Обращаем внимание! С другими материалами за прошедший период Вы можете ознакомиться на старой версии сайта.

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

О русском костюме замолвите слово ( + Фото + Видео)

Последние несколько лет вокруг только и слышно, что о возрождении русской культуры и народного творчества. Тем не менее, людей, посвятивших этому всю свою жизнь, можно пересчитать по пальцам. Один из них – Сергей Анатольевич Глебушкин — искусствовед, большой знаток и ценитель русского фольклора, преподаватель Московского государственного университета культуры и искусств – едва ли возможно перечислить все регалии нашего героя.
Более 30 лет Сергей занимается русским народным костюмом: колесит по стране в поисках раритетов, сохранившихся до наших дней, устраивает экспозиции в разных городах России и за рубежом. Франция, США, Италия, Америка, Китай, Турция – такова обширная география экспозиций коллекционера. Свои костюмы Сергей собирает в самых разных регионах России, и каждая экспедиция – это новое открытие и новый вклад в культурное наследие.
На Дальнем Востоке сокровищница Сергея Глебушкина особенно востребована. Наш край по историческим меркам был освоен русскими людьми совсем недавно – около 150 лет назад, здесь нет великолепия тысячелетних городов, привычного для жителя Центральной России, не так много музейных экспонатов, рассказывающих о жизни наших предков. Недавно около десятка костюмов коллекции Сергея Глебушкина были приобретены в собрание Арсеньевской епархии для будущего Музея русской культуры, который планируется разместить в строящемся епархиальном управлении. Сейчас эти костюмы экспонируются в выставочном зале «Россия» посёлка Кавалерово в рамках выставки «Божий мир глазами православных художников». А их исследователь и коллекционер в середине сентября посетил Арсеньевскую епархию.
Сергей Глебушкин выступил с лекциями в Арсеньеве, Чугуевке, Кавалерово. Аудитория его лекций была разной: прихожане кафедрального Благовещенского собора, директора учебных заведений, заведующие детских садов, учащиеся 10-ых классов арсеньевской гимназии №7 и кавалеровской школы искусств, творческие коллективы ДК «Прогресс», молодежь завода «Прогресс» — ко всем Сергей Анатольевич находит свой подход, стремясь передать свои знания будущим поколениям. Его слова и образы находили живой отклик в умах и сердцах слушателей.
К концу пребывания Глебушкина в Приморье мы попросили его ответить на наши вопросы:
— Как у Вас возникла идея заняться собиранием русского народного костюма?
— Всё в этой жизни происходит с нами не просто так. Родом я из села Выша Рязанской области. Когда я жил в деревне, с нами жила бабушка по отцовской линии, Анна Васильевна Глебушкина, и у неё в сундуке хранился костюм её молодости. Она его часто вывешивала летом просушивать, а зимой он хранился в сундуке в сенях. Я любил смотреть на то, как разноцветное полотнище играет на ветру, это врезалось мне в память на всю жизнь.
Когда мне исполнилось 20 лет, я стал заниматься народным костюмом, а костюм моей бабушки послужил началом коллекции.
Меня никто не понимал, говорили: «Эй, парень, зачем тебе это тряпьё?» Я ездил по деревням, искал костюмы, зачастую находил их в ужасном состоянии: ветхие, пропахшие сыростью от долгого лежания в сундуках. Привозил их домой, бережно стирал, реставрировал. Так складывалась моя коллекция, в которой сейчас находится около 200 костюмов со всей России.
— Как Вы прокладываете маршруты своих экспедиций? Узнаете ли предварительно, где мог еще сохраниться костюм, или едете «в чисто поле»?
— Я езжу в экспедиции с 1985 года. Когда только начинал всё это собирать, то ездил «в чисто поле», потому что этого добра было много-много-много.
Допустим, я гулял где-то на свадьбе. Если в избе или где-то в селе висел вышитый рушничок, то я спрашивал про костюмы, а если голь перекатная, ничего совершенно нет, то тут искать нечего, я и не спрашивал. Но больше всего я ездил по знакомым, узнавал о костюмах по разным каналам. Я много участвовал в фестивалях, конкурсах, знакомился там с людьми, меня куда-то приглашали, и я потом приезжал уже по наводке. Но всё равно не всегда это было то, что нужно. Могут и сказать, что есть костюм, приезжаешь, а там ни пойми что – современное, фабричное, и так далее.
