Иоанно-Предтеченский скит Арсеньевской епархии

Интервью со скитоначальником
монахом Давидом (Драничниковым)
публикация Приморской митрополии
В Арсеньевской епархии Приморской митрополии уже три с половиной года действует мужской Иоанно-Предтеченский скит. В настоящий момент в скиту подвизаются три брата: скитоначальник монах Давид (Драничников), послушник Алексей и послушник Павел.
Отец Давид рассказал нам о жизни скита:
– Наш скит находится в тайге близ села Нововарваровка. Вокруг места глухие – только комары, медведи да прочие дикие звери. Собственно скиты, с самого начала возникновения монашества создавали в уединённом месте, чтобы подвизаться более строго, чем в обычных монастырях. Так создан и наш скит. Создан по благословению старца Троице-Сергиевой Лавры.
– Прекрасный русский писатель Н.С. Лесков пишет о Валааме, как о тихих скитах русского Афона, но кажется, что он пишет и вашем ските: “Особенно хороши эти скиты, с их непробудной тишью, и из них особенно поражает скит Предтечи … Здесь живут пустынники, для которых суровость общей валаамской жизни кажется недостаточною: они удаляются в Предтеченский скит, где начальство обители бережёт их покой от всякого нашествия мирского человека. Здесь теплят свои лампады люди, умершие миру, но непрестанно молящиеся за мир, здесь вечный пост, молчанье и молитва”. В вашем ските нет священника, как вы обходитесь?
– Слава Богу, регулярные богослужения стали совершаться прошлым летом. Каждый вторник иеромонах Варсонофий (Рыжов) приезжает сюда для совершения Божественной Литургии. Вторник – день, который православная Церковь посвятила памяти святого Иоанна Предтечи.
– В скиту есть храм?
– Создание монастыря мы начинали с чистого листа, не привязываясь ни к какому архитектурному ансамблю – и это проще, чем реставрировать полуразрушенные здания.
Главным украшением скита является новопостроенный деревянный храм во имя святого Иоанна Предтечи. В ближайшее время в нем планируется установка иконостаса. Мастера Троице-Сергиевой Лавры написали уже 10 икон.
– По уставу паломники в скиту не приветствуются, но есть, наверное, исключения?
– Как и в большинстве скитов нашей Церкви, престольный праздник – это особый день. По благословению Преосвященнейшего Гурия, епископа Арсеньевского и Дальнегорского 7 июля, в день Рождества Иоанна Крестителя около 40 паломников из Арсеньева, Владивостока, Анучинского района приехали на праздник. Божественную литургию возглавил Преосвященнейший Гурий, епископ Арсеньевский и Дальнегорский. Ему сослужили иеромонах Варсонофий (Рыжов) и диакон Александр Семёнов.
В мужской скит обычно не пускают ни женщин, ни детей, но в этот праздник владыка сделал исключение.
По окончании богослужения по традиции обошли скит крестным ходом.
– В слове по окончании Божественной литургии епископ Гурий не только отметил прекрасный деревянный храм, который вы завершаете возводить в скиту, но и поздравил вас – на праздник Рождества Иоанна Предтечи исполнилось восемь лет с тех пор, как Вы приняли монашеские обеты. Вы поддерживаете духовную связь с монастырями Приморья?
– За 3 года существования обители нас посетили митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, настоятель Свято-Троицкого мужского монастыря в Шмаковке игумен Василий (Кулаков), настоятель Свято-Серафимовского мужского монастыря игумен Климент с братией, иеромонах Евсевий и многие другие.
– В скиту кроме вас и послушников живёт ещё кто-нибудь?
– У нас, Богу содействующу, потихоньку собирается братство – сейчас подвизается несколько трудников. Наше небольшое братство, ограждая себя от своевольных вторжений мира, старается соблюдать особый порядок монашеской жизни, где на первом месте молитва. А на втором – не менее важные для монаха посильные физические труды и духовные занятия; как второе крыло для птицы, они необходимы для монаха.
