Август 2017
14151617181920
21222324252627
28293031

Обращаем внимание! С другими материалами за прошедший период Вы можете ознакомиться на старой версии сайта.

Паломническая поездка: путевые заметки (продолжение) (+ Фото)

Богоявленский монастырь
Часть 2 (продолжение)
Санкт-Петербург
20 мая около полуночи наш автобус прибыл в Санкт-Петербург, в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Рассвет наступил очень скоро: во втором часу вдруг стало светать, в монастырском саду запели птицы, встречая праздник Вознесения Господня. Утром мы поспешили в Свято-Троицкий собор – сердце Лавры. Здесь почивают мощи святого князя Александра Невского, а также находятся частицы мощей многих русских святых и чтимые иконы, среди которых икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» (образ, при жизни особо почитаемый Царственными Страстотерпцами Николаем II и его семьёй), деревянная резная икона святой Параскевы Пятницы и другие.
При большом стечении народа была отслужена Божественная Литургия, на которой сослужил и наш Владыка Гурий. Наместник представил его собравшимся как почётного гостя, отдавая дань его подвижническому труду на Дальневосточной земле.
После Литургии был праздничный обед в светлой и просторной монастырской трапезной: нас, паломников с восточной оконечности России, предводительствуемых Владыкой Гурием, принимали как самых дорогих гостей. Небольшая экскурсия по Лавре – и мы, проехав с Владыкой две-три станции на метро, пересаживаемся на автобус и едем на Смоленское кладбище к блаженной Ксении Петербургской. День удивительно тихий, неяркий. Гробница блаженной находится посреди часовни. С благоговением и молитвой прикладываемся, Владыка помазывает нас святым елеем. Ставим свечи, оставляем записочки…
Вырица
Поздно вечером приезжаем в Вырицу, что под Петербургом, в гости к преподобному батюшке Серафиму. В годы открытых гонений он, бывший купец, пожертвовал свои капиталы монастырям и стал иноком-исповедником, подражающим подвигу святого Серафима Саровского. Истощённый болезнью, во время войны и блокады Ленинграда вырицкий старец совершал 1000-дневный подвиг моления на камне – моления о спасении Отечества…
Большой   Казанский храм своей причудливой архитектурой похож на высокий терем. Полночь, но в окнах яркий свет: нас ждут. Батюшка бережно выносит из алтаря епитрахиль преп. Серафима Вырицкого, передает её Владыке, мы коленопреклоненно прикладываемся к ней, и ею же он благословляет каждого. Фотосъёмку в храме нам разрешили, но какие-то странности происходили с камерой: при хорошем фокусе почти всё в кадре получалось «засвеченным», расплывшимся, с полосами и бликами света – и Распятие, и деревянные изображения серафимов на верху иконостаса, и букет сирени у аналойной иконы…
Рядом с храмом — часовенка, увенчанная маленьким куполом, похожим на еловую шишечку. «Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам», — многим говорил в свое время вырицкий старец. Входим в часовенку, прикладываемся к гробнице святого… Полночь, но ощущение света и праздника. Небо над вершинами сосен не чёрное, а густо-синее, каким оно всегда на короткое время – между утренней и вечерней зарёй — бывает в период белых ночей. Очень скоро вновь начнёт светать.
Поздняя трапеза, за полночь возвращаемся в Александро-Невскую лавру. Стремительно наступает рассвет. Из монастырского сада через открытые форточки доносится счастливый птичий хор, и свои чудные «коленца» выводит соловушка…
Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь
Утром 22 мая прощаемся с Петербургом. Пять часов на автобусе – и мы на берегу реки Свирь. Тишина и простор. Река широкая, раздольная, течёт среди пологих берегов так медленно и плавно, что кажется озером, в водной глади которого отражается синее небо. День необыкновенно ясный, тёплый. Издалека на берегу видны бирюзовые купола и белые стены «северной лавры», как называли этот монастырь в 19 веке. Он основан в 15 столетии преподобным Александром Свирским, которого уже при жизни называли святым. Ему было всего 23 года, когда он удостоился явления Божественной Троицы. Явился юноше большой свет, и Александр увидел Трёх Мужей, сошедших к нему: «Возлюбленный, яко же видишь в Трёх Лицах Глаголющего с тобой, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы». Нам посчастливилось побывать в часовне, воздвигнутой на том месте, где произошла встреча человека с Богом. Посетили мы и келью, где преподобный совершал свой молитвенный подвиг и где явилась ему Пресвятая Богородица. Как к великому чуду подходили мы к его святым мощам, не тронутым тлением в течение почти 500 лет…
Значительная часть монастыря требует реставрации. Но и красотой сохранившихся фресок монастырские храмы поражают: плотностью сюжетов, красками, которые на протяжении веков, конечно же, ветшают, но при этом не только не тускнеют, но продолжают проявляться! Когда смотришь на росписи, в голову приходит только одно сравнение – с интерьером Успенского собора Московского Кремля… Осматривая верхние помещения храма, мы остановились как вкопанные: под мощными каменными сводами в исполнении трёх иноков неожиданно зазвучали греческие распевы! Здесь же продавались диски с записями песнопений: средства от их продажи шли на реставрацию монастыря, и «живое» пение было своеобразной «рекламой».   Поражённые красотой пения, мы раскупили все диски. Надо было услышать монастырский хор именно здесь, чтобы понять: ни с каким сценическим, концертным звучанием это не сопоставимо — настолько органично связаны у нас, на Руси, храмовое зодчество и хоровая культура! И ещё мы поняли: всё, что сегодня есть лучшего в хоровой культуре, надо искать в русских монастырях…
Вечером того же дня мы вернулись в Санкт-Петербург и оттуда ночным поездом отправились в Москву.
