Паломническая поездка 2019года: впечатления Татьяны Лукашевич (+ Фото)

Дорогие друзья! Мы продолжаем публикацию рассказов о паломничестве Арсеньевской епархии на Святую Землю в 2019 году. Все рассказы можно найти здесь.

Не каждому человеку дан дар слога, но я всё-таки попробую написать  с Божьей помощью, о своих впечатлениях о паломнической поездке в Иерусалим.

В 2019 году я поехала во Иерусалим во второй раз.  У некоторых людей было искреннее недоумение: «Зачем это делать?»  Но мне это просто было необходимо.

В 2015 году я ездила в первую епархиальную паломническую поездку. Моё сердце было переполнено смешанных чувств: другая страна, другой климат,  финиковые пальмы, огромное количество цветущих растений, большое  количество вооруженных людей ,  огромное количество паломников со всего мира и конечно множество святых мест.  Только через год я стала потихоньку понимать, где я была. Стала хоть чуть-чуть понимать, что написано в Евангелии, о чем проповедовал Христос, и какие Он претерпел муки. И стало очень стыдно от осознания того, что тогда я не понимала до конца, где я, может быть, как-то неправильно, неблагоговейно себя вела. Поэтому я взмолилась к Богу с просьбой хоть ещё разок побывать на Его Святой земле.

Бог милостив, и по его чудесной воле в первые дни лета мы прилетели в Иерусалим.  (Искушений перед поездкой было столько, что до последнего дня не верилось, что моя поездка всё-таки состоится).

В аэропорту Тель-Авива нас встречал наш гид Александр (замечательный человек и большой знаток Православия). Только истинно верующий человек мог рассказывать  нам о евангельских событиях с такой искренностью, что ни у кого не оставалось сомнений, что это было именно так. Все свои слова он обязательно подтверждал источниками  – ссылками на Ветхий Завет, на Евангелие, на церковное Предание, на археологические раскопки.

Первый день поездки, 31 мая: гора Свержения и Назарет

Первым пунктом поездки стала гора Свержения.

С горы Свержения открывается прекрасный вид на город Назарет и на гору Фавор. На этом месте хотели сбросить Иисуса в пропасть после проповеди, но Он стал невидимым и прошёл сквозь толпу, покинув город, в котором Он жил, как и сказал ранее: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем»(Мф. 13:57). Ему наверное было больно и горько, что люди, которые жили рядом с ним, не поверили Ему.

После размышлений и фотосессий на фоне исторических живописных мест мы поехали дальше.

Вторым пунктом стал г. Назарет.

Остановились у источника,  где Пресвятая Богородица набирала воду и получила Благую весть от  Архангела Гавриила.  От источника по узким улочкам города мы спустились к месту, где стоял дом святого праведного Иосифа и Божией Матери.  Размышляя, что именно здесь Он рос, играл со своими сверстниками, потом помогал Иосифу в его ремесле, добывая хлеб своим трудом и конечно, здесь была его первая проповедь.

День заканчивался, и мы поехали в гостиницу, в живописное место на берегу моря под Тивериадой.

День второй, 1 июня: гора Фавор, Кана Галилейская, руины Магдалы и рыбка святого Апостола Петра

Второй день начался с посещением горы Фавор.  Наш комфортабельный автобус  под рассказы гида Александра домчал нас к подножью горы.  В этом месте мы пересели на маленькие автобусы, которые подняли нас по крутому подъему с крутыми поворотами к воротамгреческого православного женского монастыря в честь Преображения Господня . У ворот мы дождались другую часть группы во главе с отцом Василием, которые поднимались пешком по тропам склона на самую вершину. Мы очень за них переживали: под палящим солнцем такой крутой подъем…..  Наши паломники с Божьей помощью преодолели подъем и вышли к нам – уставшие, но  счастливые.  Когда все собрались, нам открыли ворота.

В храме было прохладно, Владыка Гурий провел молебен с  чтением евангелия.  Когда мы помолились  у чудотворной иконы Богородицы «Неувядаемый цвет», нам рассказали, каким чудесным образам она оказалась на горе Фавор.   Наш гид Александр рассказал, что в праздник Преображения Господня монастырь наполняется православными паломниками, и только в этот день во время ночной литургии на гору спускается облако,  которое рассеивается с первыми лучами солнца.  Спускаясь вниз к нашему автобусу, мы мысленно просили у Господа преображения наших душ.

Следующая остановка – Кана Галилейская – место, где по просьбе Своей Матери Господь сотворил первое чудо, хотя Он и говорил: « Не время ещё».  Но Он послушал Свою Мать, и семья невесты не была опозорена.   Это  свидетельствует, что по просьбе Матери Господь совершает чудеса, и мы молимся и уповаем на Пресвятую Богородицу, что Она заступится за нас.

