Год Литературы в России: потери

Памяти выдающегося писателя В. В. Афанасьева (монаха Лазаря)
Веру, счастье, красоту, боренье.
С натиском жестоких духов зла.
Пусть вместят мои стихотворенья,
Чтобы в них душа моя жила.
«Предначальное», монах Лазарь
.
5 марта, на 83-м году жизни отошёл ко Господу известный поэт и исследователь русской поэзии, прозаик, литературовед, церковный историк, член Союза писателей СССР, Виктор Васильевич Афанасьев, впоследствии – монах Русской Православной Церкви Лазарь
Родился в Москве в 1932 году. Писать начал рано: будучи ещё юношей 12-13 лет, работая в годы Великой Отечественной войны помощником библиотекаря в т.н. «Ленинке» – библиотеке имени Ленина – Виктор со старшим товарищем, библиографом И.С. Павлушковым выпускал рукописный журнал «Памяти прошлого».
Начал он с увлечения поэзией, и в 1946 году опубликовал свои стихи в единственной советской подростковой газете «Пионерская правда». В это время большую и возможно решающую роль в его жизни сыграло знакомство с писателем В.В. Кожиновым.
В 1969 году вышел в печать сборник стихов Виктора Афанасьева. Именно увлечение поэзией вызвало его интерес к жизни русских поэтов XIX века, а в 1970-е годы он начал заниматься и прозой, чтобы описать жизнь поэтов того времени.
Кроме того, писатель подготовил ряд изданий самих русских поэтов и написал не менее десятка работ по истории русской литературы. Будучи примером самостоятельно развитого интеллектуала-энциклопедиста, Виктор Афанасьев написал несколько книг и немало статей, посвящённых поэтам пушкинской эпохи. В серии «Жизнь замечательных людей» в 1980-90-е годы вышли написанные им биографии русских поэтов В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, М.Ю. Лермонтова, сделав его известным литературоведом.
Его публиковали серьёзные издательства страны: «Молодая гвардия», «Современник», «Детская литература».
В 1999 году Виктор Васильевич Афанасьев принял монашеский постриг с именем Лазарь в Свято-Введенской Оптиной пустыни, став её насельником. Позже он жил в Москве, продолжая заниматься литературным трудом. В 2006 году монах Лазарь поселился в Сергиевом Посаде, в небольшом частном доме с печным отоплением на окраине города. После принятия малой схимы основной темой творчества писателя становится религия. В этот период им написаны книги по истории русского монашества, православные детские сказки, а также стихи и воспоминания.
Среди православных произведений монаха Лазаря, написанных им для детей и горячо ими полюбившейся, является книга — «Удивительные истории маленького Ёжика», выдержавшее множество переизданий (впервые опубликована в 2005 году). Она написана необычайно трогательно и с огромной теплотой. Никого не могут оставить равнодушным сказочные истории маленького ёжика и мудрого, благочестивого Кузнечика Богомола, их паломничество в Оптину Пустынь.
Эта сказочная повесть монаха Лазаря уже завоевала множество сердец маленьких читателей особой теплотой, мягкостью, увлекательным сюжетом. В неё входят четыре части или точнее четыре сказочных повести: «Маленький Ёжик и Кузнечик Богомол», «Необыкновенное паломничество в Оптину Пустынь», «Жизнь в сарайчике» и «Маленький Ёжик и его Лесной Теремок».
Маленький ежик из набожной семьи калужских ежей знакомится с кузнечиком Богомолом, который прожил всю свою жизнь на Афоне и вдруг оказался в лесу под Калугой. Здесь оба героя молятся о прекращении засухи, от которой страдают и мучаются все лесные жители. Ёжик и Богомол решают совершить совместное путешествие по реке Жиздре в Оптину пустынь. «Плыли они сначала в лодочке — кастрюльке, а потом Господь послал им настоящий кораблик со штурвалом и парусами, чтобы маленькие паломники могли добраться до монастыря. Весь путь, полный опасностей и трудностей, путешественники славили Бога».
Чего стоит только песенка маленького ёжика-паломника:
Бывают в пути искушенья,
Но Бог нас всегда бережёт!
И скоро речное теченье
К Обители нас принесёт.
Мы будем стремиться без устали
На праздник в монашеский лес,
Где Скит возле Оптиной Пустыни
И сосны стоят до небес!
И волны звенят колокольцами,
И плещут, и вторят певцу,
Мы стали сейчас богомольцами,
Молитвы слагаем Творцу.
Повсюду цветов изобилие,
В пути нам не страшно вдвоём.
