«Крещение дало России все, вернее, создало ее. Нация, государственность, культура родились в крещальной купели. Христианство дало образ, лепоту, смысл разрозненным, кочующим, бесформенным племенам, оно их соединило, включило в исторический процесс, оплодотворило. Всеми своими высшими достижениями Россия обязана христианству, от Софии Киевской, от иконы Троицы Рублева – этого вещественного доказательства бытия Божия (по слову о. Павла Флоренского) – до великой пророческой литературы XIX и XX веков…От “Повести временных лет” до поэзии Ахматовой мы имеем одну неразрывную цепь. Бог открывается русской душе в красоте и таинстве молитвы, а, в свою очередь, земная красота возносится к Богу».
Никита Алексеевич Струве, французский русист, издатель и переводчик
.
.
Сегодня образование является одной из главных ценностей. «Учись хорошо, а то дворником будешь», – пугают родители доверчивого первоклашку. Вот только при взгляде на современное образование всё чаще и чаще вспоминаются слова из произведения американского писателя Рэя Бредбери: «Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит,- ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хоть на самом деле они стоят на месте».
А между тем само слово «образование» происходит от слова «образ». Чей же образ имеется в виду? «И создал Бог человека по образу Своему и подобию…»
Еще у понятия “образование” есть ныне почти не употребляемый синоним – просвещение. И тоже возникает вопрос: о каком просвещении речь? Каким светом должна освещаться жизнь человека, чтобы в эпоху, когда человечество попало «в целый лабиринт тупиков» (Г.К.Честертон), вывести его на прямую и ясную дорогу?…
«К чему дорога, если она не приводит к храму?» – такая фраза прозвучала в одном из позднесоветских фильмов. Под этим названием – «Дорога к храму» – в арсеньевской гимназии №7 третий год проходят образовательные мероприятия. Одно из них состоялось в конце февраля. Во время небольшого пролога, собравшего всех участников в школьном актовом зале, прозвучали слова Святейшего Патриарха Кирилла из его обращения к участникам XXIII Рождественских Чтений:
«В свете последних событий, происходящих на международной арене, избранная тема – «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» – приобретает совершенно особое звучание и особую тональность, актуализируя важнейшие смыслы в истории наших стран, наследниц Древней Руси, побуждая вновь и вновь задуматься о своих духовных корнях и культурных истоках, осмыслить богатое наследие, оставленное святым князем Владимиром нам – его потомкам и духовным преемникам. <…> Святой князь Владимир не случайно именуется Церковью равноапостольным. Не будучи святителем по сану, он стал светильником для всех окружающих, являя пример доброй и благочестивой христианской жизни. Князь Владимир принял святую православную веру и, словно бесценный дар, преподнес её своему народу. <…> Ценностный выбор Руси, крестившейся при Великом и равноапостольном князе Владимире, был выбором Божественной правды. И, несмотря на то, что в реальной жизни эта Правда омрачалась многими грехами, она оставалась идеалом, к которому стремились, национальной ценностной доминантой, выраженной словами «Святая Русь».
Огромным вызовом для нас, живущих в XXI веке, является эта ценностная доминанта. Сохраняем ли мы способность, несмотря на радикальные перемены, произошедшие во всех сферах человеческого бытия, актуализировать ее в потоке быстротекущей повседневной жизни? Можем ли мы утверждать, что полюс Божественной правды и чистоты продолжает быть нашим мировоззренческим и ценностным выбором. Другими словами, готовы ли мы, действительно, продолжать дело святого равноапостольного князя Владимира?»
Эти слова стали камертоном для всего мероприятия. После пролога гостям было предложено побывать на уроках и мастер-классах. О них и пойдет наш дальнейший рассказ.
.
.
Сказка ложь, да в ней намёк
Если Вы хотите, чтобы ваши дети были умными
– читайте им сказки.
Если Вы хотите, чтобы они были еще
умнее – читайте им больше сказок.
Альберт Эйнштейн
Маленький школьный кабинет до отказа забит младшеклассниками и их родителями. Перед доской – длинная ширма, затянутая темной тканью, по верхнему краю – “трава” из бумаги. Это – театральная гостиная «Православные традиции в русских народных сказках».
«Русские народные сказки создавались глубоко духовными людьми и потому несут в себе глубокий евангельский смысл, наполняют нас духом православной веры, утверждая любовь как высшую ценность», – объясняет гостям директор воскресной школы кафедрального Благовещенского собора И. Г. Бердникова.