Обед состоялся на берегу  Галилейского моря в уютной трапезной в окружении множества туристов. Была даже группа из Таиланда.   Перед  трапезой отец Василий провел чин освящения хлебов.  К салатам подали особую рыбу – «Рыбку Петра», по внешнему виду и по вкусовым качествам она похожа на нашего дальневосточного карася. Сытые и довольные, мы отправились в музей в кибуце Гиносар  где находится древняя лодка: её возраст – около 2000 лет! Неоднократно в Евангелиях упоминается Иисус и лодка. Вот, например, в Евангелии от Луки:

“Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.”

Действительно ли это лодка Господа, нам не дано знать наверняка, но, тем не менее, за ней прочно закрепилось название “лодка Иисуса”. Нам показали не только лодку, но и фильм о том, как её доставали. После посещения музея мы сели в большую деревянную лодку и совершили морскую прогулку с чтением Акафиста Святителю Николаю Чудотворцу. Море было спокойное и ничто не тревожило наши души.

Следующей остановкой были древние руины Магдалы. Во времена Иосифа Флавия Магдала была большим городом с населением 40 тыс. человек.  В Новом Завете Магдала упоминается в Евангелии от Матфея: «И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские» —Мф. 15.39.

Магдала — место рождения св. Марии Магдалины. Подворье Марии Магдалины в Магдале — подворье Горненского монастыря на месте, где согласно преданию, Христос изгнал семь бесов из Марии Магдалины (Мк. 16:9). На подворье располагается большой сад с грейпфрутовыми деревьями, а также природные источники с целебной водой: теплый родоновый, «глазной», в котором набирают воду для питья, и тот источник, около которого, согласно преданию, Иисус Христос исцелил Марию Магдалину. У нас была возможность  искупаться в источниках и в море.  Приближался вечер, и мы поспешили на вечернюю службу в храм в честь св. Марии Магдалины. Всем хотелось исповедоваться у владыки Гурия и подготовится к Причастию.

Когда мы прибыли в гостиницу, было уже темно. Мы готовились к Причастию и собирали вещи , так как утром мы покинем гостиницу  и переедем в Вифлеем.

День третий, 2 июня: храм 12 Апостолов, место умножения хлебов и монастырь Колодца Иакова

Утром мы ехали в Курси – руины большого византийского монастыря на берегу Тивериадского озера, на западном склоне Голанских высот. Это место, где Иисус Христос сотворил чудеса укрощения бури на Галилейском озере и изгнания бесов из гадаринского бесноватого в стадо свиней. Монастырь просуществовал здесь до 741 года, когда был разрушен землетрясением и покинут христианами. Сохранилось место алтаря, и мы установили здесь переносной Престол, чтобы совершить Литургию.  Это была необычная литургия – под открытым небом в таком древнем месте!  Правда, вначале немножко отвлекали попугаи, которые кружили над нашими головами и прятались в тень финиковых пальм.

Причастившись, мы приехали в Капернаум, в храм 12-ти апостолов.  В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки сообщается, что Иисус Христос в доме апостола Петра исцелил тёщу Петра, лежащую в горячке, и других болящих, которых приводили в Нему, а также изгнал бесов (Мф. 8:14-17, Мк. 1:29-34, Лк. 4:38-41).

Подкрепившись и налюбовавшись экзотическими растениями и павлинами, мы поехали дальше – в Табху, где произошло чудесное умножение хлебов и рыб Иисусом Христом.

Следующей остановкой стала – Самария, деревня Буркин (Палестинская автономия, спорные территории). Здесь находится храм 10 прокаженных. Он расположен на месте пещеры, в которой жили (точнее, доживали свой скорбный век) несчастные страдальцы, отверженные обществом.  Там мы встретили молодую пару, которая пешком проделала свой путь из Европы на Святую землю. (После нашего отъезда из Иерусалима наш гид Александр повстречал эту пару у Гроба Господня).

Следующая наша остановка – Сихем, монастырь Колодца  Иакова, монастырь святой Фотинии Самарянки. Это место, где Иисус попросил воды у самарянки Фотинии. Очень красивый храм, где многое сделано руками настоятеля.

И уже к ночи мы заселились в гостиницу Вифлеема.

День четвертый, 3 июня: Гроб Господень

Всех переполняла радость и трепет. Мы выезжали к гробу Господню.  В автобусе было тихо, каждый думал о своем. В очереди к гробу Господню почти у каждого был шёпот. Сердце колотилось и переполнялось от чувств. Трудно было представить те страдания,  которые перенес  Господь ради нас грешных. И очень страшно и стыдно за свои дела и поступки. Очень искренне хочется исправиться и жить по-христиански.  С такими мыслями припали к Гробу Господню и монахиня, которая несла своё послушание, тихо сказала на русском языке: «Господи, исполни их прошения», от чего на сердце стало тепло. Ведь монахи молятся за весь мир, значит, и за нас на этом святом месте.

