Обращаем внимание! С другими материалами за прошедший период Вы можете ознакомиться на старой версии сайта.

Июль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий: Невозделанная целина Приморья

Арсеньевская епархия на северо-востоке Приморья протянулась на тысячу километров, но городов больших здесь нет, жителей не так много. Как создаются в таких условиях новые приходы, какова главная проблема, с которой сталкивается молодая дальневосточная епархия, как прорастает на этой почве древнерусская культура, зачем в Арсеньеве музей церковной культуры, и почему для уроженца Подмосковья Приморье стало новой малой родиной, читайте в интервью, которое порталу «Приходы» дал епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий.
Епархия таёжная, горная и сельская
Ваше Преосвященство, в чем особенность жизни и служения в Арсеньевской епархии?
– Из Приморского края, как, впрочем, и со всего Дальнего Востока люди уезжают на запад – в центральную Россию, так как жизнь там им кажется слаще и интересней. Хотя в последнее время государство старается улучшить ситуацию: появились новые программы поддержки – «Дальневосточный гектар», концепция опережающего развития для регионов Дальнего Востока и тому подобное. Что касается Православия, то в европейской части страны оно имеет многовековую традицию, связанную с самобытной культурой, древней историей. Почти в каждом городе, в каждом монастыре есть местночтимые святые, чудотворные иконы, множество других святынь. На Дальнем Востоке почти нет связанных с этой землей святынь, нет укоренившихся традиций, культура не имеет корней, так как русские люди поселились здесь сравнительно недавно – около века назад. На Камчатке, для сравнения, Православию уже 300 лет.
В Арсеньевской епархии всего два небольших города, а всё остальное – деревни и сёла. Это таёжная, горная и сельская епархия. Люди здесь простые и искренние. Живут они очень бедно. Священник и епископ здесь гораздо ближе к пастве, чем в городе, тем более, в мегаполисе. В небольшой домик возле кафедрального Благовещенского собора, где временно расположено епархиальное управление, ко мне по любому вопросу может прийти любой человек.
В русской глубинке всё на виду, и легко можно как потерять уважение, так и приобрести его. Если ты живёшь скромно, с любовью к людям, то они начинают тянуться к Богу, к Церкви. Это очень ценно.
С какими трудностями довелось столкнуться в Арсеньевской епархии?
– Первой и самой главной трудностью стала оторванность от прежнего уклада жизни. В Приморье у меня не было ни родных, ни знакомых. Слава Богу, за мной из Москвы поэтапно приехали пятнадцать энтузиастов. Сейчас их осталось восемь. Пришлось налаживать работу, много ездить по епархии, которая тянется на тысячу километров, знакомиться с восемью муниципальными районами и 37 приходами, привлекать к работе местных жителей.

Иеромонах Гурий (Фёдоров) у мощей своего небесного покровителя, святителю Гурия Казанского, с его посохом

До этого я был скромным тихим монахом и иподиаконом, впоследствии священником, настоятелем небольшого больничного храма. За полвека жизни в Москве ни разу не выезжал из столицы больше чем на месяц, а тут уехал на край земли – за 10 тысяч километров, где стал правящим архиереем. По Патриаршему указу на 10 000 человек должен быть хотя бы один храм. А в Арсеньеве на 53 тысячи человек сейчас всего три храма, один из которых строящийся, то есть в два раза меньше, чем нужно.
Но проблема не столько в недостатке храмов на Дальнем Востоке, которых стало уже почти вдвое больше, сколько в отсутствии священников.
Воспитать пастыря – как вырастить редкий цветок
Увеличилось ли число священнослужителей в Арсеньевской епархии после Вашего приезда туда?
– За время моего епископского служения я рукоположил десять человек. Раньше в епархии было всего двенадцать священнослужителей, сейчас их 22, но этого все равно мало. На попечении некоторых священников не один-два прихода, а от четырех до семи, иногда и до десяти приходов в разных сёлах.

