Три названия великого праздника
19 января православные отмечают великий праздник Крещения Господня. Этим праздником завершаются святки, которые берут свое начало от Рождества Христова. Накануне, в Крещенский сочельник, во всех храмах проходят службы с чином великого освящения воды. Особенностью праздника является и традиция купания в иордани – специальной проруби в форме креста, в память о Крещении Иисуса Христа в водах Иордана.
О празднике Крещения Господня, о великой святыне – агиасме и о таинстве крещения рассказал благочинный Дальнегорского благочиния, настоятель храма св.вмч. Георгия Победоносца (г.Дальнегорск) и храма св. Николая Чудотворца (с.Каменка) иерей Андрей Васякин.
— Отец Андрей, людям, не совсем близко стоящим к православию, суть праздника Крещения Господня, возможно, не до конца понятна. Как и то, почему у него есть еще и другие названия — Богоявление, Просвещение?
— Крещение, или как оно еще называется Богоявление, является величайшим событием, величайшим праздником для православных христиан, и имеет огромное значение и смысл. Это событие связано с крещением Господа нашего Иисуса Христа. Как сказано в Священном Писании, по достижении 30-и лет Иисус Христос по промыслу Божию пришел на Иордан. И здесь нужно особо сказать об Иоанне Крестителе. На нем лежала особая миссия. Ему было назначено Богом готовить людей к встрече со Спасителем. К Иоанну Крестителю приходили жители Израиля, он призывал их каяться в грехах, исправлять свою жизнь и крестил их в водах Иордана. Во время крещения Иоанн Креститель говорил: «Я крещу вас водой, но идет Сильнейший меня, Он будет крестить вас Духом святым и огнем».
Иисус появился на берегах Иордана в простой одежде галилейского плотника. Никто из присутствующих, кроме Иоанна Предтечи, не обратил на Него внимания. Он смиренно вошел в воду, чтобы принять крещение от Иоанна. Но великий Пророк, к изумлению собравшихся, обращаясь к Нему, сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Я недостоин даже развязать ремень сандалий твоих». И сказал ему Иисус: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Крещение – это слово церковнославянского происхождения, на русский язык оно переводится «погружение». Господь приходит, чтобы погрузить нас в благодать Святаго Духа. Об этом говорят нам святые отцы – напоминают, что смысл нашего земного существования – это стяжание, т.е. приобретение благодати святаго Духа, который очищает нас от всякия скверны, для того, чтобы в душе воцарился Господь.
Мы слышим в Евангелии буквально первые слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». И Иоанн Креститель говорит, и Господь говорит «покайтесь». Покаяние переводится на русский язык как «изменение». Смысл нашего земного существования – в изменении. Мы должны принести за свою земную жизнь плоды покаяния. Ради этого пришел Господь, и пришел на Иордан, хотя он, конечно, был безгрешен и не нуждался в крещении. То есть Господь своим примером показывает нам путь, которым мы должны идти. Этот путь прописан в Евангелии, которое следует читать и изучать каждый день. И в тот день, когда крестился Господь наш Иисус Христос, как сказано в Евангелии, разверзлись небеса, и с небес послышался голос Бога-отца: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение». В это же время на Иисуса Христа сошел Дух Святой в виде голубя. Раньше люди знали и почитали одного Бога, Вседержителя, который сотворил небо и землю. Потом явился Господь наш Иисус Христос, сын Божий. А во время крещения на Иордане люди воочию увидели Святую Троицу: о себе заявил Бог-отец, в купели находился Бог-сын, и Святой Дух спустился в виде голубя. Все три ипостаси божества присутствовали в этом событии. Поэтому праздник еще называется Богоявление.
— Крещение завершает святки, которые длятся с праздника Рождества Христова. Требуется ли какая-то особая подготовка к празднику Крещения?
— Крещение и Рождество, действительно, связаны Святками. Но Крещению предшествует день особого, строгого поста, который называется крещенский сочельник. В этот день не вкушают мясо, а вкушают растительную пищу, в преддверии большого праздника Богоявления. В крещенский сочельник в храмах освящается вода.
— Отец Андрей, вы упомянули, что вода освящается в храме накануне праздника. И в то же время считается, что в полночь 19 января во всех природных источниках вода освящается сама собой. Вся ли вода одинакова святая? Какую воду называют агиасмой?
