Новый цикл лекций о Псалтири: употребление псалмов в богослужении (+ Видео)

После недельного перерыва, 23 июля в кафедральном Благовещенском соборе г. Арсеньева продолжились занятия по Псалтири, их ведет кандидат филологических наук, преподаватель школы славянского языка и Псалтири «Златарница» Валентина Борисовна Дорогая из г. Санкт-Петербурга. Первый, вводный, цикл состоял из 5 бесед, посмотреть которые можно здесь: Перейти
Новый цикл занятий посвящен богослужебным псалмам, при этом основное внимание уделяется взаимосвязи псалмов с содержанием чинопоследования церковных служб. Псалмы, включенные в состав служб – неотъемлемая часть Священного Предания, поскольку чинопоследования составлялись на протяжении многих веков Святыми Отцами церкви. Именно они осмыслили предназначения псалмов в связи с суточным кругом богослужения и тем самым предопределили их молитвенное содержание.
Православное богослужение состоит из нескольких кругов. Есть суточный круг (службы, совершаемые в течение каждого дня), и эти службы расположены в особой книге – Часослове. Есть годовой круг богослужения, который делится на две части: изменяемый (пасхальный, служится по Триоди) и неизменяемый (служится по Минеи). Каждый год Пасха празднуется в разные дни, и в зависимости от дня её празднования выстраиваются даты переходящих церковных праздников: начало Великого поста, Вознесение Господне, Пятидесятница и других. Псалтырь употребляется в богослужении очень широко, но отдельные псалмы встречаются только в суточном и недельном кругах богослужения.
Занятия нового цикла начались с разбора вечерни – первой службы дня, поскольку церковный день начинается с вечера. Вечерню предваряет чтение девятого часа – последней службой уходящего дня. Это говорит о неразрывности богослужебного времени. Девятый час посвящен теме, празднику или святому уходящего дня, а вечерня – следующему дню. Эта служба строится как напоминание и изображение ветхозаветного времени: сотворения мира, грехопадения первых людей, изгнания их из рая. И в то же время в ней звучит раскаяние и молитва их о спасении, надежда людей на обетование Божие о Спасителе мира. И, наконец, весь строй и содержание вечерни молитвенно утверждает исполнение этого обетования.
Первый псалом вечерни – 103-й – называется предначинательным, он начинается словами «Благослови душе моя Господа». Этот псалом – величественная песнь о сотворении мира. Мы вспоминаем о Творце, о начале нашей жизни. Когда звучит этот псалом, мы проникаемся гармонией мира, которая была предназначена человеку от начала века.
И в то же время вечерняя служба каждый раз обращает наше сознание к катастрофе человеческого существования – грехопадению. Ектении – это наши прошения о том, чтобы Господь вернул в нашу жизнь гармонию, чтобы он со Своим Промыслом не отступил от нашей жизни. И за предначинательным псалмом идут псалмы, которые получили название светильничных. В эти псалмы мы вкладываем наше раскаяние. Мы как бы от лица согрешившего Адама молимся: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!» Мы погружаемся в раздумья: что мешает нам жить в полной гармонии, в согласии с Богом? Между стихами этих псалмов вставляются стихиры, которые прославляют новозаветные праздники, жития святых, их подвиги. Так нам показывается путь, которым мы можем выйти из этой дисгармонии и восстановить в себе связь с Богом, духовный мир и спокойствие.
Затем по ходу занятия участникам был предложен разбор предначинательного псалма, основная идея которого заключается в прославлении премудрости Божией, Его Промысла обо всем мире и о каждом человеке.
У святого пророка Давида есть несколько псалмов, в которых он воспевает величие Бога, например 8-й и 18-й. В них воспевается небесная слава. В 28-м псалме псалмопевец прославляет Бога в природных стихиях. А 103-й псалом объемлет всё: и земное, и небесное, и водную стихию.
Положение 103 псалма в начале вечерней службы придает ему особое новозаветное звучание. По мысли пророка Давида, Господь облекается в великолепие всего видимого мира. Это как одежда Его, которая является на земле людям. А святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: «Великолепие указывает на то, как велико и чрезмерно было то, что Ему угодно было спасти нашу бренную природу». В великолепие облекся Спаситель, когда пришел на землю.
Далее были разобраны стихи с 1 по 18-й, в которых Давид восхищается первыми днями творения мира. Когда каждый стих разбирается отдельно, становится понятно, как многого мы обычно не замечаем в Псалтири, открываются неожиданные смысловые оттенки. Например, второй стих псалма: «одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу». «Кожа» в данном случае – это палатка, так как она обычно состояла из кож животных. Иначе говоря, Господь создал небо так же легко, как человеку легко раскинуть палатку. «Творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный» (Пс. 103, 4) – то есть Ангелов, Своих посланников, Бог делает подобными ветеркам: такими же легкими и подвижными.