Фото: монах Игнатий (Алексеев)

Воспитание будущих пастырей – крайне сложная задача для нашего региона, она подобна выращиванию редкого прихотливого цветка. В Арсеньеве нет семинарии, а во Владивостоке имеется лишь духовное училище, поэтому полноценное духовное образование можно получить лишь в Хабаровской семинарии. Это отнимает у учащихся много сил, времени и средств. Но и образования мало: для того, чтобы стать священником, необходимо быть высоконравственным человеком, чистым сердцем и целомудренным. Будущему пастырю необходим не только разнообразный церковный опыт (алтарный, клиросный, художественный, хозяйственный, строительный, просфорный), но и немалый житейский опыт, а также мирское образование, желательно высшее. Священник на приходе должен всё знать и всё уметь, толково управлять и духовно с пользой всех наставлять. Он призван быть примером для всех и гореть духом, зажигая светильники приходящих к Богу людей.
Пастырь должен быть во всем похож на Христа, подобен Христу. На нагрудном кресте, который даётся священнику при его рукоположении, написано, что пастырь должен быть образом для верных во всём: словом, делом, житием. Он должен быть одной жены муж (за всю свою жизнь иметь лишь одну жену), непорочным, нежадным. Он не должен быть вором, скупым, любителем богатства, а должен быть именно солнцем для верующих, т.е. светом миру.
Мне как архипастырю приходится уделять тщательное внимание нравственному состоянию своих священников. Для нарушающих правила есть целая система наказаний: устное замечание, письменные выговоры и тому подобное. Порой приходится и запрещать в служении, если человек злонамеренно не исправляется. Священство – это не игрушка, Господь говорит: «Извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5. 13). Не должен священник быть позором в обществе, как сейчас, к сожалению, бывает. Пастырь должен быть примером для пасомых и внешних, святым и надёжным, простым и доступным. Православный священник – проводник в Царствие Небесное.
Что делается в епархии, чтобы исправить ситуацию с недостатком священников?
– Не так давно мы открыли Школу пономарей, где ребята, которые стремятся помогать в алтаре, изучают Закон Божий и проходят различные послушания: убирают храм, следят за свечами, помогают на колокольне или по хозяйству. Лучшие из них становятся служителями алтаря, пономарями, дьячками, алтарниками, маленькими иподиаконами, и, возможно, в будущем кто-то из них станет священником Бога Вышнего.
Родиной стал Приморский край
Как встретил Вас Дальний Восток? Что запомнилось?
– Встретили меня очень хорошо. Люди здесь простые и добрые. Если живёшь с благословением и в мире сердечном, то вокруг царит благодать, и тебя Господь на руках носит.
Хотя помню, что от аэропорта до места моего служения я ехал по почти безлюдной дороге. Приморье встретило меня морозом и пургой, холмами, сопками, голыми деревьями без листьев. Но унывать не привык и отнёсся к своему новому послушанию как к воле Божией. Если Бог его дал, то Он и поможет во всём.

Красоты Арсеньевской епархии. Тернейский район Приморского края.

На Дальнем Востоке необыкновенно красивая природа. Первые два-три года я не мог налюбоваться ею. На небе всегда солнышко светит, почти не уходит. Зимой всё белое, снег очень красиво ложится, а весной и летом всё расцветает: лотосы, ирисы, лилии, пионы, мальвы; но особенно красиво цветёт сакура. Здесь много ягод, осенью на полях созревают арбузы и дыни. В лесах растут дикий виноград и киви.
За годы жизни на Дальнем Востоке я хорошо узнал и полюбил природу Приморского края – его поля, горы, холмы, сопки с их многоцветьем и щедрым урожаем, полюбил Камчатку, Хабаровск, а Арсеньевскую епархию изъездил вдоль и поперек. Эти места стали для меня по-настоящему родными. В Арсеньеве, выступая в доме культуры «Прогресс», где собралось почти 700 человек, я сказал: «Я ваш новый епископ, буду теперь здесь жить и трудиться. Хотя моя малая родина – Подмосковье и я люблю ее и не отказываюсь от нее, Господь послал меня сюда, и отныне моей новой родиной будет Приморский край». Так и вышло.

Встреча нового архиерея. 2011 год, Арсеньев.