— Крещенская вода — особое чудо, которое являет нам Господь. Дело в том, что вода имеет не только формулу H2O, но и свою структуру, на которую разные факторы влияют по-разному. Если рядом читают молитвы, вода приобретает определенную форму и свойства. И совсем другие свойства она приобретает, если рядом гремит рок-музыка. Крещенская вода имеет особенную структуру, поэтому она не портится долгое время. Агиасма – это когда еще и священник освящает эту крещенскую воду, окунает в нее крест. Такая вода используется в богослужениях, в других нуждах.
— То есть агиасма – это вода, освященная церковным способом?
— Да. Это вода, которую освятил священник на крещенском богослужении. Есть специальный чин освящения воды. Такая вода и называется агиасма. Верующие люди знают, что капля такой воды, как говорится, способна освятить море. Эту воду можно добавлять в обычную воду, и обычная вода после этого становится освященной. Только не наоборот.
— А когда воду берут из колодцев, из родников, открытых источников – в этом есть смысл?
— Смысл есть. Это вода, освященная самим Господом. Она также имеет силу.
— Как нужно потреблять агиасму, чтобы это было во благо?
— Агиасму потребляют весь год, натощак, понемножку, желательно вместе с просфорой (церковный хлеб). Это очень благоприятно сказывается на здоровье человека, как на физическом, так и на духовном. Но нужно не забывать, что дело не только в святой воде. Можно всю святую воду выпить, все мощи облобызать, все святые места проехать, а душа как была грязная, так и останется. Прежде всего, нужно думать о покаянии, о чем говорит нам Господь, об изменении своей души. А у нас считают, что для очищения достаточно прыгнуть в ледяную прорубь, что это таинство. На самом деле, это не таинство, а традиция. И гораздо важнее принести Богу плоды покаяния.
— А когда люди окунаются в прорубь в праздник Крещения, воспринимая это как духовное действо, в этом ведь есть особая благодать?
— Конечно. Люди, действительно, по-разному воспринимают погружение в крещенскую иордань. К сожалению, для кого-то это приобретает уже языческий смысл — когда ныряют нетрезвые, по своей гордости, пытаясь что-то доказать себе и окружающим. Это большой грех. Мы должны понимать, что окунаемся в святую воду. И для христиан это имеет смысл – в крещенские морозы пострадать за Христа. Ведь Христос как страдал за нас на кресте. И мы можем хотя бы такую малость – окунуться в ледяную прорубь ради Христа. Конечно, с молитвой, в освященную воду, прося Бога, чтобы он очистил от всякия скверны. Вот в этом должен быть смысл всех этих погружений. Если большинство людей будет соблюдать вот такой смысл, то и общество начнет потихоньку выздоравливать духовно.
— Крещение – не только великий праздник. Это и одно из церковных таинств. С крещения начинается для человека церковная жизнь…
— К сожалению, многие не до конца понимают, для чего существует крещение. Когда люди приходят креститься, я всегда им задаю вопрос «зачем»? Ни один внятно не ответил, для чего ему это нужно. Свою веру надо изучать, ее надо знать. Советский, безбожный, период внес свою лепту, люди стали невежественны в вопросах веры. А сейчас время благодатное, когда восстанавливаются храмы. И мы должны учить детей с первого класса, чтобы они знали свою веру, свою историю, культуру. Дабы не было взамен никаких других, в том числе тоталитарных сект. Есть споры о том, нужно ли крестить младенцев, или следует подождать, пока они повзрослеют и сами сознательно выберут веру. Но если детям не давать никаких знаний, то они, как правило, выбирают не то, что нужно, и часто делают выбор в пользу греха. Потому что это проще, потому что грех сам ложится на душу. На самом деле, ребенок нуждается в благодати Божией. И при крещении душа ребенка получает печать дара Духа святаго, и она ничем никогда не смывается. Ведь мы крестим водой и духом, как заповедовал нам Господь наш Иисус Христос. О крещенных мы также можем приносить молитвы. Крещение дает нам право участвовать и в других таинствах. Через крещение мы становимся клеточками одного организма, который называется тело Христово. Клеточками этого же организма после крещения становятся и дети. При крещении ребенку, как и взрослому, дается ангел-хранитель. Бывает, что люди крестятся в уже зрелом возрасте, Господь смывает им грехи всей предыдущей жизни в крещенской купели.
Пользуясь случаем, хочу поздравить жителей нашего богоспасаемого града Дальнегорска, со Святками, с праздником Крещения Господня. И пожелать мира, радости о Господе и, конечно, спасения души. Аминь.
Информация с сайта Дальнегорского благочиния
Просмотров: 72