Всё было: и в милицию меня забирали, и деньги у меня отбирали, и шины прокалывали. Один раз был случай. Приехал я по наводке в одно село Рязанской области. Подхожу к дому, спрашиваю:
— Теть Нюш, это ты?
— Я.
— А ты чево приехал?
— Да вот, меня Надька прислала.
— Поняла, а ты чего приехал?
— Тёть Нюш, да вот у тебя костюм был…
— Костюм есть, но не отдам. Мне еще в Рязани на фестивале в нём плясать.
А костюм остался последний в селе. Местные краеведы искали, она им не отдала. Раз 18 наверное мы с ней пили чай, обедали… Прошу-прошу – не отдаёт. Давай с ней частушки петь, причем не под гармошку, а под сухую – просто так. Она частушку, я частушку. Думаю: ну как еще взять? В итоге я выпрашивал у неё этот костюм 6 с половиной часов! Даром что ей было примерно 84 года, она молодую за пояс заткнет – что плясать, что частушки петь, что работать. Она мне уложила полную машину овощей с огорода: и капусты, и картошки, и моркошки. А костюм – не отдаёт. Я не знал, что еще с ней делать. Оставалось только жениться!
Звонит дочери, та говорит: «Мам, делай что хочешь, а то потом меня ругать будешь, что велела отдать». Звонит зятю. А зятья же деловые, всё наследство хотят в руки прибрать. Зять говорит: «Костюм отдай, но пусть даст денег на крышу». Тут я уж сказал по-мужичьи: «А тебе еще один амбар рядом с домом не поставить за костюм?!»
Потом еще раз позвонила дочь:
— Ну что мам, не уехал еще парень-то?»
— Да нет, тута.
— Ни так надо как-то решать, а то ты мне с утра звонила, вечер на дворе, а ты человека у себя держишь.
В итоге костюм она мне все-таки отдала.
— Поддерживаете ли Вы какую-то связь с теми людьми, от которых Вам достались костюмы?
— Да, конечно! Я никогда не забываю тех бабушек, от которых я получил костюмы. Звоню, поздравляю с праздниками, и им радостно: они там одни живут, дети далеко и приезжают редко. Если оказываюсь недалеко от их сел, всегда стараюсь заехать.
— Расскажите о своей коллекции. Правда ли, что ей может позавидовать любой этнографический музей?
— В моей коллекции около 200 костюмов XIX-начала XX веков. Рубахи, сарафаны, понёвы величавого и сдержанного русского Севера и богатого яркими красками юга, множество старинных тканых и расшитых сложным орнаментом рушников. Праздничные женские головные уборы: украшенные золотным и серебряным шитьем кокошники, девичьи повязки и венцы, сложные по конструкции и форме южнорусские «кики» и «сороки». Большинство костюмов – это ручная работа.
На данный момент эта коллекция разделена на три постоянно действующих выставки, одна из которых – в Вышинском Казанском женском монастыре, где подвизался святой Феофан Затворник.
— Есть ли какой-то общерусский народный костюм?
— Единого костюма на Руси никогда не существовало. Вначале я думал собрать по одному костюму от каждой губернии, а потом увидел, что не только в каждой губернии – в каждом уезде, в каждой деревне, пусть даже самой маленькой, есть свой, особый костюм — на отличку.
Хотя надо сказать, свои особенности есть и у разных губерний. Так, на Севере – в Вологодской, Архангельской, Псковской областях, в республике Коми — носились только сарафаны, их носили все – и бабы, и девки. На юге и в центральной России носились понёвы (юбки). Но девки что на севере, что на юге носили сарафаны. Это традиционная девичья одежда. Когда девка выходила замуж, то она носила только понёвы. В некоторых областях был даже такой обычай – впрыгнуть в понёву: когда девочка достигала половозрелого возраста, её ставили символически на лавку, расстилали кольцом понёву, и она прыгала в эту понёву. Теперь она всё время ходила в понёве, но коса у неё оставалась девичья, и сваты видели, что девица созрела, её уже можно сватать.
Многие выражения русского языка берут своё начало от народного костюма. Например, выражение «окрутила парня». Оно возникло от следующего свадебного обычая: до замужества девка всегда ходила исключительно с косой, это традиционная русская прическа. Когда она невестой приходила из церкви после венчания, её повивали, то есть одевали её в женскую одежду. Из чего состояло повивание? Распускали девичью косу, делили её на две части, из которых заплетали две косы и окручивали их вокруг головы, спереди или под затылком. На эти косы надевали волосник, а затем женский головной убор – сороку или кокошник, и так далее. С этого момента никто не мог видеть волосы у женщины, в некоторых губерниях не видел даже муж. Отсюда пошло выражение «опростоволосилась», то есть опозорилась. Есть синонимичное к нему выражение – «раскосматилась». Космы – это волосы.