К сожалению, многие называют Дальний Восток «дырой», «медвежьим углом», гиблым местом, бросают всё и уезжает в западную часть России. Нас сейчас не учат тому, что нужно любить свою малую родину, стремиться украсить её, облагородить, изменить к лучшему. В советское время это прививали, а сейчас такого почти нигде нет. Наши дети плохо знают историю своей страны, не знают о великих русских людях, об их достижениях. Примером для подражания для них служат американские супергерои, а не наши великие соотечественники. Но мы стараемся говорить о любви к своему родному краю, к своей истории. Например, недавно мы начали конкурс проектов «Герои Отечества» (ссылка на ). Его участники готовят мультимедийные доклады о героях духовного (святые Русской Православной Церкви) или светского служения (это герои войны, защитники тыла, выдающиеся деятели науки и искусства).
Подошел ли Вам местный климат?
– Климат тут резко континентальный: то невыносимая жара, то холодная снежная зима с нетающим снегом. Частенько подолгу идут дожди, бывают наводнения. Но лично для меня самая серьёзная проблема – не климат, а семичасовая разница во времени между Приморьем и Москвой, куда по нуждам епархии часто приходится летать.
Прихожане больничного храма целителя Пантелеимона в Москве каждый день вспоминают Вас и с нетерпением ждут традиционные встречи с Вами.
– По мере своих сил я стараюсь поддерживать связь с Москвой: встречаюсь со своими духовными чадами, по возможности сослужу Патриарху Кириллу и московскому духовенству. Стараюсь ездить и по другим епархиям, общаться с собратьями-архиереями, набираться архипастырского опыта. Посещая монастыри, советуюсь с духоносными старцами, исповедуюсь, спрашиваю у них совета по трудноразрешимым вопросам.
Просветительский центр
с епархиальным управлением и монастырём
Владыка, сегодня в России восстанавливается и строится много храмов. В Москве, например, действует программа, которую принято называть «200 храмов».
– Подобные программы действуют и в дальневосточных епархиях: в Хабаровске – это «30 храмов», на Камчатке – «20 храмов». В Арсеньевской епархии наша строительная инициатива оформилась в программу под названием «30 храмов» . В отличие от других подобных программ, которые поддерживаются местной администрацией, наша программа никакой финансовой поддержки не имеет, к сожалению. Но с Божией помощью в нашей епархии силами местных энтузиастов строятся новые храмы. Я часто общаюсь не только с архитекторами, иконописцами, резчиками, но и с благодетелями, которые при желании могут помочь в строительстве.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», с. Саратовка Чугуевского района, построенный в рамках программы «30 храмов».

Между моей архиерейской хиротонией и приездом в Арсеньев был небольшой промежуток времени, когда я проходил архиерейскую практику в московских храмах. Изучая по книгам и интернету край, куда должен был ехать, я понял, что одной из главных моих задач в новообразованной епархии будет строительство храмов, часовен, поклонных крестов, приходских домов и прежде всего епархиального управления.
Для подготовки проекта я пригласил в Приморье моего знакомого архитектора Владимира Козлова. В итоге у нас получился функциональный и красивый проект Духовно-просветительского центра с епархиальным управлением и женским монастырём. Проект был выполнен в древнерусском стиле с использованием традиционных для Руси материалов, чтобы задать правильное духовно-возвышенное направление для дальнейшего строительства по всей епархии.
Позже по моей просьбе Владимир Иванович и другие мои знакомые архитекторы сделали ряд эскизных проектов для наших будущих храмов. А спустя два года после моего приезда в Арсеньевскую епархию Господь послал мне Александра Геннадьевича Комарова, ставшего нашим епархиальным архитектором и моим добрым помощником.

Проект Духовно-просветительского центра с епархиальным Управлением и женским монастырём, г. Арсеньев

Конечно, трудностей, связанных со строительством, много. Долго искали хороших каменщиков и качественный кирпич. Главной проблемой было найти православных профессиональных строителей. Милостью Божией у нас на стройке все архитекторы, прорабы и рабочие – православные. Глядя на наше отношение к делу и добрую обстановку, даже нецерковные люди потихоньку воцерковляются.
Как возникла идея построить такой значительный для небольшого города комплекс, как многофункциональный Духовный центр с епархиальным управлением и женским монастырем?
– Примерно через полгода после того, как я стал епископом, мне позвонили из Патриархии и спросили, есть ли у нас кафедральный собор, епархиальное управление, машина, чтобы добираться до дальних приходов, и квартира для жилья. Я ответил: «Кафедральный собор есть, машину мне подарили священники и народ. Сейчас мы живем и работаем в маленьком домике. Он был бы неплохим домом причта, но для епархиального управления маловат, а дел и людей достаточно много».
Ещё в Москве я начал изучать вопрос, каким должно быть епархиальное управление, и пришёл к выводу, что в маленькой епархии нужен многофункциональный центр. Готовя комплексный проект, мы с архитектором спланировали его так, чтобы помимо епархиального управления соборный и монастырский комплекс включал в себя библиотеку с читальным залом, епархиальный склад и музей русской культуры. Насельницы монастыря будут трудиться в соборе, петь на клиросе, печь просфоры, убирать храм, украшать его цветами и помогать в обслуживании будущего комплекса, не забывая об Иисусовой молитве и неусыпаемой Псалтири.

