Толкование на Евангельское чтение в неделю прп. Иоанна Лествичника (11 апреля 2021 года)
«И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:28-29)
«Это — спасительный рецепт величайшего Врача душ человеческих. Это — средство опробованное и удостоверенное. Нет иного лекарства от сумасшествия. Что это за болезнь? Это — присутствие и господство демона в человеке, злого и жестокого духа, пытающегося окончательно погубить у человека и тело, и душу. Отрока, которого Господь освободил от злого духа, тот бросал то в огонь, то в воду — лишь бы его умертвить.
Пока тот или иной человек всего лишь философствует о Боге, то остается немощным, совершенно бессильным перед демоном. [Ведь] демон [только] посмеивается над немощным светским мудрованием. Но стоит человеку начать поститься и молиться Богу, как демона наполняет неописуемый страх. Благовония молитвы и поста он вообще не переносит. Благоуханный божественный аромат душит его и расслабляет до крайнего изнеможения.
В [том] человеке, который только размышляет о вере, для демона место пространное. Но в человеке, начинающем искренно молиться Богу и поститься с терпением и упованием, демону становится тесно, невыразимо тесно, так что должен он бежать из такого человека. От некоторых болезней тела существует только одно лекарство. А от величайшего душевного недуга, от одержимости демонами, есть два лекарства, которые надлежит употреблять одновременно: пост и молитва. Апостолы и вообще все святые постились и молились Богу. Потому и обладали они столь могучей силой, сокрушающей бесов.
О Иисусе благий, Врачу наш и Помощниче во всех невзгодах, укрепи нас силой Духа Твоего Святого к соблюдению Твоей спасительной заповеди о посте и молитве, ради спасения нашего и наших ближних. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь» (святитель Николай Сербский)
Бог учит: «И враги человеку – домашние его» (Мф.10:36). Господь здесь говорит, что человек, образно есть «дом», захваченный врагами, которых называет домашними. Домашние – это мои страсти и дурные привычки. Они связывают дух человека, который находится у них в плену. Чтобы освободиться от их ига, уместно применять старинную тактику захвата городов.
В старину города представляли собой хорошо укрепленные крепости. Тактика завоевания таких городов была проста. Если крепость не удалось взять сходу, то нападающие устраивают осаду, другими словами берут город на измор. Отводят реки, проходящие через город, блокируют входы и выходы. Через месяц-другой осады, в крепости начинается голод и рано или поздно город сдается.
Подобная тактика измора для захвата своего «города», то есть освобождение самого себя, от страстей и привычек, в христианстве называется постом. Это, прежде всего, блокада нехорошим помыслам и поступкам, которые есть пища «домашним», захватившим город.
Перекрыть входы и выходы, отвести воду – это объявить войну своим «исходящим из уст – из сердца, (тем, что) оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:18-19).
Когда будут воздвигнуты «стены Иерусалима», разрушенные Адамом, «тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение (молитвы – прошение); тогда возложат на алтарь Твой тельцов».(Пс. 50:2)
Миссионерский отдел Арсеньевской епархии, монах Спиридон (Халин)
Просмотров: 85