— Расскажите поподробнее о видах костюма.
— Костюмы бывают бытовые, праздничные, траурные. Свой костюм у девки, свой – у замужней женщины, свой — у старухи. К 40 годам детородный период у женщины заканчивался, и она считалась старухой. А совсем бабушкой она считалась тогда, когда у её детей рождался первый ребенок. И костюм тоже менялся. Например, вышивка на праздничном костюме вышивалась белым по белому, белыми нитями.
По истории нас учат: «Какие были бедные крестьяне, какие убогие, в лаптях, и носить им было нечего!» Тем не менее, у каждой крестьянки было не меньше 30 костюмов на разные случаи жизни.
— Кто делал костюмы?
— Сами женщины. Когда девочка достигала 7-летнего возраста, её сажали за ткацкий станок. Это была прерогатива крёстной матери. Крёстная мать отвечала в том числе и за то, насколько девушка готова к замужеству. Поэтому она учила её вышивать, готовить себе приданое. При свете лучины долгими зимними вечерами девка ткала, пряла, вышивала. Лучина горела 5 минут, после этого надо было встать, поправить её, и снова садиться за работу. Представляете, какая это была кропотливая работа?
А перед свадьбой девушка должна была показать всё своё приданое и одарить всех родственников жениха. Сам жених шел под венец в рубахе, богато расшитой его невестой.
Костюм – это своеобразный паспорт женщины. В костюме было отражено всё, особенно на праздничных фартуках (запонах). По костюму можно узнать, сколько женщине лет, замужем ли она, сколько у нее детей.
— А что можно сказать о мужском народном костюме?
— Во всех губерниях он намного проще, чем у женщины. Мужской народный костюм состоит из портов и рубахи, пояса. Рубахи отличались кроем, вышивкой, ткачеством, в зависимости от региона.
— Есть ли в Вашей коллекции костюмы с Дальнего Востока?
— Ваш край очень молодой, и на момент прихода сюда советской власти здесь еще не успела в полной мере сложиться народная культура. За Уралом ничего русского как такового нет.
— Каким вы видите возрождение нашей русской традиционной культуры?
— То, чем я занимаюсь – этнография – это просто сохранение сокровищ прошлого. Мы не должны носить костюмы 19 века каждый день. Можно одеться один раз, например фольклорный коллектив может одеться на выступление. А на каждый день можно пошить реконструкцию древних костюмов. Возврат к традиционному русскому костюму в повседневности неосуществим. Костюмы можно надевать на фольклорные праздники, массовые мероприятия, на гулянья. А в повседневности можно использовать в своей обычной одежде традиционные мотивы: вышивку, орнамент на рубашке, и тому подобное.
— Скажите пожалуйста какое-нибудь хорошее слово о народном промысле, о народной культуре. Какое-нибудь назидание.
— Нужно беречь свою традиционную культуру. Люди, не знающие своей истории, не имеют будущего. Какой бы национальности ты не был – русский, татарин, еврей, монгол. Хранить эту культуру, хранить какие-то части гардероба, которые остались от наших бабушек-прабабушек. Не отдавать, не бросать, не сжигать, а чтобы это всё оставалось. Слава Богу, что сейчас проводится много фестивалей, где мы можем посмотреть друг на друга, узнать культуру разных народов. Это всё радует. Вот к этому я хочу призвать.
Все говорят: «твои костюмы». А я говорю, что они не мои, я – только хранитель. Они народные, собранные со всех уголков России. Они – общие, и поэтому их нужно показывать, ведь они принадлежат всем.
Екатерина Придворова
.
.
Модный приговор с Сергеем Глебушкиным (16.03.15 г.)
.
.
Лекция в кафедральном Благовещенском соборе
Встреча с учителями г. Арсеньева
Гимназия №7
Посещение завода «Прогресс»
Просмотров: 662
Святой праведный Алексий Мечев
Во всем надо так поступать: вот что-нибудь нужно сделать – сейчас вспомни, как бы тут поступил Иисус Христос, пусть это будет для тебя руководством во всем. Так постепенно все нехорошее, греховное будет отступать от тебя.
Святой праведный Алексий Мечев
Православие.Ru
 
vkontakte
vkontakte
facebook
elitsy