Модель Духовно-просветительского центра с епархиальным Управлением и женским монастырём, г. Арсеньев

Как решается финансовая проблема?
– Экономическое положение в стране в 2011 году, когда мы начали строительство, кардинально отличалось от нынешнего. Сейчас мы испытываем значительные финансовые трудности, так как многие прежние благодетели уже не могут нам помочь. Слава Богу, нам была выделена материальная помощь через Патриархию, но, к сожалению, ее недостаточно. Стараемся привлечь средства и больших предприятий, и обычных людей, которые могут оказать посильную для них помощь, например, через акцию «Именной кирпичик».
С Божией помощью строительство идет, уже построено три этажа. Осталось карнизы доделать, покрыть здание крышей. Надеюсь, в конце 2018 года мы это сделаем и будем думать о внутренней отделке, коммуникациях и оборудовании, на что потребуется ещё немало средств. Освоили мы только четвёртую часть от общего объема строительства, но не унываем, потому что знаем, что у Бога всего много, Он нас не забывает и помогает. Он все дает «во времена Своя».
Зачем нужен музей церковной культуры
Какой Вы видите культурно-просветительскую миссию вашей епархии на северо-востоке Приморского края? Как возникла идея создать музей церковной культуры на территории строящегося епархиального управления?
– Всю свою сознательную жизнь я занимался культурой, искусством: учился в изостудии, окончил Московский архитектурный институт, строил храмы, преподавал церковное искусство в Николо-Перервинской семинарии. С детства много ходил по музеям, выставкам. Когда стал настоятелем столичного храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, стал понемногу собирать различные святыни и реликвии, желая создать на приходе церковно-археологический музей. Но в больничном храме помещений для этого не было. А вскоре меня назначили епископом и направили в богоспасаемый град Арсеньев.
Потребность в культурно-просветительской деятельности в Приморском крае огромная. Подавляющее большинство приморцев никогда не выезжали за пределы края. От них сокрыты сокровища древнерусской культуры, доступные для жителей Центральной России: величавые соборы, древние монастыри, иконы, которые, возможно, они никогда не увидят. Поэтому крайне важно приобщать их к неисчислимым богатствам русской культуры и нашей славной тысячелетней истории.

Фрагмент экспозиции выставки «Православие в Приморье» в музее г. Арсеньева.

Фрагмент экспозиции выставки «Православие в Приморье» в музее г. Арсеньева.

Это понимали даже в годы советской власти, открывая в краевых и областных центрах – во Владивостоке, Хабаровске, Иркутске и других городах – историко-краеведческие и художественные музеи, собирая в них картины знаменитых русских и зарубежных художников, иконы древнерусских иконописцев, предметы народного быта. Член Русского географического общества и историк нашей епархии Лариса Васильевна Колодей изучает жизнь Приморья до революции, по крупицам собирая данные о местных священниках и основателях поселений. Среди них есть настоящие герои и даже новомученики.
В Приморье в каждом районном центре есть небольшие краеведческие музеи, рассказывающие либо о бохайцах и джурженях – народах, живших здесь в глубокой древности, либо о советском периоде в истории нашей страны. Но в Приморье очень мало памятников подлинной русской культуры, практически нет предметов церковного и традиционного народного быта, так как русские люди поселились здесь чуть более века назад. Поэтому только в нашем будущем музее люди смогут увидеть, как жили русские люди в Приморье в XIX веке, в начале XX века, познакомиться с лучшими образцами древнерусской и русской культуры. В музее будут рассказывать об истории Святой Руси, о том, как наши предки молились, трудились, одевались.