Нам машут кувшинки и лилии,
Мы в Оптину Пустынь плывём.
.
Прибыв в Оптину, они останавливаются в сосновом лесу между монастырем и Иоанно-Предтеченским скитом и строят шалашик между корнями старого дерева напротив Амвросиевского колодца. В какой-то момент неподалеку на дорожке они замечают монаха — и кузнечик узнает в нем того самого монаха, «в баульчике которого Богомол приехал с Афона». В последние дни своей жизни Богомол открывает маленькому ежику мир глубоких и чистых переживаний.
Далее Маленький Ёжик видит во сне своего друга Богомола, который с определенной целью направляет его вглубь леса. И снова пришел к Ёжику во сне старый Богомол и сказал: “Ты почти у цели, друг мой. Тут совсем рядом лесной пруд, на другой стороне которого стоит разбитый грозой высохший дуб. В нем есть многочисленные дупла, пригодные для устройства келий. Это и будет твой теремок, который ни низок, ни высок…».
Через все повествование проходит тема непрестанной молитвы, и молитва эта чистая и радостная: «Слава Богу»! Этой молитвой молятся не только Ёжик и Богомол, но и весь окружающий мир, вплоть до последней травинки. И тема чуда от Бога, чуда, связанного со смирением и молитвой, ненавязчиво пронизывает весь сюжет.
Эта сказка учит вере, взаимопомощи и преданной дружбе, доброте и постоянной молитве, всему, что свойственно Православию. Через поступки маленьких животных книга научает детей неизменному, христианскому поведению в жизни, повествует о промысле Божием и учит за всё Его благодарить! Всё это закрепляется примерами милосердия, помощи слабым и больным.
Любого, кто берёт в руки эту сказочную книгу, поражает точно найденная интонация рассказчика, которая, как и в лучших образцах детской литературы, сразу объединяет ребенка и взрослого, читающих эту книгу. Известно, что мир сказки — это во многом мир души ее создателя, поэтому повесть монаха Лазаря по сути своей христианская. Кажется, только из глубины монашеского опыта, можно вот так легко и даже немного наивно рассказывать об устроении души. Детей не смогут оставить равнодушными эти трогательные истории лесных жителей, их приключения и примеры милосердия к слабым и больным.
Общему замыслу книги в немалой степени способствуют и великолепные рисунки художника-иллюстратора Е. Ганешиной (в первых изданиях иллюстрации М. Иванова).
Кроме того, в Издательском Совете Московской Патриархии вышла в свет и звуковая версия сказки «Удивительные истории маленького Ёжика» на аудиокассетах и компакт-дисках. В записи принимали участие актеры Орловского муниципального театра «Русский стиль».
Неизменной любовью пользуются и другие детские книги монаха Лазаря: «Семь ромашек из рая», «Звери-погорельцы», «Одинокая сосна», «Как Божья Коровка на небо летала», «Удивительные истории Зяблика», «Тимоша в лесу».
Из произведений, вышедших из печати в последние годы, особое внимание привлекает книга очерков и рассказов из истории Введенской Оптиной Пустыни, посвящённая обители, монахом которой писатель был. Это переработанное автором издание его известной книга «Оптинские были». Монаху Лазарю удалось проникновенно и с чувством благоговейной любви и благодарности изобразить эту жемчужину русского духа и культуры. Часть рассказов и очерков почерпнута из скитской Летописи, никогда ранее не публиковавшейся.
Ещё не все книги монаха Лазаря дошли до нас. Среди неопубликованных работ: фундаментальный труд по истории Оптиной пустыни, книга о поэте К. Р. (великом князе Константине Романове), стихи, статьи и сказки.
Последней публикацией монаха Лазаря стала подборка стихотворений только вышедшем в свет, мартовском номере журнала «Фома».
7 марта, он был похоронен на монастырском кладбище Введенской Оптиной пустыни.
Память о чернеце Лазаре, талантливом писателе, вне всякого сомнения, сохранится надолго. Остаётся упование и на то, что Там, откуда никогда не возвращаются, он достойно представит род людской. Светлый душою монах всю свою жизнь писал стихи и хочется завершить повесть о нём самом стихами одного из наших современников:
Рождайся хоть нагим или в рубашке,
С тебя у Бога неизбежный спрос.
Спасаться и мирянам было тяжко,
Когда оплакал Лазаря Христос.
.
И если смерть довольна урожаем,
Жизнь вечная бесстрастие зачтёт.
Ведь как легко примером заражает
Монаха Лазаря из тленности исход.
Лариса Колодей,
действительный член РГО,
историк Арсеньевской епархии