Хороший священник в приходе,
Что кормчий на судне, друзья
Его повинуются воле,
Как судно движенью руля.
«Посвящается сельским пастырям»
иерей Василий, 1906 г.
часть  I
Становление православия на северо-востоке Южно-Уссурийского края, в силу ряда причин было сопряжено с немалыми трудностями, а служение здесь священников (особенно благочинных) было весьма непростым. Даже, исходя из сохранившихся, скупых сведений вековой давности, перед нами встают образы неординарных личностей, достойных нашей памяти. Вспомним о благочинных-подвижниках, служивших в  отдалённых местах края. Хотя бы о наиболее из них выдающихся…
На момент самостоятельной деятельности Владивостокско-Камчатской епархии в 1899 году, она была поделена на 6 благочиний (или благочиннических округов), а по мере укрепления православия и строительства новых храмов, к 1916 году их число увеличилось до 19. И если роль благочинных в жизни епархии тогда не преувеличивалась, то всё же на неё назначались св
ященники из числа наиболее учёных и авторитетных, немало сделавших для становления православия в крае.
В отдалённых частях края, на его северо-востоке, в таёжных дебрях и на тихоокеанском побережье православная жизнь концентрировалась вокруг двух наиболее крупных военных поселений – урочища Анучино (изначально Верхне-Романовская телеграфная станция) и поста Святой Ольги.
Первое из них, урочище Анучино, по церковному делению? входило в состав IV благочиния (центром благочиния был город Никольск-Уссурийский) и было центром, выделенного в 1909 году огромного Анучинского подрайона, охватывающего обширную часть глубинных территорий Южно-Уссурийского края.
АнучиноУстановлены имена всех восьми благочинных, возглавлявших его со времени образования и до революционных событий, но остановимся только на наиболее из них выдающихся.
 Павел Саввич Мичурин, являлся одним из самых первых и уважаемых священников Владивостокско-Камчатской епархии, долгие годы бывший членом духовной консистории. Известный общественный деятель, глава Никольск-Уссурийского отдела СРН. Благочинным стал ещё в начале 1980-х годов, а в 1889 году возглавил IV благочиние новой епархии. Хотя местом его проживания и служения был город Никольск-Уссурийский, всё же он имел прямое отношение к обширной территории (округу), растянувшейся северо-восточнее.
Родом из Забайкалья, первично из казаков, перешедших в духовное сословие (его отец был благовещенским священником) и переехавших в Приамурье. Окончил Благовещенскую духовную семинарию. Прославился многолетними, подвижническими трудами в церковном строительстве (один из немногих священников края, прослуживший на духовном поприще более полувека – в нач. 1880-х до нач. 1930-х).     Помогал и отдалённым приходам, уже хотя бы тем, что оказывал большое влияние на решение важных вопросов, был истинным авторитетом и примером для молодых священников, да и всех окружающих. Под его руководством хорошую школу прошёл священник Г.Г. Ваулин, впоследствии сменивший о. Павла в IV благочинии и ставший в свою очередь примером для других. Долгие годы был Епархиальным Наблюдателем церковно-приходских школ Южно-Уссурийского края. При этом отец Павел, проявляя героические усилия и претерпев немалые трудности и испытания, в течение 16 лет (1984-1900 гг.) организовывал строительство в г. Никольске-Уссурийском, исключительно на добровольные пожертвования величественного каменного Свято-Никольского собора (колоссальной стоимости в 200 тысяч рублей), по красоте и размером не имевшего в крае себе равных и самого высокого на Дальнем Востоке.
Не удивительно, что благочинный священник Павел Мичурин неоднократно награждался за выдающиеся заслуги перед Церковью: весной 1896 года протоиерейством и в честь Священного Коронования Их Императорских Величеств был награждён серебряным наперсным «николаевским» крестом. В июле 1913 года, по распоряжению Государя Императора награждён орденом Св. Владимира III степени. И совсем уже редчайший случай, когда в честь, пусть даже уважаемого всего обществом священника называли городскую улицу. Нынешняя улица Калинина в Уссурийске прежде носила его имя – Мичуринская.
