Аверкий – миссионер Российских окраин (+ Фото)
На рубеже ХIХ и ХХ веков, в период заселения и освоения Южно-Уссурийского края, когда на новых российских землях уже утвердилась православная церковь, в 1898 году в крае появилась самостоятельная Владивостокская епархия, путем разделения Камчатской на неё и Благовещенскую.
Новая епархия, в силу удаленности и малоосвоенности края, сразу испытала острый дефицит священнослужителей, и в это время в край прибыл священник, игумен Аверкий.
Он оказался примечательной личностью, опытным миссионером, послужившим в самых разных местах Российской империи, после службы на Чёрном море, решившим продолжить её на Тихом океане. Послужив корабельным священником на крейсере «Димитрий Донской» Тихоокеанской эскадры и узнав о создании новой Владивостокской епархии, он предложил ей свои услуги.
Во Владивостокской епархии его приняли с большим уважением. Он был направлен на службу в один из самых первых приходов края, Ольгинский, дальний и важный для епархии, где прослужил четыре года, окормляя приходы ещё нескольких ближних поселений за-Ольгинского подрайона. Вскоре, он, как опытный миссионер, в которых так нуждался новый край, был направлен на миссионерскую службу. В течение последующего десятка лет служил в большинстве самых крупных миссионерских станов епархии. Был известен, как человек праведной жизни, пострадавший от рук иноверцев. Имел много наград и высокий сан архимандрита. Последние годы жизни провел на своей родине.
За десять лет исследований, связанных с именем праведника, архимандрита Аверкия, первая публикация о нем в Приморье, была сделана нами в журнале «Клуб директоров», №4-5, 2016 г. и вызвала большой интерес православной общественности и исследователей (фото архимандрита Аверкия для неё было предоставлено его правнучатой племянницей Т.И. Яроцкой).
Правящим архиереем Арсеньевской епархии ГУРИЕМ, принято решение, по согласованию с архиереями Йошкар-Олинской и Забайкальской митрополий, начать подготовку материалов для канонизации архимандрита Аверкия в сонме праведников.
Будущий миссионер, архимандрит Аверкий родился 7 (20) октября 1847 года в крестьянской семье деревни Савино Царевококшайского уезда в зажиточной крестьянской семье Даниила Петровича и Вассы Феодоровны Бойковых-Котомкиных*. Деревня была приписана к приходу Рождества Пресвятой Богородицы села Семёновка, расположенном в двух километрах от города Царёвококшайск (ныне – город Йошкар-Ола) Казанской епархии. В этом храме младенец и был крещён с именем Андрей.
В молодые годы, до 22 лет, Андрей жил в родительской семье, помогая по хозяйству, женился на благочестивой девушке и имел двух детей.
В этом возрасте, в минуты душевной смуты, оставив родных удалился в Турецкую империю, приняв её подданство, в чём раскаивался всю оставшуюся жизнь.
В 1870-е годы вернулся в Россию и через несколько лет вернул русское подданство. В последующие годы довелось пожить в Раифской пустыни, а в 1877 году по личному прошению поступил в Свияжский мужской монастырь.
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был основан в 1855 году архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), впоследствии известном как Святитель Герман, Казанский Чудотворец. Монастырь являлся главным духовно-просветительским и миссионерским центром Казанской епархии и Среднего Поволжья в течение ХVI–VII веков. С середины 18 века стал первоклассным монастырем и входил в двадцатку самых богатых монастырей Российской империи.
25 сентября (24 октября) 1879 года указом Казанской Духовной консистории молодой человек был определён в число послушников этой обители, где под руководством опытных в духовной жизни пастырей преодолевал личные сомнения и искушения. Здесь, у мощей основателя Успенского монастыря, святителя Германа Казанского, много молился, нёс послушание в монастырской лавке, через земляков-богомольцев получил от супруги одобрение на то, чтобы остаться в монастыре. «Я желаю до конца своих дней идти тем путём, на который меня призвал Господь», говорил он в это время. Его супруга дала на это согласие, прожив до конца своей жизни в доме его родителей, воспитав сыновей и стяжав достойную христианскую кончину.
23 декабря 1879 года послушник Андрей Бойков был пострижен архимандритом Ювеналием в монашество с именем Аверкий, в честь равноапостольного Аверкия Иерапольского, а 18 января следующего года монах Аверкий был рукоположен во иеродиакона, 21 февраля того же года – во иеромонаха. Подав прошение, священник был переведён в Раифскую Богородицкую пустынь, этой же епархии, где и подвизался до 1883 года.