В столице
С привокзальной площади автобус везёт нас в центр столицы — на Красную площадь. Пасмурная погода и морось не умаляют общей радости, особенно же мы радуемся за наших детей: в Москве они впервые! Владыка рассказывает о формировании исторического облика центральной части столицы, о символике её древней архитектуры, определяемой евангельским образом Нового Иерусалима. И вот мы в Кремле. Экскурсия в Оружейную палату ещё глубже погружает нас в атмосферу русской старины, заставляет ощутить дух Православия, его величие и красоту: мы видим древние иконы в драгоценных окладах, золотую церковную утварь, облачения архипастырей, шлемы и кольчуги воинов, царские одежды и кареты. Теперь всё это — бережно хранимые музейные экспонаты, и до них нельзя даже дотронуться, но ты понимаешь, что они имеют к тебе самое непосредственное отношение – иными словами, что в душе каждого из нас есть ощущение крепкой связи прошлого и настоящего… Такое вот счастье выпало нашим ребятам!
Выйдя из музея, мы убеждаемся в том, что Господь вновь явил нам Свою милость: погода прекрасная, благоухает сирень – белая, лиловая, тёмно-бордовая, пышно цветут каштаны. И такая радость в душе оттого, что ты стоишь посреди Соборной площади с её древними храмами – Успенским, Архангельским, Благовещенским. Проходим с экскурсией по храмам-музеям. Особенно впечатляет собор Успения Божией Матери, построенный в 15 веке как первопрестольный храм Московского государства. Именно здесь вплоть до революции находилась величайшая святыня России – Владимирская икона Божией Матери. Мы ощутили под его сводами не только дух музейной старины – но и дух живой церковной жизни: сегодня в соборе по великим праздникам совершает богослужения Патриарх.
После Всенощного Бдения в храме святого великомученика Георгия Победоносца, что на Варварке, нас привезли к Храму Христа Спасителя, и мы побывали на его смотровых площадках. С высоты птичьего полёта (45 метров!) нашим глазам открылась панорама вечерней Москвы – столица была как на ладони: и Кремль, и Москва-река, и церкви – когда-то их было «сорок сороков», и знаменитые «высотки»…
В воскресенье 24 мая — память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и тезоименитство Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В Храме Христа Спасителя во время Божественной Литургии Владыка Гурий сослужил Патриарху; затем были поздравления по случаю тезоименитства, но, несмотря на значимость события и присутствие официальных лиц – государственных чиновников высокого уровня, церемония проходила очень сдержанно, без пышности и громких речей. Яркая проповедь Патриарха была посвящена подвигу св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, значению его в становлении православной цивилизации.
После службы Владыка Гурий рассказал нам о драматической истории Храма Христа Спасителя и о его восстановлении, в котором он как архитектор принимал самое непосредственное участие: чувствовалось, что это его детище…
Посетив Свято-Данилов и Свято-Донской монастыри, мы отправились в заключительный пункт нашего паломничества — Троице-Сергиеву лавру.
Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева лавра.
По традиции, установленной самим Преподобным, путь к нему лежал через Хотьково, где в монастыре покоятся святые мощи его родителей Кирилла и Марии. С трепетом и благоговением приложились мы к ним. К началу Всенощного Бдения автобус прибыл в Троице-Сергиеву лавру, дорогую сердцу каждого русского человека, каждого ребёнка. На занятиях в воскресной школе наши дети, конечно же, читали житие Преподобного, и побывать в лавре — величайшее счастье для них.
Холодно, дождь. Вечер мы провели на Всенощной в Успенском соборе. Но стоило по окончании её выйти на паперть, как дождь прекратился в считанные минуты. Сначала ровная золотисто-розовая полоса разделила небо на ясную и «пасмурную» половины (это необычное явление хорошо видно на фотографии!), затем тучи куда-то подевались, потеплело… За время поездки к чудесам такого рода, большим и маленьким, мы привыкли и уже не удивлялись, а только каждый раз радовались происходящему.
На следующий день после Божественной Литургии совершилось то, чего мы ждали больше всего и ради чего сюда со всех концов России едут тысячи и тысячи паломников: нашу группу провели в Троицкий собор – к мощам Преподобного. Великий игумен земли Русской никогда не оставлял нашу Родину своим заступничеством и молитвенным покровом. Перед ракой со святыми мощами его находишься всего несколько мгновений, но печать в душе остаётся навсегда.