В этот день был прием у Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила.  Из рук Патриарха мы получили благословение – икону Божьей Матери «Иерусалимская».  Во время встречи с Патриархом мы услышали русскую речь. Оказалось, молодая девушка с младенцем из Рязани уже как год живет в Иерусалиме.  Она нам поведала, что на таких приёмах в основном паломники, а местного населения бывает очень мало, отчего было немножко грустно.

После мы вернулись к Гробу Господню: посетили все приделы, прошли к Александровскому подворью, прошли в Вифезду, шли по крестному пути. Александр нам рассказывал об евангельских событиях, показывал древнюю мозаику. И снова вернулись к Гробу Господню.  Вернулись в гостиницу, чтобы подготовиться к ночной литургии.

Когда мы ночью поднялись на Голгофу, кроме нашей группы никого не было.  В 2014 году всё было переполнено паломниками, нам было определено место служить литургию на Голгофе.  Помимо нашего служения, одновременно шло ещё несколько служб, причем одна из них в сопровождении органа.  Мне маловерной в такой ситуации было трудно сосредоточиться на молитве.

А сейчас, в 2019 году, была тишина, и Сам Господь с нами рядом и больше никого.  После Голгофы спустились к Гробу Господню, началась литургия, которую служил Владыка Гурий и отец Василий.  Очень радостно было узнать, что возле нас стояли и молились паломники с Украины и Донбасса. Ведь мы молились об одном – чтобы прекратились войны и расколы , чтобы на земле воцарилась любовь.  После Причастия мы ещё раз поклонились к Гробу Господню. Вышли на площадь , город спал и казалось, что кроме нашей группы не было никого у Гроба Господня и было радостно, что Господь так рядом и страшно за греховность свою. Очень хочется измениться и быть Христовым Воином.

День пятый, 4 июня: древние Лавры и школа-интернат для девочек

Лавра является одним из древнейших общежительных монастырей. Обитель основана около 484 года святым Саввой и расположена на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон.  Дорога к Лавре идёт по извилистой  дороге по узкой кромке хребта.

По традиции, туда пускают только мужчин, а мы женщины остались ждать их возвращения у ворот. Нам вынесли мощи различных святых, предложили воду, и после чтения акафиста мы отправились в обратный путь к нашему автобусу.

Следующая остановка – Лавра преподобного Евфимия Великого и монастырь Аввы Мартирия . А ещё мы спускались в гробницу Тридневного Лазаря и побывали в часовне Марфы на русском подворье в Вифании. Там же находится школа- интернат , которая была создана в 1937 году для арабских православных девочек. По состоянию на 2015 год в школе учатся порядка 415 девочек от 4-х (детский сад) до 16-лет (10-й класс). Закон Божий преподается для христианок, Коран для девочек мусульманок, с 3 класса все девочки учат русский язык. Для детей с отклонениями в развитии проводятся отдельные занятия по специальным корректирующим программам. На дополнительных занятиях девочки занимаются физкультурой, музыкой, хоровым пением, получают навыки рукоделия и знакомятся с прикладным искусством.  Местные арабы-мусульмане с большой охотой отдают дочерей в христианскую школу, так как уровень образования в ней выше общепалестинского. Детям преподается общеобразовательная программа по стандартам Палестины с углубленным изучением арабского, английского и русского языков, математики и природоведения. В школе учатся дети из проблемных семей и живут в интернате при монастыре на полном обеспечении Гефсиманской обители.

В интернат мы приехали вечером. Нас встретили воспитанницы интерната, угощали нас сладостями и разговаривали на чистом русском языке.  Зародилась мысль: «А что, если нашему Арсеньевскому социальному приюту наладить связь через Интернет с этим уникальным православным приютом на Святой Земле?»  Конечно, это в большей мере нужно нашим детям, которые бы прикоснулись к православию, к дружбе, любви. С такими мыслями я прощалась с этими девочками.

День шестой, 5 июня: Монастырь прп. Георгия Хозевита и река Иордан

Праздник отдания Пасхи.  Мы вышли из гостиницы и пешком по узким улочкам  до Храма Рождества Христова.  К нашей великой радости мы узнали, что мы живем рядом с таким святым местом. Мы молились в пещере, а причащались наверху в Храме, поклонились  40 младенцам.