Экспозиция выставки «Русский костюм конца 19 — начала 20 века» , организованной Арсеньевской епархией. Литературно-мемориальный музей имени А.А. Фадеева, село Чугуевка.

Экспозиция выставки «Русский костюм конца 19 — начала 20 века» , организованной Арсеньевской епархией. Литературно-мемориальный музей имени А.А. Фадеева, село Чугуевка.

Мы собираем святыни и различные экспонаты для будущего музея. У нас есть мультимедийный архив, старинные книги, картины, церковные облачения, русские народные костюмы из разных губерний, прялки, сундуки, глиняные горшки. Экспозиция растет, и мы устраиваем выставки на различных площадках. За шесть лет существования епархии мы организовали 30 выставок, экспонировавшихся в Приморье. Часть нашего собрания вошла в экспозицию фотокопий древнерусских икон «Дивен Бог во святых Своих!» из фондов музея Андрея Рублёва. За счет средств грантового конкурса «Православная инициатива» эта совместная выставка объехала весь Приморский край, экспонировалась в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, во Владивостоке.
Прикоснуться к святыням
Каждый год Вы организуете паломнические поездки на Святую Землю и по святым местам центральной России. В этих поездках участвуют и жители Приморья, и ваши духовные чада из Москвы…
– Лет пятнадцать назад я посетил Святую Землю с малым числом людей, получив немалую пользу и духовное утешение. Когда же мне довелось поехать туда с группой прихожан из 50 человек, то думал, что мне будет суетно и тяжело, но эта поездка оказалась гораздо лучше и полезнее прежней. То паломничество я совершал не столько для себя, сколько для пользы своей родной паствы, которую духовно окормляю.

Во время престольного праздника мужского Иоанно-Предтеченского скита, 11 июля 2016 года

За несколько лет мы совершили семь больших паломничеств: три в Палестину и четыре по Святой Руси, причем пять из них были от Арсеньевской епархии. Много людей из приморской глубинки смогли прикоснуться к уцелевшим осколкам христианских святынь на территории Израиля и России. Эти благочестивые путешествия очень воодушевляют людей, укрепляют их веру, воздвигают к добрым христианским подвигам.
В наших благодатных поездках часто участвуют и неверующие, и те, кто недавно уверовал. Видя нашу соборность, общую радость и близость Бога, они задумываются, охотнее идут в Церковь и становятся на путь спасения.
Об образовании, миссионерстве
и соборном чтении Псалтири
Расскажите о миссионерской деятельности в епархии.
– Привлечение на Корабль спасения – в Церковь Христову – нецерковных людей есть одно из важнейших направлений трудов, вторая сторона нашей апостольской деятельности. В миссионерской работе очень важно сотрудничество с образовательной системой. Мы активно работаем с начальниками отделов образования, с директорами школ и детских садов, учителями, методистами, психологами и активистами. В рамках программы «Основы православной культуры» для просвещения и духовной поддержки детей и взрослых священники и катехизаторы проводят в школах уроки и беседы, организуют духовно-образовательные экскурсии по храмам и встречи с замечательными людьми. Интересна, например, экскурсия в мужской Иоанно-Предтеченский скит, где стоит уникальный для Приморья деревянный храм.
В новом учебном году 65% школьников нашей епархии выбрали курс «Основы православной культуры» из курса ОРКСЭ. По Дальнему Востоку это самый большой процент.
Несколько раз в году туристическая компания «Пять звёзд» с нашей помощью организует паломничества. Есть у нас и экскурсионная программа «Храмы Приморья», и такой замечательный проект, как Дальневосточная ярмарка хоров «За веру и Отечество». В этом песенном конкурсе участвуют коллективы не только со всего Приморского края, но и из других регионов Дальнего Востока.

