Особенности архитектуры русских храмов X-XV веков (+ Фото)
Арсеньевская епархия через мессенджер WhatsApp первого марта запустила онлайн-практикум «Храмы России с Level One». Участники группы ежедневно получают тексты и фото о древних церквях.
За две недели уже рассмотрены такие темы, как архитектура домонгольской Руси и архитектура времён монгольского нашествия. О чём же узнали участники практикума за первые две недели?
Согласно предоставленной информации, начало архитектуры Киевской Руси положило Крещение Руси в 988 году. В настоящее время с домонгольского периода остались только монументальные каменные постройки. А памятники деревянной архитектуры сохранились, начиная с 16 века.
Домонгольская архитектура продолжает византийские традиции. В 9-11 веках в Византии часто строят крестово-купольные храмы. Такие же появляются и на Руси, построенные приглашенными византийскими мастерами. Яркие примеры крестово-купольных храмов: Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Церковь Рождества Богородицы в Великом Новгороде, Георгиевская церковь в Старой Ладоге.
Чернигов, до нашествия монголов, был крупным центром Древней Руси. В этом городе сохранилось несколько памятников архитектуры тех времён. Один из них — Борисоглебский собор. Примечательно, что этот собор имеет романские черты: на фасаде есть полуколонны с резными капителями, аркатурный пояс. При раскопках также нашли декор с орнаментами, близкими романской архитектуре.
Новгород очень славится монументальными и простыми храмами и церквями домонгольской архитектуры. Софийский собор середины XI века, построенный Ярославом Мудрым, – это отличный пример раннего русского типа большого крестово-купольного храма. Известно, что до Софийского собора на этом месте стоял деревянный храм из дуба о 13 верхах. К сожалению, во время Великой Отечественной войны в центральный купол собора попал снаряд и разрушил ценные фрески, сохранились только небольшие фрагменты. В западном портале установлены большие романские ворота, которые называют Магдебургскими. На них изображены сцены из Писания, львы, пасти.
Новгород был большим торговым портом с самостоятельным купечеством, поэтому здесь могли себе позволить строительство храмов и даже гигантского монастырского собора.
Перынский скит — церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Перыни Великого Новгорода. Раньше на месте скита было языческое капище с идолом Перуна, откуда и название места. После Крещения Руси здесь поставили деревянную церковь, а уже в 30-е годы XlII века, перед самым монгольским нашествием — каменную. Храм очень хорошо сохранился.
Владимиро-Суздальская земля знаменита своей уникальной застройкой — белокаменными храмами. К Xll веку во Владимиро-Суздальском княжестве образовался мощный политический и экономический центр. Это привело к активному строительству из белого камня. Для Владимира белокаменные храмы — это поворот в сторону Европы и демонстрация мощи и богатства. По композиции владимирские церкви традиционные крестово-купольные, а по стилистике — романские.
Первым белокаменным храмом стал Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Затем был построен Успенский собор Андрея Боголюбского. После пожара в 1185 году младший брат Боголюбского, Всеволод Большое Гнездо, расширил собор, обстроив четверик с разных сторон. Позже была построена более компактная, чем Успенский собор, церковь Покрова на Нерли. Дмитриевский собор — пример поздней фазы белокаменной владимирской архитектуры. Его построили в самом конце XII века. Вот таким было развитие архитектуры до монгольского нашествия.
Позже, до конца XV века, Русь была в зависимости от Золотой Орды — было не до строительства. Храмы и крепости возводили только в Москве и на северо-западе Руси. Новгород почти не пострадал от монгольского нашествия, не прекратил строительство и развил свой характерный декор. Новгородская республика во время монгольского ига оставалась относительно благополучной территорией, была ближе к западу и его влияниям.
Церковь Николы на Липне – первая большая каменная постройка на Руси после нашествия Орды, похожая на Перынский скит и построенная в конце XIII века. До этого 50 лет никто не строил в камне. Церковь наполовину разрушили во время Великой Отечественной войны. К счастью, часть кладки сохранилась, и после войны церковь восстановили.
Чуть позже, в XIV веке проявилась новая новгородская типология. У церкви Николы Белого вместо привычного позакомарного покрытия имеется три прясла — вертикальных сегмента с ползучими арками. Церковь Феодора Стратилата на Ручью ещё сильнее подвержена новой типологии – она четырёхстолпная, одноглавая с апсидой, но вместо закомар — лопасти, которых уже много. Главным храмом в новой новгородской эстетике считается Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.
В XV веке ещё много строили в Пскове. Псковская архитектурная школа отличается сдержанным декором. Основной используемый для строительства материал – белый камень с кирпичными элементами. Но так как белый камень в этих местах не очень качественный, церкви обмазаны и забелены. В таких традициях построены церковь Василия на Горке и церковь Богоявления с Запсковья.
Онлайн-практикум продолжается, а значит, все, кто остаётся в группе, скоро узнают из материалов, предоставленных образовательной платформой Level One: как возник нарышкинский стиль — один из самых самобытных стилей в русской архитектуре; как в XVI веке сформировался ансамбль Московского Кремля и чем он отличается от современного Кремля; как появился самый уникальный русский стиль — узорочье.
Чтобы присоединиться к группе, напишите в WhatsApp по телефону: 8-984-141-3456 (Екатерина).
По материалам проекта «ХрамыРоссии» Арсеньевной епархии
и образовательной платформы Level One (levelvan.ru).
Просмотров: 389