Раифская Богородицкая пустынь основана в 1661 году на месте скита, основанного монахом Чудова монастыря Филаретом, прибывшим в Казань в 1613 году и расположена на берегу Раифского озера.
11 февраля 1983 года, подав новое прошение, иеромонах Аверкий был переведён в Волынскую епархию, в Кременецкий Богоявленский монастырь.
Кременецкий Богоявленский монастырь был основан как мужской в 1636 году на польских землях во времена Владислава IV Вазы, волынским шляхтичем православного вероисповедания Лаврентием Древинским. Устройство обители благословил патриарх Киевский Пётр Могила и объявил её подчинённой патриарху Константинопольскому. С 1725 года и до 1839-го монастырь пережил униатский период, вернувшись в лоно православия.
Здесь, в Забужье, требовались серьёзные миссионерские усилия по сдерживанию распространения католичества. С 1887 года за активную деятельность по поддержке православия в этих землях он был награждён набедренником и объявлен пожизненным членом созданного здесь братства.
25 апреля 1884 года архиепископом Волынским и Житомирским Тихоном (Покровским), отец Аверкий был откомандирован для служения в Крестовой церкви Волынского архиерейского дома. А 22 июня 1885 года, новый архиерей Палладий (Ганкевич), назначил его членом строительного комитета, а через месяц, 29 июля того же года, назначил его членом домоуправления Волынского Архиерейского дома. 17 октября 1887 года иеромонах Аверкий был назначен владыкой Палладием и.о. настоятеля Загоровского Рождество-Богородицкого монастыря, а в ноябре указом Святейшего Синода утверждён в должности настоятеля.
Загоровский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, основанный в селе Загоровской Волице Владимир-Волынского уезда Волынской губернии, существовал ещё до середины 16 века. В 1719 году принял унию, а в 1939 был возвращён в лоно православия. В 1921 году, когда данная территория принадлежала Польше, вновь возвращён грекокатоликам.
За ревностное служение 24.03.1886 года был награждён набедренником, а 27 (или 17) октября 1887 года высочайше утверждён пожизненным членом Палестинского Православного общества и пожалован соответствующим знаком на голубой ленте. 19.04.1888 за содействие целям Холмского Свято-Богородицкого братства, Советом братства избран пожизненным членом оного с правом ношения на груди соответствующего знака.
1 сентября 1988 года иеромонах Аверкий был награждён Священным Синодом саном игумена и направлен на служение в Иркутскую епархию.
Осенью 1888 года игумен Аверкий прибыл в Забайкалье. Он вызвал доверие епархиального начальства, 13 декабря 1888 года по решению Архиепископа Иркутского и Нерчинского Вениамина (Благонравова) указом Иркутской духовной консистории был утверждён помощником начальника противораскольнической Забайкальской миссии, нуждавшейся в опытных, активных миссионерах. Инструкцией миссии вменялось в обязанности миссионеров: «просвещение новокрещеных инородцев, стоящих на низкой ступени как духовного, религиозно-нравственного и умственного, так и внешне культурного развития». Главным средством такого просвещения признавалась школа, а также распространение миссионерской «инородческой» литературы. В конце ХIХ века в Забайкалье стали переселяться и корейцы. Здесь у игумена появился первый опыт работы среди корейцев. Позже, он пригодился ему в Южно-Уссурийском крае.
В 1890 году отец Аверкий был назначен игуменом самого дальнего в Забайкалье, Иоанно-Предтеченского монастыря, расположенного в Чикойских горах, на вершине хребта, в семи верстах от поселения Урлук, недалеко от границы с Монголией. Эту горную обитель называли «Забайкальским Афоном», и хотя просуществовала она лишь около века, её влияние и значение трудно переоценить. Основной задачей этой отдалённой обители была миссионерская работа среди коренных народов Забайкалья, исповедовавших буддизм, а также работа со старообрядческим населением этих мест.
Игумен Аверкий стал шестым из тринадцати её настоятелей. Он продолжил трудный путь миссионерства в этих суровых, малообжитых местах, начатый основателем этой обители и первым её настоятелем, преподобным Варлаамом, Пустынником Сибирским.