Строим братский корпус, трапезную зимнюю и летнюю. В пруду на территории скита разводим рыбу, обрабатываем огород. Провели воду. Установили солнечные батареи, поэтому множество трудоёмких работ можем облегчить электрическими приборами.
В отличие от городской, жизнь в скиту отличается тишиной, нет задёрганности, нервозности, характерной для жизни в миру. Человек начинает замечать природу, пение птиц. Здесь у людей смещаются акценты: житейская суета уступает место духовным поискам решения вечных вопросов – смысла жизни, взаимоотношения человека и Бога…
Человек начинает задумываться над истинными причинами своих проблем, осознает влияние Божественного Промысла в жизни людей, учится распознавать вражеские искушения, направленные на разрушение первых достижений подвизающихся людей, стремление вытолкнуть их из спасительного места.
– Отче, Ваш монастырь находится вдалеке от дорог; предполагается ли какое-то его социальное служение?
– Главное служение монаха – это молитва. В келье, в храме, за работой. В советское время в немногие открытые монастыри ехали, чтобы послушать красивое пение хора, чтобы внимательно поисповедоваться. Большой поток паломников влиял и на расписание богослужений, и на то, что многих братий рукополагали в священный сан и ставили принимать исповедь. Как мне кажется, прошло то время, когда монастыри должны жить так же, как приходы. Много есть хороших хоров, и у приходских священников хватает времени выслушать исповедь. Поэтому сейчас, как мне представляется, монастыри могут и, более того, должны жить по-монастырски, всё в них должно быть подчинено принципам духовной жизни, а паломники пусть подстраиваются под распорядок жизни братии, под те краткие часы, когда открыты ворота обители. В древности даже столичный монастырь преподобного Феодора Студита запирал ворота на весь Великий пост. Есть и современные примеры: известный богослов схиархимандрит Гавриил (Бунге) принимает посетителей своей малой обители только три часа в сутки, и то только вне постов. Надеюсь, и нам удастся держать правильный ритм жизни, отводя приему паломников и иному социальному служению столько сил и времени, что это не будет разрушать духовную жизнь братства.
– Какие у Вас планы?
– Надеюсь, что Господь поможет довершить начатое, обустроить красивый храм и надежный корпус, что братство будет любить Бога, службу, друг друга, тишину своих келий, что все мы будем поддерживать друг друга и со страхом и трепетом соделывать наше спасение.
Жизнь в скитах гораздо строже, чем в монастырях, что выражается в большем келейном правиле, более продолжительных службах и совершенной уединенности от мира. В творениях митр. Филарета (Дроздова) есть следующее изречение: “Скит для уединения, а не для показывания. И тех, которые сами желают посетить скит, надобно допускать с рассуждением, чтобы сие не было в рассеяние безмолствующим. А приглашать никого не должно”.
Преподобный Никон Оптинский писал о жизни братии: «Здесь у нас в скиту – рай земной. У нас на вратах, на стороне, обращённой к скиту, к церкви, написано: “Коль возлюблена селения Твоя, Господи”, – и воистину так».
– Отче! Наверное наши читатели захотят передать записочки на молитву в скит, пожертвования. Это возможно?
– Настоятель Владивостокского храма в честь Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы иерей Димитрий Винокуров часто приезжает к нам в скит помолиться. Поэтому верующим Владивостокской епархии будет удобно передать записочки и пожертвования через отца Димитрия. Наш скит сейчас нуждается в трудниках. Так что если у мужчин есть свободное время и желание потрудиться во Славу Божию – можно связаться с нами тоже через отца Димитрия.
1 августа в мужском Свято-Серафимовском монастыре на о. Русский будет престольный праздник и я, Бог даст, приеду помолиться с братией монастыря.
Божией помощи всем читателям епархиального сайта.
Фотографии   посмотреть
Приморская митрополия

Просмотров: 762

vkontakte
vkontakte
elitsy