Извлекая уроки из прошлого
В течение двух последних недель в детском отделе МБУ «Межпоселенческая библиотека» села Яковлевка в рамках реализации проекта «Возрождая народную память» при поддержке гранта Губернатора Приморского края проходил цикл духовно-патриотических мероприятий, посвященных древней старине, сохранению исторической памяти, а также истории малой Родины.
Под чутким руководством представителей Арсеньевской епархии учащиеся Яковлевской школы совершили захватывающее путешествие в прошлое и научились писать, как жители Руси 12-14 веков, посмотрели видео-экскурсию по «Поезду Победы» и кино-урок «Дети войны», а также сыграли в командную игру «В.К. Арсеньев и Дерсу Узала – уроки дружбы».
«Поклон от Онфима ко Даниле»
В рамках проекта «Возрождая народную память» учащиеся третьих классов приняли участие в практическом занятии по письму на восковых дощечках и бересте. Перед тем как раздать ребятам письменные принадлежности, инокиня Мария (Воробьева) прочитала им небольшую лекцию. По ее словам, о том, что в 12 веке люди в русских городах почти все были грамотными, ученые узнали совсем недавно. «В 1951 году на Неревском раскопе Новгорода археологи обнаружили первую берестяную грамоту – бесценный источник знаний о прошлом, – пояснила она. – На сегодняшний день их найдено свыше 1000. Их содержание перевернуло представление об истории нашего общества – это деловая и личная переписка, любовные признания и просто упражнения детей, учивших алфавит».
Затем матушка Мария предложила школьникам рассмотреть одни из самых древних дошедших до наших дней детских рисунков – берестяные грамоты мальчика Онфима. Третьеклассники увидели изображение двух донышек от отслужившего берестяного туеска, исписанных с обеих сторон буквами алфавита и складами. Рядом с алфавитом Онфим сделал надпись: «Поклон от Онфима ко Даниле». Еще на донышке он нарисовал страшного зверя с торчащими ушами, загнутым хвостом, стрелой во рту, и подписал: «Я звере» («Я зверь»). «Ой, это же жираф!» – воскликнул кто-то из ребят.
На второй берестяной грамоте Онфим изобразил себя храбрым воином на коне, который чем-то вроде копья разит поверженного наземь врага, и на всякий случай написал рядом с картинкой свое имя. Как и все мальчишки его возраста, он представлял себя героем-победителем. Рассмотрев третью берестяную грамоту, школьники определили, что умеющий писать Онфим еще не умеет считать: на руках нарисованных им человечков разное количество пальцев, от трех до восьми.
Затем ребята попробовали, подобно Онфиму, написать на бересте свое имя. Сделать это оказалось довольно непросто: приходилось прилагать определенное физическое усилие. По словам мать Марии, именно поэтому на Руси дети при обучении пользовались дощечками, залитыми воском. Он мягкий, поэтому писать на нем было легко, а в случае ошибки написанное можно было легко стереть. Мать Мария подсказала третьеклассникам, как пишутся их имена на церковнославянском языке, а напоследок они расшифровали древнюю дразнилку.
«Поезд Победы»
Незабываемая возможность погрузиться в прошлое и посмотреть на события Великой Отечественной войны глазами их непосредственных свидетелей выдалась учащимся восьмого класса. Представители Арсеньевской епархии показали им видео-экскурсию по «Поезду Победы» – уникальному передвижному музею, который курсирует по железным дорогам России. Он состоит из семи вагонов, в каждом из которых располагается экспозиция из восковых фигур и предметов той эпохи, посвященная определенному периоду военного времени.
Так, например, первый вагон повествует о довоенной жизни. Его пассажиры – обычные люди, среди которых пионеры, рабочие, летчики, которые пока не подозревают о том, что мирное время скоро закончится. Второй вагон представляет собой поездку на фронт. На лицах молодых солдат виден страх неизвестности, они не знают, что их ждет впереди.
Ошеломляющее впечатление на ребят произвел третий вагон, посвященный перевозке военнопленных. По сути, это товарный вагон, совсем не предназначенный для людей. Во время войны немцы загоняли в них наших военнопленных, как скот. На сколоченных наспех нарах теснятся изможденные люди, из которых до лагеря доберутся лишь единицы, а остальные – погибнут в дороге.
Экспозиция четвертого вагона – санитарного – демонстрирует подвиг врачей и санитарок, а также их заботу о раненых. На его койках лежат покалеченные люди, которые пережили ужасы войны. В пятом вагоне, представляющем собой банную и прачечную, показано человеческое отношение советских солдат к пленным нацистам. Шестой вагон – штабной – посвящен успехам нашей армии. В нем советское командование проводит совещание и обсуждает наступление у карты. Экспозиция седьмого вагона повествует о Великой Победе и возвращении домой. Война оставила отпечаток на каждом из его пассажиров. Вот боец держит в руках награду и разговаривает с солдатами, а неподалеку на чемодане стоит стопка с водкой и лежит корка хлеба.
Видео-экскурсию по «Поезду Победы» провела девушка Лидия – вымышленный персонаж. Материалом для ее рассказа послужили воспоминания Елены Мироновны Чухнюк, единственной женщины-машиниста паровоза. Слушая рассказ Лидии, виртуально перемещаясь вместе с ней из вагона в вагон и внимательно рассматривая экспозицию музея, ребята совершили удивительное погружение в прошлое и прочувствовали все: от тревог и ужасов войны до заветной победы.
