Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Обращаем внимание! С другими материалами за прошедший период Вы можете ознакомиться на старой версии сайта.

Кто будет воспитывать детей?

Школа или улица-компьютер-телевизор?
Завершился 2016 год. В преддверии новогодних праздников наш корреспондент встретился с владыкой Гурием — правящим архиереем Арсеньевской епархии, чтобы поговорить с ним о воспитании детей — пожалуй, самом главном деле в жизни каждого родителя.

Владыка, какова степень участия Арсеньевской епархии в школьном процессе воспитания детей?
Согласно действующему законодательству содержание образования должно обеспечивать формирование у детей духовно-нравственной личности. И школа должна это делать в рамках традиционных духовных и культурных ценностей России, сохраняя преемственность поколений. Образование школьника будет полноценным тогда, когда ребёнок не только получит набор знаний из учебников, но и будет научен делать правильный нравственный выбор. Но если школьника этому не учить и к этому не приучать, то делать правильный нравственный выбор ребёнок не научится никогда.
Сам принцип духовно-нравственного воспитания предполагает содействие формированию духовной сферы ребёнка.
Владыка, а что такое «духовно-нравственное воспитание»?
Это целенаправленное развитие трёх основных человеческих способностей: нравственной способности — к различению добра и зла; эстетической способности — к различению прекрасного и безобразного; к различению истинного и ложного.
И в основе развития этих способностей непременно лежат нравственные, эстетические, религиозные идеалы и эталоны, сохраняемые в традиционной культуре. Поэтому, если мы хотим сохранить свою национальную идентичность, нам необходимо изо всех сил держаться культурного достояния, перешедшего к нам от великих предков.
То есть, чтобы различать добро и зло, прекрасное и безобразное, истину и ложь — такому умению необходимо учиться? А разве это не дано человеку от рождения?
Эти качества необходимо развивать, чтобы не допустить их искажения или извращения. Ведь и у людоеда, и у варвара тоже есть представление о добре и зле, но вот только их варварские понятия несовместимы с нормами современной морали.
Личность человека формируется на основе картины мира ребёнка. А если она состоит из монстров и чудовищ — этот фактор будет негативно сказываться на психическом состоянии дитя. К сожалению, в современном мире монстров и чудовищ более чем достаточно — мультфильмы, компьютерные игры, современные сказки пестрят историями о «добрых» чудищах, тем самым искажая развитие нравственной способности человека — умение различать добро и зло.
Из русских сказок ребёнок получает представление о добре и зле, сопереживая Иванушке, которого гуси-лебеди уносят к Бабе-Яге, но на помощь неразумному братцу, угодившему в дурную компанию, приходит сестрица Алёнушка, и Добро торжествует.
Не случайно зло всегда изображалось уродливым и мрачным, а добро — светлым и прекрасным (вспомните Василису Прекрасную). Тем самым у ребёнка закладываются зачатки для формирования эстетической способности — способности различения прекрасного и безобразного.
Для примера возьмём детскую игрушку. Игрушка с колыбели участвует в процессе освоения окружающей действительности и формирования внутреннего мира ребёнка. Отечественная педагогика называет игрушку «материальной основой игры». К сожалению, современная игрушка претерпевает существенные деформации антропологических смыслов, что может привести к искажениям в картине мира ребёнка, его духовно-нравственной сферы. Ситуация усугубляется поверхностным отношением взрослых к подбору игрушек, их значению в становлении детской картины мира.
Все знают, что игры развивают ребёнка, учат его. Но развивают что? Учат чему? Такие вопросы требуют вдумчивого родительского осмысления.
Может ли изучение опыта педагогов России прошлого повлиять на ситуацию?
Безусловно. Недаром говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Уже сегодня в педагогической среде становится признаком хорошего тона цитировать К. Ушинского и других педагогов XIX-XX столетий. Но за цитатами иной раз забывают о главном — о том, что педагогика Ушинского направлена на формирование целостной картины мира, хранимой в духовной памяти народа, его сознании и культуре, в традициях.