И в это же день  мы посетили монастырь  Рождества Пресвятой Богородицы.  Дальше наш путь лежал в Иудейскую пустыню, в монастырь прп. Георгия Хозевита – один из старейших монастырей в мире.  Было так жарко, что поливаешь себя водой, а одежда высыхает моментально! А нужно было долго идти пешком – сначала спускаться в каньон, а потом подниматься. Слава Богу и всем святым, что мы преодолели этот путь! И уже обратный путь показался нам значительно легче.

После такого экстремального похода мы направились в Иорданскую  долину, в монастырь  Св. Герасима Иорданского.  Здесь мы передохнули в тенистом дворике и отправились дальше, к реке Иордан. На Иордане мы помолились, окропили святой водой. Желающие могли окунуться в воды Иордана.

В приподнятом настроении мы прибыли на  участок Русский Духовной Миссии, где помолились за всенощным бдением, перед праздником Вознесения Господня.

День седьмой, 6 июня: Вознесение Господне

В этот день была праздничная служба, которую совершил Владыка Гурий вместе с Иерусалимским Владыкой и Владыкой из Нью-Йорка. А ещё в этот день мы посетили место Вознесения. Велика милость Божия к нам грешным!

После праздничной трапезы мы посетили монастырь Святой Пелагии и смотровую площадку, с которой увидели панораму старого города . Спустились по склону горы Елеон. Посетили  монастырь святой Марии Магдалины. Гефсиманский сад, где Иуда предал Иисуса. Здесь такие древние оливы там стоят, как будто они видели евангельские события своими глазами. У подножия западного склона Елеонской горы, согласно Священному Преданию, была погребена Пресвятая Богородица. Над гробницей построена пещерная церковь Успения Божьей Матери. Поклонившись гробу Пресвятой Богородицы, мы сели в автобус и через Сион добрались до гостиницы.

День восьмой, 7 июня:

Выезд из гостиницы.  Посетили храм Святителя Николая в селении Бейт–Джала и Троицкий собор Русской духовной миссии, и монастырь святого Креста. Монастырь построен на месте, где, по преданию, росло Древо, из которого впоследствии был изготовлен Крест Господень.

Предания повествуют, что выросло оно не случайно: три Ангела оставили свои посохи Патриарху Аврааму, потом они были переданы Лоту , для того, чтобы он посадил их в землю.  Если сухое дерево пустит корни и прорастет, то значит, грех Лота прощён. Около 33 лет нес  Лот труды, и в итоге из трёх посохов проросло дерево, из которого впоследствии был создан Крест Господень.

Следующая наша остановка: Горненский женский монастырь. Он расположен в Иерусалиме, в районе Эйн-Карем – сюда, в Нагорную страну, вскоре после Благовещения Пресвятая Дева Мария пришла из Назарета поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи, о будущем рождении от Нее Спасителя (Лк. 1: 39-45). В центре селения Эйн-Карем Пресвятая Богородица брала воду из источника. Этот источник источает воду и по сей день.

Следующая остановка  – Церковь святого Георгия Победоносца в Лидде, построенная  на месте погребения великомученика Георгия Победоносца. В крипте храма находится гробница Георгия Победоносца. На ее верхней крышке служителями храма обычно разливается освященное масло, которым паломники помазывают себя или берут с собой как святыню.

Следующая остановка – храм святого апостола Петра и праведной Тави́фы. Рядом с церковью находится гробница праведной Тавифы, где она, согласно местному преданию, была похоронена. Захоронение украшено византийскими мозаиками V—VI веков. Над гробницей устроена часовня.

Следующая остановка – побережье Средиземного моря. 20 минут подышали морским воздухом и помочили ножки в воде.

И конечная остановка – аэропорт Тель-Авива.  Не спеша прошли все процедуры досмотра, немного ожидания – и мы на борту самолета. В голове только благодарность Богу за те дни, которые провела на Святой Земле.  А в моем случае, спасибо владыке Гурию за его святые молитвы и доброй сестрице во Христе за её попечение надо мной. Если бы не они, моя поездка не состоялась.

Слава Богу за всё! За милость его, за то, что давал добрых и отзывчивых людей. Группа была как одна большая семья: то кулёчек с сухариками по автобусу передаётся, то с конфетами или еще с какой едой.  Спаси Господи всех, очень за всеми скучаю. И конечно за нашим гидом Александром, его слова передают такую Веру в Бога, что не остается и тени сомнения .

Хочется  посоветовать – если нет возможности съездить в большую паломническую поездку,   узнайте, когда престольный праздник в ближайших приходах, в ближайших селениях (это все можно узнать на сайте Арсеньевской епархии) и с Божьей помощью побывать там. Ведь всё это даёт  свои плоды.  Чем мы больше узнаём, тем мы больше укрепляемся в вере.