верить, что это – рука Божия, воля Божия о нас, благая и совершенная.
Трудно переносятся эти страдания, но когда проходят они, то оставляют в душе человека явственный след, свидетельствующий о том, что эти жизненные удары имеют силу очищать душу человека, приближать ее к Богу, а потому делать ее лучше, чище, возвышенней. Недаром существует в народе нашем поговорка: «Гром не грянет – мужик не перекрестится». И посылаются Господом эти удары с благой целью – чтобы одумались забывшиеся люди, вспомнили о едином на потребу (Лк. 10, 42), перекрестились и изменили свою жизнь.
Несомненно также и то, что если бы люди не так часто и так легко забывались, убаюканные благополучным ходом мирной и тихой жизни, то меньше было бы этих ударов, а иных из них и вовсе не было бы… Господь с болью и состраданием посылает их, жалеет человека страдающего, но не может иначе: огрубевает сердце человека так, что только гром заставляет иного перекреститься» (из «Завещания» священноисповедника Сергия Правдолюбова, 1944 год).
Почему богатые таёжные деревни и сёла, ещё вчера такие красивые, крепкие – сегодня стоят полуразрушенные, разорённые, хмурые, искалеченные?
Как ни печально, но считают, что постигшее Приморье наводнение отчасти является рукотворным. Природа справилась бы с таким количеством осадков самостоятельно, если бы человек не нарушал таёжный баланс. Известно, что лес является мощным удерживающим воду фактором, деревья укрепляют почву вблизи рек или на крутых склонах. А ведь именно на севере Приморья, наиболее пострадавшем от наводнения, и ведутся широкомасштабные, часто хищнические, заготовки древесины, в том числе, и в защитных лесах. Лесные ресурсы – дуб, ясень, липа – катастрофически уменьшаются…
Какие выводы можно сделать, какие уроки надо извлечь из произошедшего?
Во-первых, надо помнить, что Господь не попускает нам испытаний и искушений сверх сил. Чем скорбь тяжелее, тем глубже урок. Единственное, что от нас требуется – переносить эти скорби с терпением и благодарностью Богу.
Во-вторых, в Евангелии сказано (Лк. 13, 1–5): «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете».
Это означает, что жители пострадавших районов не грешнее прочих людей.
В-третьих, на фоне тяжелых испытаний было явлено много примеров евангельского отношения друг у другу – сострадания, милосердия, взаимопомощи. Каждый помогал другому, чем мог. Кто-то спасал соседей на затопленных лодках; кто-то выносил чужих немощных стариков на руках из затопленных домов; кто-то давал приют оказавшимся отрезанными на трассах водителям; кто-то согнал соседскую скотину на свою незатопленную усадьбу. Делились водой, едой, огнем… Владельцы сельских продуктовых магазинов раздали бесплатно свои припасы односельчанам. У нас, в Кавалерово, оставшемся без питьевой воды в многоэтажках, жители частных домов тут же начали раздавать чистейшую воду из своих глубоких скважин.
Сейчас огромное число людей участвуют в оказании гуманитарной помощи пострадавшим; привлечены силы МЧС, армии, морского и воздушного флота, гражданской авиации, медицины.
Может быть, для этого попустил Господь это испытание? Чтобы вспомнили мы о заповедях любви, чтобы очистились загрубевшие души наши, чтобы проснулись мы от греховного сна, чтобы начали жить?
Свидетельствуют и о чудесах во время наводнения. Вот одно из них.
Жительница села Уборка Мария Дмитриевна Корниенко рассказывает, как быстро прибывала вода, подступала к усадьбе. Взволнованная, напуганная Мария Дмитриевна начала читать дома перед иконами псалом 68, затем Акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Взяв Казанскую икону Божией Матери, обошла свою усадьбу, моля Заступницу Усердную защитить от подступавшей воды. Пока шла с иконой, ставила колышки-метки по границе воды на усадьбе. Зашла в дом, опять к иконам молиться – на этот раз Акафист Илии-пророку.
Через некоторое время смотрит – а вода остановилась, а затем начала отступать. И дом, и погреб остались сухими; не добавилось воды и в колодце!
Мария Дмитриевна уверена: «Матерь Божия меня услышала, и меня не затопило».
Разве это не чудо?
В связи с этим еще одно размышление.
27 августа 2016 года накануне наводнения из Чугуевки в село Булыга-Фадеево состоялся многочисленный Крестный ход в честь праздника Успения Божией Матери. 17-километровое молитвенное шествие с хоругвями, множеством икон возглавил епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий с духовенством. Радость, особая благодать царили среди верующих.
Была суббота, яркий, солнечный день. Мы шли через Чугуевку, Чапаевку, Соколовку, Булыга-Фадеево – большие сёла с добротными домами и богатыми усадьбами. Но… Где же люди? Улицы были пустынными. Редко, кто из жителей этих сёл, услышав пение и молитвы, оставлял свои повседневные заботы и выходил поклониться Крестному ходу.
А ведь может статься, не будь этого Крестного хода с непрестанной соборной молитвой, разрушения от наводнения могли бы быть более катастрофическими.
С другой стороны, может быть, беда обошла бы стороной эти красивые места, если бы усилилась, умножилась молитва жителей этих сел?
Закончить размышления о «дальневосточном потопе» хочется утешающими словами старца Льва Оптинского, родоначальника оптинского монашества:
«Вы право сказали: вси есмы в бедах и искушениях; прибавлю я: но жив Господь, яко не попустит искуситися выше меры нашей, ибо у Него на весах милосердия всё взвешено: и количество немощей, и сила и потребность скорби, посылаемой нам. Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро, и всему свое время. Тот, Кто вызвал вас из среды мирного жития вашего в пространство, Тот водворит и мир и устроит всякое успокоение».
Нужно покаянно испытать свою совесть. Проверить всю нашу жизнь, прошлую и настоящую. И уповать на милость Божию.
Наталья Тупицына, Кавалерово
.
Просмотров: 72