«В.К. Арсеньев и Дерсу Узала – уроки дружбы»
Истории исследования Приморского края, а также экспедициям В.К. Арсеньева было посвящено мероприятие, в котором приняли участие старшеклассники. Ребята проверили свои знания о малой Родине и сыграли в командную игру «В.К. Арсеньев и Дерсу Узала – уроки дружбы».
По словам мать Марии, В.К. Арсеньев широко известен своими приключенческими книгами «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», рассказывающими о его экспедициях по Уссурийской тайге вместе со своим другом и проводником, гольдом (нанайцем) Дерсу Узала. Эти книги впоследствии легли в основу двух художественных фильмов. Перед началом игры старшеклассники посмотрели отрывок из одного из них, снятого в 1961 году, про то, как русский путешественник познакомился с этим замечательным охотником и следопытом.
«Котомка Дерсу Узала» – так назывался первый этап игры. Мать Мария раздала четырем командам списки из 20 изображенных предметов. Ребятам необходимо было прочитать отрывок из книги В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и выбрать из списка те, о которых шла речь в приведенном отрывке. Каждый правильный ответ приносил команде один жетон. Все старшеклассники отлично справились с заданием, показав внимательность и сообразительность.
Следующий этап игры был посвящен животным Приморского края. Каждой команде организаторы выдали по фотографии изюбра – благородного оленя. Прочитав отрывок из книги В.К. Арсеньева, ребята должны были правильно определить возраст этого животного. Несмотря на то, что у команд возникла путаница с подсчетом отростков на рогах изюбра, они без труда справились с дополнительным заданием.
Никаких сложностей не возникло у старшеклассников и с прохождением третьего этапа игры – «Флора Уссурийской тайги». Перед тем, как приступить к заданию, они посмотрели отрывок из фильма «Дерсу Узала» про то, как В.К. Арсеньев и его друг нашли в тайге женьшень. Затем мать Мария выдала каждой команде по ребусу, в котором были зашифрованы названия растений, а также по списку с их картинками. Ребята должны были, прочитав отрывок из книги В.К. Арсеньева с описанием флоры Уссурийской тайги, разгадать ребусы и правильно выбрать из списка изображение зашифрованного растения. Старшеклассники легко справились как с этим испытанием, так и с заданием четвертого этапа игры, посвященного погодным приметам.
На последнем этапе каждой команде необходимо было прочитать свой отрывок и объяснить остальным, в чем состоит нравственный урок Дерсу Узала. Думать не только о себе, но и о других, заботиться о тех, кто находится рядом с нами, – качества, которыми обладал этот самобытный охотник и которые, к сожалению, не так уж часто встречаются в современных людях. После подведения итогов игры команде победителей вручили сладкие призы и памятные подарки. По примеру Дерсу Узала ребята решили поделиться ими со всеми остальными, поэтому обойденным наградой никто не остался.
«Дети войны»
О неоценимом вкладе детей в дело победы над фашизмом узнали учащиеся восьмого класса из кино-урока «Дети войны». Он состоял из цикла художественно-документальных мини-фильмов, рассказанных от первого лица теми, чьим детством стала Великая Отечественная война. Каждая серия являлась реконструкцией локального события военных времен, представленная глазами ребенка. Это история страха, подвига, храброго сердца, ранней зрелости и не по годам развитой мудрости маленького человека, обреченного на выживание, ежечасную борьбу и возможную гибель.
Так, например, серия «Месть» посвящена истории Владимира Казначеева. Осенью 1941 года его маму схватили фашисты и казнили за то, что она помогала партизанам – пекла для них хлеб. Мальчик видел ее смерть своими глазами и поклялся отомстить. В 12 лет он ушел к партизанам в леса на Брянщине, где принял участие в диверсионной борьбе с фашистами и однажды спас от гибели командиров партизанских отрядов.
На долю детей в годы войны выпали не только подвиги на фронте, но и тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу во имя победы. Истории Владимира Герцберга, ветерана Великой Отечественной войны, труженика тыла, посвящена серия «Школа Уралмаша». В 15 лет он начал работать на Уралмашзаводе, где выпускал танки и самоходные артиллерийские установки для фронта.
Однако в годы войны мужество и героизм проявили не только мальчишки. В серии «Спасительница» была рассказана история Александры Федотовой, спасшей раненого солдата во время немецкой оккупации в 1942 году в селе Орловка.
В жилах леденеет кровь от истории Галины Самохиной (Ильющенко) из серии «Приют смерти». Она – одна из немногих выживших в Макеевском приюте «Призрение», куда в годы войны немцы свозили детей, чьих родителей расстреляли или угнали в Германию. Малышей использовали в качестве доноров крови, самому младшему было всего 6 месяцев. От голода, истощения и потери крови в Макеевке погибло более 300 детей.
Просмотр каждой серии завершался показом фотографии человека, чья история легла в основу фильма. К счастью, все герои дожили до преклонных лет. Несмотря на то, что война искалечила их судьбу, им удалось выстоять. А нам остается гордиться ими и помнить о том, что мы не можем изменить прошлое, но в наших силах не допустить его повторения в будущем.
Вот так интересно и увлекательно представители Арсеньевской епархии познакомили школьников с древней стариной, героическими страницами прошлого страны и историей малой Родины. Ребята как будто переместились во времени и узнали, как жили предыдущие поколения наших соотечественников, какие вызовы перед ними стояли и какими духовно-нравственными ценностями они руководствовались. Ведь невозможно быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как ее любили, строили и берегли наши отцы и деды.
Е. Хломова
Просмотров: 140