Действительно, многие знакомые нам с детства сказки – «Снежная королева», например, – имеют скрытый христианский смысл, но за годы существования советской педагогической школы он был забыт, погребен под слоем примитивных и поверхностных трактовок. И только теперь мы имеем возможность вновь к нему возвратиться. Этому и посвятили своё выступление Мария Анатольевна Боровик и её второклассники, поставив два кукольных спектакля: «Петушок и бобовое зёрнышко» и «Теремок». Ребята 3-4 классов увидели, как самоотверженная Курочка спасает своего Петушка; добрые и гостеприимные звери все вместе заново строят теремок, прощая Медведя – разрушителя. Беда побеждается соборно, всем миром. Любовь русского народа к миру – людям и животным – проявляется даже в языке сказок: курОЧКа, петушОК, зёрнЫШКо, мышКа, зайчИК, волчОК…
«Если в детстве ребёнок лишён доброй сказки, душа его не имеет крепости, и тогда она бессильна против современных книжек и мультфильмов, зачастую насаждающих культ богатства, истерии, разрушения», – слова Марии Анатольевны добавляют глубины происходящему на сцене. – Какой должна быть сказка в семье, где есть дети? В ней должны утверждаться ценности нашего народа. Это удивительные, ценные уроки, которые обязательно должен получить малыш».
.
.
Плетение словес
.
Инициалы (от лат. initum – начало) – обыкновенно большие и изукрашенные начальные(заглавные) буквы (часто в обиходной речи их называет буквицами). В рукописных книгах с их помощью отмечали начало текста, глав, чтений, песнопений и т.п. 
Краткий очерк развития письма
«Книга» – «како», «наш», «иже», «глаголь», «аз» – написано мелом на школьной доске. Рядом висят таинственные, загадочные рисунки, в которых очертания животных переплетаются с растениями, крылья Ангелов и цветочные орнаменты соединяются воедино.
В древности каждая буква имела свой смысл, заключая в себе целостное представление о мире.
«Вы можете создать свой неповторимый орнамент для плетения, используя растительный или животный орнамент. Посмотрите, на парте у вас все есть. Есть краски, есть листочки, есть карандаши, которыми вы можете образцы буквиц выполнять. Сделаете свои буквы цветными, наклейте на бумагу, и мы сделаем для них вот такие рамочки. Идеальный вариант, если это будет ваша идея, ваша буква. Личная, вами придуманная», – объясняет ребятам учитель изобразительного искусства Н.А. Дзюба.
И вот в XXI веке, когда любовь к печатным книгам осталась уделом немногих ценителей, школьники в наглядной форме познают красоту печатного слова, сокровище той неспешной эпохи, когда не было Интернета и телефонов, а книги писались годами и стоили как целое состояние.
Наши же современники зачастую не ценят не только книгу, но даже людей. «Человек в наше время – как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают…» – с горькими словами американского писателя XX века Рея Бредбери трудно спорить. Сердце подсказывает, что истоки бережного отношения наших предков к людям кроются не в отсутствии у них Интернета и супермаркетов, а в том, что в каждом человеке они видели образ Божий, прикровенно светивший даже в самом отъявленном грешнике. Подтверждение этому видим в русской литературе:
Шел Господь пытать людей в Любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорого,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, –
Знать, от голода качается, болезный».
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй…маленько крепче будешь».
С.А. Есенин, 1914
Господь в каждом, даже в нищем, слепом, больном, убогом – вот идеал русского человека.
.
.
Вестники нашего спасения
Ангел (греч. «ангелос» – вестник) – святой бесплотный дух, возвещающий и исполняющий волю Божию.
Ангел-Хранитель – Ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении
для охраны и помощи в добрых делах.
Православная энциклопедия «Азбука веры»
«С приходом христианства мы научились видеть красоту и совершенство окружающего мира. Ведь главная задача христианства – научить любви. Научить через красоту, – рассказывает ученикам 5 класса И.А. Шкода , учительница начальных классов. «Сегодня мы с вами будет делать фигурку своего Ангела Хранителя. Молитесь своему Ангелу, чтобы он помог вам сделать её такой же прекрасной, как он сам».
В работе ребятам помогали Ангелы – дети в белых сарафанах, с золотыми лентами на головах. Тихо и неслышно ходили они между рядами, своим неторопливым движением настраивая ребят на нужный лад.
Святые Отцы утверждают, что только верующий человек имеет рядом с собой Ангела-Хранителя: «Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него» (преп. Анастасий Синаит). Ангел-Хранитель пребывает рядом с верующим христианином, если только мы не прогоним его греховными делами, поскольку «как дым разгоняет пчел, так и грех прогоняет от нас Ангела-Хранителя» (свт. Василий Великий).
Что интересно, многие из отзывов, оставленных ребятами на «берёзке» после окончания мероприятия, были посвящены именно этому мастер-классу: «Мне понравился мастер-класс с ангелочками», «Делать ангелов понравилось, я узнала много нового», «Мне все понравилось. Я научилась делать ангела!», «Мне понравилось то, что мы сделали Ангелов-Хранителей! Здесь очень круто!», «Мне понравились ангелочки», «Мне запомнились ангелы» и тому подобное.
Должно быть, это связано с тем, что «Ангелы особо покрывают маленьких детей. Как же они их хранят! Однажды двое детей играли на улице. Один хотел бросить камнем в голову другого и уже прицелился. Второй ребенок не видел опасности. И вот в последнее мгновение, видимо, его Ангел сделал так, что малыш что-то увидел, подскочил – и камень пролетел мимо его головы» (старец Паисий Святогорец. Том IV. Семейная жизнь).
Екатерина Придворова
.
.
Продолжение следует…
.
.

Просмотров: 467