Чикойский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь основан в 1826 году пустынножителем Варлаамом (Надежиным), впоследствии и до праведной кончины бывшим его игуменом. Впоследствии канонизирован в сане преподобного, Пустынника Сибирского. Обитель была расположена за Байкалом, на правом берегу реки Чикой, на одной из сопок Чикойского хребта, в месте, где горы чередовались с вековой тайгой, в восьми километрах от села Урлук. Был заштатным монастырем Иркутской епархии.
До ближайшего населённого пункта заштатный Иркутской епархии. Монастырь называли «Забайкальский Афон».
Забайкальские исследователи (Биктимирова Ю.В., Свистунов И.И.), в своих трудах, называют игумена Аверкия одним из самых грамотных и уважаемых настоятелей Чикойского монастыря. Подчеркивая, что в своём многотрудном служении в этой дальней обители, затерянной в Чикойских горах, игумен проявил качества строгого настоятеля не терпящего никакой праздности. За соблюдением богослужебного порядка в это время следил старец Евлампий и бал настоящей опорой предстоятелю. Как и многие святые отцы игумен Аверкий учил братию монастыря не столько словом, сколько личным примером. Помимо неизменного усердия в молитвенном делании, сам ежедневно занимался хозяйственными делами, обустройством и обители.
Архиепископ Иркутский Тихон (Троицкий) ценил игумена Аверкия. В 1894 году в «Иркутских епархиальных ведомостях» было напечатано небольшое сообщение о переводе настоятеля Чикойской обители игумена Аверкия в Иркутский Вознесенский первоклассный мужской монастырь, с повышением по службе. Однако, этот перевод не состоялся, т.к. в этом же году Указом Святейшего Синода в пределах Забайкальской области была образована самостоятельная Забайкальская и Нерчинская епархия с открытием в Чите епископской кафедры, в подчинение которой отошёл и Чикойский монастырь. Со своими сомнениями, идеями и размышлениями игумен решил отправиться в Санкт-Петербург, куда и прибыл весной 1895 года. Были планы подать прошение в Священный Синод о переводе в одну из центральных губерний. Однако, при подъезде к столице империи, планы игумена поменялись, и он устремился к знаменитому духовному пастырю, которого почитала вся Россия, к отцу Иоанну Сергееву, известному как Иоанн Кронштадтский. Игумен смог, несмотря на пасхальные торжества и стечение огромных масс народа, не только встретиться со знаменитым пастырем, но и отслужить вместе с ним десять Божественных литургий в Кронштадтском Алексеевском соборе. Это целительно подействовало на его душу. Благодаря этой поездке отец Аверкий почувствовал уверенность в себе и в своём предназначении.
Из этой поездки отец Аверкий привёз в монастырь уникальную икону на холсте «Распятие Иисуса Христа с предстоящими». Икону, работы петербургских мастеров освятил сам отец Иоанн Кронштадтский, и подарил её игумену, как благословение забайкальской обители, со словами напутствия: «Продолжай службу в Сибири, молись и будешь здоров, терпи – спасёшься». Икона пребывала в обители до 1915 года, когда от сильного лесного пожара пострадала местность вокруг Чикойской обители, и был организован перенос обители на территорию Спасского собора Старого Селенгинска. Для закрытия монастыря в Чикойских горах находилась масса причин, связанных с удалённостью обители, отсутствием хлебопашенных земель и малонаселённостью края, однако главной причиной переселения называлось исчезновение воды в монастырских колодцах.
По приезду отца Аверкия, 16 января 1896 года, он предстал перед Преосвященнейшим Георгием (Орловым), епископом Забайкальским и Нерчинским, т.к. ещё 12 марта 1894 г. Архиереем было дано распоряжение, чтобы игумен вновь принял обязанности настоятеля Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря.
Известно, что при игумене Аверкии началось явное почитание преподобного Варлаама. 8 февраля 1896 году он попросил благословения у епископа Георгия на строительство небольшой, деревянной, как и все прочие постройки монастыря, церкви во имя Преподобного Варлаама, игумена Печерского, имя которого носил отошедший ко Господу первый строитель монастыря и подал рапорт, в котором написал: «память о почившем подвижнике свято чтится не только между окрестными жителями, но и в дальних окраинах Забайкалья, и многочисленные посетители и богомольцы, совершая панихиды на могиле его, с благоговением посещают и место подвигов его».
В 1896 году, над пустынной кельей подвижника Варлаама был начат и закончен постройкой новый храм на каменном фундаменте.