А в словах «основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века» (Пс. 103, 5) есть двойной смысл: с одной стороны, идет речь о первых днях творения, а с другой – земля – это человек, весь род человеческий. Господь основывает нас на тверди нашей веры. Если в нас есть вера, то мы можем вернуться в первозданную гармонию, вернуть себе связь с Творцом. Подобный смысл есть и в следующем стихе: «Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды» (Пс. 103, 6) Здесь идет речь о третьем дне творения, когда Господь отделил одни воды от других. С другой стороны, земля одевается в бездну яко в ризу – естество человеческое одевается в непостижимость судеб Божиих. Человек ходит в том, что промышляет о нем Господь, как в ризе. Для его души, для его внутреннего мира – это одежда. И это непостижимо.
В 17 стихе мы встречаем слова: «Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими». Что значит «еродиево жилище»? Еродия – это цапля. Известно, что эти птицы селятся очень высоко, выше всех других птиц. А в следующем стихе («Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем») продолжается описание сотворенного Богом мира, и в то же время здесь есть глубокий нравственный смысл. Для еленей (оленей) Господь создает высокие горы, а для трусливых зайчишек – камушки, за которыми можно спрятаться. Точно также у каждого человека – свои духовные черты. Есть люди, которые несут очень большие подвиги. Есть люди, которые не могут понести больших подвигов, только маленькие, но и в этих небольших подвигах они чисты и справедливы, и имеют благословение от Бога. Так за картиной видимого мира встает картина жизни человеческой, разнообразие тех духовных событий, которые происходят в жизни человека.
Продолжение разбора 103 псалма будет продолжено на следующем занятии.
Особенности славянского языка в псалмах первой кафизмы. Первая кафизма в святоотеческих толкованиях
Вторая часть беседы посвящена разбору псалмов первой кафизмы: первые два стиха 1-го псалма были изучены с точки зрения славянского языка, его лексики, грамматики и словообразования.
Например, блаженство мужа передается через отрицание его душевных состояний: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе» (Пс. 1,1). Трижды выражается суть благочестия, ведущего человека к истинному счастью, но каждый раз высвечивается новый смысл. Эти параллели строятся на использовании глагольных форм: не иде, не ста, не седе. Это древняя форма прошедшего времени – аорист. Она обозначает однократное действие, по-русски мы бы сказали не пошел, не стал, не сел. Именно аорист с отрицанием передает в данном случае идею неуклонности, непоколебимости устремлений праведника к благочестию.
Язык Псалтири невозможно понять без изучения толкования святых отцов, в их творениях мы находим утраченные значения древних слов, разъяснение образов устойчивых словосочетаний, которые нами с точки зрения современного сознания воспринимаются как разрозненные слова. Кроме того, как многие оттенки значений слов, так и словесные образы псалмов, зависят от трактовки их основных идей. Так, свт. Афанасий Великий рассматривает первый псалом как наставление подвижнику благочестия. А блаженный Феодорит Кирский говорит о том, что блаженство – это плод усовершенствования добродетелей. Каждая человеческая деятельность имеет цель: врач лечит человека, чтобы он был здоровым, учитель учит ученика, чтобы он имел знания.
А для чего мы стремимся усовершенствоваться в добродетели? Почему мы хотим быть кроткими, смиренными? Для того, чтобы ощутить это блаженство. Когда мы стоим на исповеди, когда мы сокрушаем свое сердце, мы делаем это для того, чтобы нам было по-настоящему хорошо. Псалтирь толковали не только святые отцы древности, но и более близкие к нам по времени церковные иерархи, например архиепископ Ириней (Клементьевский). В толковании на первый псалом он пишет: «воля или сердце праведнаго есть в законе Божием, и закон Божий в воле его. Закон в сердце, яко в жилище, и сердце в законе, яко в вещи любезной, о которой всегда он мыслит, и которой желает. И сие‐то означают следующие за сим слова: и в законе его поучится день и нощь. Ибо иметь закон в воле и волю в законе не что иное есть, как непрестанно размышлять о законе, любить его, и делать все по правилам его».
В конце занятия было продолжено изучение богослужебного пения по гласам: участники беседы пели первым гласом 1-й псалом, 3 молитвы свт. Иоанна Златоуста, гимн любви из послания св. Апостола Павла к Коринфянам (1 Кор., 13) и молитвословие вечерни «Сподоби Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…»
Обращаем Ваше внимание на то, что с 6 августа занятия по Псалтири будут проходить не вечером, а днем, сразу после окончания Божественной Литургии в Благовещенском соборе. Приглашаем всех желающих!
Конспект лекции В.Б. Дорогой: Екатерина Придворова
.

Просмотров: 692

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Сколько можешь будь кроток, смирен, прост в обращении со всеми, нелицемерно считая себя ниже всех, всех грешнее и немощнее. Говори себе: «Среди грешных — первый я.» От гордости происходит напыщенность и холодное, неискреннее обращение с ближними.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
vkontakte
vkontakte
elitsy