Как погладить бельё «рублём»

В четверг, 11 апреля, в краеведческом музее Тернея при центральной районной библиотеке состоялось открытие выставки русского народного костюма и быта конца XIX – начала XX века в рамках Дальневосточной ярмарки русской культуры «За Веру и Отечество».
Эту выставку привезли в Терней сотрудники Арсеньевской епархии при поддержке Фонда президентских грантов.
На открытии присутствовал епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, который тепло поблагодарил местных жителей, работников музея и библиотеки. Владыка Гурий кратко познакомил всех с историей выставки: как она оказалась в районе, откуда брались экспонаты, где побывала в нынешнем году эта выставка. Её уже встречали в Яковлевке, Чугуевке, Кавалерово, Ольге – районных центрах нашей епархии.
С лекцией о народных костюмах выступила матушка Мария, инокиня. Владыка Гурий, представляя её собравшимся, сказал, что в прошлом Мария была инженером-мостостроителем.
На выставке, кроме русских народных костюмов, были и другие экспонаты крестьянского быта: прялки, самовары, утюги, ложки, коробы, горшки, сундуки, в которых хранилась одежда. В уголочке лежал набор старинных приспособлений для стирки и глажения. Стиральная доска была деревянной.
Рядом находилась длинная скалка, на которую накручивали высохшее бельё, а деревянным «рублём» – длинная узкая деревянная доска с ручкой и поперечными полосами – колотили по белью, то есть гладили «рублём». Сколько же трудов приходилось вложить, чтобы погладить таким образом бельё? Тут нужны были сила и выносливость. Не то, что сейчас погладить утюгом или отпаривателем.
Матушка Мария рассказала о том, что считалось неприличным выйти в люди простоволосой (без платка) девушке или неподпоясаному парню (из-за этого даже случались войны: снять с мужчины прилюдно пояс считалось большим оскорблением).
На выставке было представлено десять женских платьев и несколько предметов мужской одежды. Раньше народные костюмы отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы были разными в зависимости от географического положения.
Например, сарафаны носили преимущественно на севере, а в южных районах поверх рубахи надевалась понёва (юбка). Одежда разделялась на повседневную и праздничную. Фасон одежды крестьян не менялся столетиями. Понятия моды не су-ществовало.
Основой основ любого русского костюма являлась рубаха с широкими рукавами. Рубахи были праздничные и повседневные. Свадебная рубаха шилась из лучшего домотканого полотна. Обычно рубахи украшались вышивками. Места расположения вышивки были чётко определены: ошибки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Эти расшитые места защищали человека от злых сил. Узоры, орнаменты, а также цветовая гамма в различных губерниях были разными.
Самой распространённой женской одеждой на Руси были сарафан и понёва. В некоторых деревнях сарафан был единственной нарядной одеждой женщин до середины XX века. А понёва – юбка, сшитая из трёх полотнищ шерстяной ткани, надевалась поверх рубахи. Понёвы тоже украшали определённым образом, из чего можно было сделать вывод о возрасте и положении женщин. Поверх понёвы повязывали передник, который называли ещё «занавеской».
Матушка Мария рассказывала также и о головных уборах и обуви.
Она спросила ребят, как долго можно носить лапти. Одна девочка ответила: «Ну, два года, может быть». Оказывается, лапти были рассчитаны на два-четыре дня. Они быстро приходили в негодность, и приходилось делать новые. Вот почему этот промысел был очень распространённым.
Мария разрешала коснуться веретена, прялки, рушника, лаптя, наглядно демонстрировала, как этими вещами пользоваться.
На выставке можно было увидеть не только подлинные русские костюмы XIX-XX веков, но и уникальные старинные книги XVII-XIX веков из фонда Арсеньевской епархии. На отдельном столе лежали тома в тиснённых кожаных обложках с потёртыми страницами, напечатанные на старославянском языке. Разобрать отдельные слова в этих книгах было непросто, но лектор уверила, что как только читающий ближе познакомится с непривычным алфавитом, то понять написанное будет легко.
Не только с выставкой приехал епископ Гурий и его помощники. После открытия выставки в РЦНТ состоялась лекция об истории края и заселении Тернейского района. Её прочитала историк Арсеньевской епархии, член Русского географического общества Лариса Васильевна Колодей.
Выставка русских народных костюмов в Тернейском музее будет работать до 30 апреля. Приходите и смотрите.
Надежда Лабецкая
Вестник Тернея, 18 апреля 2019 года,
четверг, № 29 (8577)
Просмотров: 176
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти: он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды, — он видит в этом человеке орудие правосудия или промысла Божия.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
vkontakte
vkontakte
facebook
elitsy
instagram