Дальневосточная ярмарка хоров «За веру и Отечество»

Активно участвуем во всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». В 2017 году из 21 работы, представленной из Дальневосточного федерального округа, пять конкурсных работ были из Арсеньевской епархии. В 2016 году работа из нашей епархии заняла второе место на всероссийском этапе конкурса, а в 2017-м – третье.
Наши школьники выигрывают олимпиады по ОПК, победители приезжают в Москву на суперфинал олимпиады. Всего не перечислить.
А есть ли епархиальные проекты в области образования?
– Слово «образование» происходит от слова «образ», и цель образования – в раскрытии образа Божия в человеке. Мы стремимся, чтобы наши любимые дети были патриотами и земного государства, и – главное – Небесного Отечества. Понятие «образовательная деятельность», в первую очередь, подразумевает просвещение верующих людей – верных чад Православия. Это наша главнейшая задача. Мы стараемся укреплять свою паству в вере, благочестии и молитвенной жизни. Например, на приходах епархии читается соборная Псалтирь: духовники собирают группы из двадцати человек, в которых каждый ежедневно читает по одной кафизме. Таким образом, каждый день прочитывается вся Псалтирь.
Эта заложенная Вами традиция до сих пор существует и в московском храме великомученика и целителя Пантелеимона, где верующие соборно читают Псалтирь, молясь друг за друга.
– В кафедральном Благовещенском соборе Арсеньева у нас действует четыре таких «двадцатки» и еще несколько – в других храмах. С начала лета кандидат филологических наук Валентина Борисовна Дорогая из Санкт-Петербурга, преподаватель школы славянского языка и Псалтири «Златарница», проводит в соборе лекции с разъяснением псалмов. Уже два года совершается совместное чтение акафистов по соглашению: православные люди соглашаются на протяжении долгого срока молиться друг за друга. Известны слова Спасителя о совместной молитве во Имя Его.
Со «Сретенской лыжни» на «Сретенский бал»
Очень часто взрослые прихожане молятся по соглашению о своих детях, далеких от Церкви. Как привлекать молодое поколение в церковную ограду?
– В последние годы мы стараемся активнее работать с молодёжью. Например, к празднику Сретения Господня организуем молодёжный слёт «Сретенская лыжня», совместно с администрацией Арсеньевского городского округа устраиваем «Сретенский бал». На берегу океана в бухте Зеркальная у нас строится молодёжный лагерь.

Общее фото участников Сретенской лыжни. 2017 год

Когда люди молоды, они не всегда находят то, к чему стремятся, чего ищут. Любой человек ищет в этой жизни добро, красоту, правду, счастье, а счастье – это быть с Богом. Только Бог добр, красив и праведен. Когда согрешил и лишился рая наш общий прародитель – первый человек Адам, он всё время скорбел и плакал об утраченной благодати богообщения. Мы, его потомки, получили в наследство от него склонность к греху и различные скорби, а также, как некий аванс, малую благодать: Ангелы Божии общаются с нами в утробе матери, в младенчестве и в первые годы жизни. Недаром все дети такие светлые и благодатные. Потом понемногу благодать отходит от нас, и мы тоскуем по этой благодати и пытаемся обрести её снова через красоту, музыку, плотские страсти, чревоугодие, другие различные удовольствия и сладости мира сего. Но полностью душа не может этим удовлетвориться и лишь на время отвлекается, забывается. Только жизнь по вере и церковный подвиг возвращают и умножают эту благодать. Блаженный Августин сказал: «Господи, Ты создал нас для Себя, и душа наша не знает покоя, пока не успокоится в Тебе».
«Достоевский и иеромонах Серафим (Роуз)
укрепили мою веру»
Владыка, расскажите, пожалуйста, о Вашей семье, о том, как Вы пришли к Богу.
– Моя бабушка по матери, Анна Николаевна Любавина, была верующим человеком. Когда я был маленьким, именно она заложила во мне фундамент веры, очень мягко и ненавязчиво прививала ее. Но тогда я этого не понимал. Только потом, когда стал взрослым, вспомнилось многое. Мои родители работали инженерами и являлись партийными людьми, любили туризм и были очень любознательны. Мама, Глафира Фёдоровна Фёдорова, была крещена в детстве, но жила в круговороте безбожного мира. Всю жизнь она тянулась к духовности и искала Бога. Сам я, найдя Творца, полностью посвятил свою жизнь служению Ему.
С самого детства я всегда стремился к чему-то идеальному, прекрасному. На первом курсе института увлёкся Достоевским и очень его полюбил – мне приоткрылась вера. Тогда было трудно найти какую-либо духовную литературу, поэтому приходилось читать всё, что попадалось на эту тему: и восточные религиозные книги, и западные философские. А потом один православный человек дал мне прочитать Евангелие и, прочтя его, я уверовал всем сердцем. Книга иеромонаха Серафима (Роуза) «Православие и религия грядущего» укрепила мою веру и помогла очистить её от вирусов инородных религий. После этого всё пошло как-то легко и основательно: начал регулярно ходить в храм, исповедаться и причащаться, нашёл себе духовного наставника, стал читать Евангелие, утренние и вечерние молитвы, святоотеческую литературу: авву Дорофея, Древний патерик, жития святых и другие душеспасительные книги.