А что мы наблюдаем в Арсеньеве? В школах и детских садах на праздничных мероприятиях дети поют чужие песни и танцуют под чужую музыку. Какое зерно закладывается в детские сердца такими танцами, в которых ни целомудрия, ни скромности нет? Подобные танцы и одеяния уместны в ночных клубах для духовно разлагающейся молодёжи, но никак не в детском саду и не в школе!
Вопрос в том, кого собираются воспитать: отцов и матерей или альфонсов и наложниц? Над этим вопросом следует хорошо подумать и родителям, и педагогам.
Владыка, что вы думаете об участии родителей в процессе воспитания детей? Ведь сегодня многие родители загружены работой, зарабатывают на хлеб насущный для себя и своей семьи. Не у каждого находится достаточно времени для воспитания ребёнка — зачастую родители видят его только утром и вечером.
Увы, сегодня не каждый отец и мать разговаривают с ребёнком на нравственные темы, не говорю уже о религиозном воспитании. Для родителей самым важным оказываются оценки, хорошо ли ведет себя в присутствии взрослых, накормлен-напоен ли ребёнок… А что творится у него в душе — об этом вспоминают не все и не всегда.
Если в школе спросить детей: «Кто из вас крещён?» — руки поднимет большинство. А если этих же детей спросить о знании Заповедей («Почитай отца и мать», «Не завидуй», «Не укради», «Не убей»), спросить о смысле этих заповедей, их применении в повседневной жизни — вряд ли получите вразумительный, осмысленный ответ.
Жить, не задумываясь, значительно проще, и учить этому никого не надо. Но каковы последствия бездумной жизни?
Всем нам необходимо понять и принять следующее: если родители и школа не будут говорить детям о духовно-нравственных ценностях, то их будут «воспитывать» улица и телевизор в придачу с компьютером.
Уже сегодня в Арсеньеве наблюдаются случаи, когда молодые люди к своему совершеннолетию успевают совершить почти все смертные грехи, даже не понимая, что делают нечто ужасное, которое ломает жизнь им и их семьям.
Какие шаги может предпринять епархия, чтобы как-то помочь и родителям, и школе в воспитании детей?
В планы епархии не входит превращение школьных уроков в проповедь или в свидетельство о личном религиозном опыте. Место для проповеди и молитвы — храм. В школе мы говорим только о культурном наследии Православия и о нормах поведения человека в обществе. О так называемой социализации детей — вхождении ребёнка в общество, в мир.
Да и сами предметы называются «Основы православной культуры» (4 класс) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5, 6 классы). Цель этих предметов — дать ребёнку основы культурной традиции, в том числе культуры общения, культуры поведения в обществе.
При епархии создан методический кабинет, в который школы, к сожалению, не спешат обращаться. А чему может научить школьников педагог, имеющий о православной культуре поверхностные знания, полученные на курсах повышения квалификации за 72 учебных часа? За эти 72 часа изучаются «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых культур», «Основы светской этики» (которая, по сути, является философской дисциплиной и для детей десятилетнего возраста малопонятна).
Если разделить 72 часа на 6 изучаемых дисциплин, то увидим, что на изучение «Основ православной культуры» потрачено всего лишь 12 часов. А теперь давайте вместе подумаем: какое представление о культуре этот педагог вложит в сердца своих учеников? Вопрос остаётся открытым.
Владыка, что вы пожелаете родителям и учителям в наступающем 2017 году?
— Современному миру не хватает милосердия. Иоанн Златоуст писал, что человек готов сочувствовать чужому горю, но не готов сорадоваться радости ближнего своего. Отчего это происходит? Над этим необходимо задуматься.
Нужно пересиливать себя и учиться быть благодарным окружающим людям и Творцу.
Добрая атмосфера складывается там, где не обращают внимания на зло. И когда мы кого-либо прощаем — тем самым побеждаем зло и утверждаем мир.
Просите прощения друг у друга и учите этому ваших детей. Говорите добрые слова. С уважением и заботой относитесь к вашим родителям, и тогда, видя это, ваши дети научатся уважать вас. Старайтесь изо всех сил как можно чаще говорить «пожалуйста» и «спасибо». Всегда говорите правду и выполняйте свои обещания, давши слово — держи.
Материал предоставлен Арсеньевской епархией.
Фото Владимира Якимова.
газета «Бизнес-Арс»
№1 (1190) 5 — 11 января 2017 г.
Просмотров: 613
Преподобный Нил Синайский
От многих плодов гнутся древесные ветви, и при многих добродетелях смиряется в человеке образ его мыслей.
Преподобный Нил Синайский
Православие.Ru
 
vkontakte
vkontakte
facebook
elitsy