Кроме того, новый игумен сумел приобрести для этой церкви колокол весом 50 пудов. 2 октября того же года он освятил храм во имя преподобного Варлаама, Печерского Чудотворца, духовного покровителя первого игумена. Так было отмечено пятидесятилетие со дня преставления святого подвижника (канонизирован 23 июня 1984 года в составе Собора Сибирских святых).
В Ямаровке, расположенной от монастыря в более чем двухстах километров, действовал, открытый полвека назад, первый минеральный лечебный источник Забайкалья. Это было существенное медицинское подспорье для населения. В 1896 году он был официально признан лечебным и имеющим общественное значение. Началась его застройка частными дачами, желающих полечиться. Игумен Аверкий бывая здесь, видел, что для болящих людей скромной жизни, здесь условий нет. Он распорядился устроить на источнике Пантелеимоновский скит с церковью и небольшой богодельней.
При этом, несмотря на отдалённость, отдыхающие нередко заезжали в монастырь и игумен, среди потенциальных жертвователей, в своих отчётах отмечает и «посетителей Ямаровских минеральных вод».
В 1897 году игумен неожиданно покинул обитель. Его отсутствие затянулось, духовные власти не знали, что и думать. Ситуация разъяснилась только в годы революции, когда от отца Аверкия в Забайкальскую консисторию, пришло прошение о возвращении ему иконы, подаренной праведным Иоанном Кронштадтским. Тут же он пояснил причину самовольного оставления обители: «Выехал в Крым на лечение. Не имея денег, устроился на службу в военный флот. Переведён в Порт-Артур. А образованная Владивостокская епархия, в лице архиерея Евсевия взяла меня». Его прошение рассмотрел епископ Забайкальский и Нерчинский Мелетий (Заборовский). На прошении отца Аверкия, владыка написал резолюцию: «Выслать икону в Царевококшайск в с. Семёновку».
По неизвестной причине икона не была отправлена. Она осталась в Чикойской обители до её закрытия (перемещения). Монахи, покидая обитель, спрятали её в лесу, сообщив об этой одной семье из ближнего села Голдановка. Икону, действительно нашли через несколько лет, уже пострадавшую от сырости. В этой семье икона хранилась на чердаке дома до 1970 года, откуда, её, абсолютно почерневшую, от ненадлежащего хранения и времени, забрал местный учитель истории и будущий историк монастыря И.И. Свистунов. Приложив немало усилий, он сумел её отреставрировать и, сохранить в школьном музее, используя на уроках, как образец древнерусского искусства. В 2017 году, незадолго до смерти Илья Иванович передал икону восстановленной Урлукской церкви. Прихожане хорошо знают, кем и кому она была подарена, и очень дорожат ей.
Возвращаясь к письму самого архимандрита, становится ясно, что оно «закрывает» большой пробел в его биографии и, что после службы в Крыму в 1897-1898 годах, корабельным священником, на крейсере «Память Меркурия», с ноября 1898 года он был переведён с Чёрного моря на Тихий океан, в Порт-Артур, где служил корабельным священником на крейсере «Дмитрий Донской», Тихоокеанской эскадры (б. Эскадра Тихого океана) по август 1899 года. Таким образом, игумен Аверкий оказался на Дальнем Востоке.
Продолжение следует.
Лариса Колодей,
член Русского Географического общества,
историк Арсеньевской епархии
*Двадцатый век оставил потомкам слишком немногие подробности биографий дореволюционных священников. Даже фамилия архимандрита Аверкия, до сих пор остаётся доподлинно неизвестной и вызывает споры. Наиболее признанной считается фамилия Бойков. Однако, наравне с этой фамилией, нередко упоминается и другая – Котомкин. Правнучатая племянница праведника Т.И. Яроцкая придерживается второй версии, на ней настаивала её мать. Во избежание грубой ошибки с фамилией праведника, мы используем пока обе версии, указывая обе фамилии – Бойков-Котомкин.
**По недостатку данных, ещё не исследован период жизни священника, когда ему пришлось потрудиться на дело восстановления православия на Кавказе, где после войн Российской империи с Турцией развернулась широкая миссионерская работа РПЦ. В этот период афонские монахи начали там активное возрождение монашеской жизни. Иеромонах Аверкий за подвижнические труды по устройству одного из скитов, Советом Общества восстановления Православного христианства на Кавказе был избран и его пожизненным членом и награждён серебряным Знаком (Орденом) Святой Нины на фиолетовой ленте. Здесь он приобрёл свой первый миссионерский опыт.
Просмотров: 1867