Епископ Гурий со своими родителями

«Видя во мне глубокую перемену,
многие по милости Божией пришли к вере»
Вы сказали о бабушке и маме, а об отце-священнике что скажете?
– Отец, Альберт Иванович Фёдоров, не был крещен и не верил в Бога, но имел нравственный уклад и характер верующего человека. Когда я пришел к вере, вскоре и родители потянулись к храму, причем отец стал священником, а бабушка перед смертью захотела принять монашеский постриг. Многие мои знакомые, видя произошедшую со мной глубокую перемену, тоже по милости Божией потянулись к вере. Пришли к вере и мои старшие сестра с братом, и дочь с внуком. Правда, держаться веры и пути спасения в этом суетном мире не очень легко. Благодарю Бога, что все родные пришли к вере, но впереди ещё немало трудов и скорбей.
Вы упомянули дочь и внука, значит, были женаты. Что повлияло на выбор монашеского пути?
– Ко времени моего прихода к Богу я был уже разведен, и после принятия крещения восстановить брак не удалось. В то время меня поразила высота монашеского подвига на примере преподобного Симеона Нового Богослова. Его книга показала мне всю нравственную, духовную и мистическую высоту православного богословия, и моя душа возгорелась ревностью по Богу. Когда я читал такие книги, как «Добротолюбие», «Лествица», «Невидимая брань», у меня просто душа горела. Говоря мирским языком, я влюбился в монашество, в жертвенный ради Христа путь.
В поисках духовного отца я активно ездил по храмам как любой воцерковляющийся человек. И Господь послал мне духовника – архимандрита Венедикта (Пенькова), который с 1990-го и до своей кончины в январе нынешнего года был наместником Оптиной пустыни. Однажды я пришёл к нему и сказал: «Отче, хочу быть монахом». Он посмотрел на меня с любовью, но видя, что я ещё не готов, сказал: «Хочешь быть монахом – живи как монах». С тех пор я старался выстроить свою жизнь в этом направлении: больше времени проводить в молитве, поменьше выходить в люди и общаться с противоположным полом, не употреблять вина. Чуть позже Господь послал мне и других старцев – архимандритов Наума (Байбородина), Кирилла (Павлова), Стефана (Сексяева).
«В России должно быть благоухание Руси»
Владыка, Господь поставил Вас служить в Арсеньевской епархии. Что самое важное Вы здесь поняли?
– На Дальнем Востоке есть все условия и для личного спасения, и для миссионерства. Если говорить немного пафосно, Приморье – это невозделанная целина, и наше дело её вспахать, посеять и принести добрый плод. Стараясь отдавать все силы душ и телес наших, мы трудимся, сеем, а оценит наши труды тот, кто будет жать после нас. Но истинный суд и оценка наших деяний – что прорастёт, какие будут плоды, – только у Бога. Чем дольше живёшь и трудишься, тем больше осознаёшь свою немощь, свое бессилие и величие Творца, Его премудрость.

Паломническая группа Арсеньевской епархии в Ново-Иерусалимском монастыре. Июль 2017 года.

В Приморье современные христиане решают те же самые проблемы, что и христиане первых веков, которые жили в языческом обществе. Такого эгоизма в России не было уже больше тысячи лет. Это влияние Запада, где для большинства людей главное – личное удобство, а о чем-то другом они не хотят думать. Поэтому наша главная задача – на собственном примере показать всем, что такое вера христианская, что такое жизнь по Евангелию. В России должен быть русский дух и благоухание Руси! Так мы понимаем своё предназначение, веруем и стараемся жить по Евангелию.
Беседовали Ирина Ахундова,
Екатерина Придворова
Просмотров: 138
Прп. Иоанн Лествичник
Где случилось падение, там предварила гордость.
Прп. Иоанн Лествичник
Православие.Ru
 
vkontakte
vkontakte
facebook
elitsy