В отличие от отца Павла, последующим благочинным пришлось послужить и в самой глубинке края, и на её окраинах. Одним из них был  выдающийся священник Григорий Георгиевич Ваулин. Он также, как и отец Павел, был родом из Забайкалья, из казачьего сословия. В 1890 году окончил полный курс Иркутской учительской семинарии и шесть лет преподавал. Будучи льготным казаком станицы Шелопугиной Забайкальского казачьего войска, согласно прошения, в 1896 году, на 33-м году жизни «определён на гражданскую службу по ведомству православного исповедания в штат Камчатской духовной консистории канцелярским служителем 3-го разряда». Вскоре стал исполнять обязанности столоначальника следственного стола. С апреля 1897 года, после рукоположения в сан священника служил настоятелем Зеньковской церкви и основал приходское общество трезвости. В 1903 году переведён в Осиновку и снова основал общество трезвости — Свято-Иоанновское, а также первую в крае женскую библиотеку-читальню им. Н.И Гродекова, для которой построил отдельное здание.
В следующем 1904 году он стал благочинным IV округа, фактически уже выполняя эти обязанности. Перед этим, в резолюции Его Преосвященства епископа Евсевия по этому поводу сказано: «Так как св. Ваулин относит обязанности благочинного с примерною аккуратностью и добросовестностью, являясь вместе с тем и примерным пастырем в своём приходе, то утвердить его в должности благочинного». Имел репутацию человека хорошо образованного, творческого и прекрасного организатора. Всё это, в полной мере пригодилось ему в его долгом и непростом служении.

свящ. Григорий

С весны 1907 года и до конца 1910-го о. Григорий совмещал должность благочинного церквей IV-го округа с должностью окружного наблюдателя школ г. Никольск-Уссурийского Отделения Епархиального Училищного Совета (на этой должности он с ноября 1903 года), Был настоятелем храма и духовником Рождество-Богородицкого женского монастыря в с. Линевичи. Переведён в г. Никольск-Уссурийский, сверхштатным священником собора, а уже с 1 января 1911-го переведён на священническую вакансию в походную церковь обширного Анучинского подрайона (в феврале 1910 года умер, подорвав здоровье, разъездной св. иеромонах Антоний).
Вновь образованные поселения были разбросаны на большом расстоянии друг от друга и от приходского храма в урочище Анучино. Самые удалённые находились от последнего на расстоянии сотни и более верст. Было немало мест, где пути сообщения пролегали по девственной тайге, а в период весенних разливов рек, вообще были непроходимы. Около двух лет он исполнял обязанности разъездного священника, не жалея сил и в любое время года, зная что его ждут и в самых дальних уголках подрайона. Как писал отец Григорий: «Голодом духовным томится православный христианин без храма Божия».
Его служба пришлась на период «столыпинской» аграрной реформы (1907-1916 гг.). Отец Григорий настойчиво составлял планы неотложных мер по строительству новых храмов, направляя их в духовную консисторию. Его слышали, по его предложениям отсылались запросы в Священный Правительствующий Синод, а впоследствии открывали новые приходы: в Чернышевке, Варваровке, Чугуевке, Сысоевке и т.д.         Совмещая сразу несколько должностей, он находил время, силы и возможности для регулярных публикаций в епархиальной газете, а также написал две книги, посвящённые духовной, монастырской жизни в крае («Первая обитель на Дальнем Востоке» и «Святыни Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря»).
При всём этом, благочинный был образцовым отцом и имел восемь детей. Один из них, сын Константин пошёл по его стопам, исполняя обязанности псаломщика при отце, в походной церкви Анучинского подрайона.
Отец Григорий в 1910 году награждён протоиерейством,  а в 1913-м наперсным крестом.
.
продолжение следует…
Подготовила Л.В. Колодей,
историк Арсеньевской епархии, член РГО