Знойный майский день. В лавре, особенно красивой в такую ясную, солнечную погоду, мы оставались до обеда. Побывали в знаменитой на всю Россию Московской Духовной Академии — в ЦАКе (Центральном Археологическом Кабинете). Во время экскурсии нам показали замечательное собрание ценностей: здесь хранятся древние иконы, сандалии преподобного Сергия, изготовленные его руками;    в небольшой комнатке развёрнута экспозиция, посвящённая Патриарху Алексию II, – личные вещи, фотографии, документы. Среди древних книг наши ребята увидели «Апостол» 1564 года — первое печатное издание Ивана Фёдорова!
Обед в трапезной МДА. Остаётся около часа свободного времени – попрощаться с лаврой. Кто-то ещё раз зашёл в храм, кто-то поднялся на колокольню. Испили святой водицы в надкладезной часовне, купили что-то на память. Но самое главное сокровище – Божию благодать — каждый нёс в душе.
Вечером этого же дня мы прибыли в аэропорт Шереметьево…
Воспоминания ребят о паломнической поездке
Катя: «С воскресной школой мы ездили прошлым летом в г.Владивосток и на остров Русский, в Свято-Серафимовский монастырь. Но такую далёкую паломническую поездку я совершила впервые. Где мы только не были! И даже в Москве и в Санкт-Петербурге. Мне понравилось ВСЁ! В Москве, например, на меня произвела большое впечатление духовная семинария Сретенского монастыря. Какие красивые там кабинеты и как они оборудованы!
В Оптиной я впервые в жизни искупалась в святом источнике. Больше всего запомнился остров Валаам. Такой красоты я не видела нигде! Какой красивый Спасо-Преображенский собор: у него купола небесного цвета. Внутри собора стены сплошь покрыты росписями, я на одну особенно обратила внимание: Господь подаёт руку тонущему Петру. Ещё очень запомнилось мне одно утро: мы с бабушкой идём на раннюю Литургию. Туман, вся трава в росе. Смотрю на купола – а они такие голубые, с небом сливаются, так и хочется полететь! На другой день была экскурсия по святым местам Валаама: много скитов, а какой там лес! Дремучий, большой, весь во мху. Такое ощущение, что именно в этом лесу происходили события русских народных сказок! Очень много на острове птиц; видела, как на лесном озере отдыхали дикие гуси. А чайки везде рядом с людьми, как курочки домашние: выходишь из гостиницы, а перед тобой стая чаек гуляет! У нас не оставалось ни минуты без интересных впечатлений. Иногда было трудно, и я уставала.
Когда много ездишь, много думаешь. В поездке приходили в голову мысли о том, как я живу…»
Даша: «Я в первый раз уезжала так далеко от дома. Я готовилась к поездке: мама сшила мне длинное чёрное платье, как в старину, и я была как настоящая паломница! Это же не путешествие какое-нибудь. У меня очень много впечатлений. Какие у нас на Руси красивые храмы! И меня удивило, как много людей туда приходит! Я запомнила духовную семинарию в Сретенском монастыре – там на стене нарисована необычная картина. На ней изображены русские святые и подвижники, и есть даже писатели, Пушкин, например. Она во всю стену, и на ней нарисовано так много людей, что можно целый день рассматривать! Мне понравилось название – «Ученики Христа». Я такой картины нигде не видела!
Как мне понравился Валаам, можно целый год рассказывать. Я привезла с Валаама деревянную дудочку. Мы шли по лесу, а там продают для паломников разные сувениры. Мама мне купила, я села на пенёк под большую ель и поиграла на ней. Я её храню в коробочке, а как достану – она напоминает мне о Валааме…»
Ваня: «Благодарю Бога за то, что мы с мамой побывали в паломнической поездке. Как и моя мама, я в первый раз летел на самолёте, ехал на поезде, плыл на пароходе. Было здорово! Самое благодатное место для меня – Пафнутьевский источник в Оптиной пустыни: сначала было страшно, а потом я осмелился окунуться, и мне стало так весело! А на Валааме самый красивый храм, который я видел в своей жизни! Ещё мне очень понравилось в Петербурге, когда в праздник Вознесения Господня нас с почётом принимали и кормили, как царей! А в Москве мы были на смотровой площадке Храма Христа Спасителя, а рядом звонили в колокола. Оттуда видно всю нашу страну!
Очень хочется ещё раз поехать!»
Почему люди стремятся к святым местам? Митрополит Антоний Сурожский писал о силе паломничества, преображающей человека: «Каждый наш шаг на этом пути — Сам Христос, потому что Он — Путь, и важно… чтобы каждый шаг этого пути был полон смысла…». В эти десять майских дней мы почувствовали, как справедливы эти слова.
И. Бердникова, директор воскресной школы
Кафедрального Благовещенского собора
Просмотров: 435
Святой праведный Алексий Мечев
Во всем надо так поступать: вот что-нибудь нужно сделать – сейчас вспомни, как бы тут поступил Иисус Христос, пусть это будет для тебя руководством во всем. Так постепенно все нехорошее, греховное будет отступать от тебя.