Октябрь 2017
16171819202122
23242526272829
3031

Обращаем внимание! С другими материалами за прошедший период Вы можете ознакомиться на старой версии сайта.

Паломническая поездка: путевые заметки (+ Фото)

Часть I
Паломничество к святыням нашего Отечества – не туризм и, следовательно, не отдых, а подвижничество, требующее от человека интенсивной духовной жизни, максимального напряжения душевных и телесных сил. Это участие в богослужениях и Таинствах, поклонение святыням, экскурсии, длительные и частые переезды. Но вот что было удивительно: этот труд укреплял нас и давал не сравнимую ни с чем радость!
Прошёл месяц, мы окунулись в обыденные дела, но радость от паломничества не только никуда не ушла – её стало ещё больше. Хочется поделиться впечатлениями от 10-дневной поездки, состоявшейся в мае 2015 г. по благословению Владыки Гурия. В ней приняла участие наша группа из воскресной школы Кафедрального Благовещенского собора: трое воспитанников 7-14 лет вместе с родителями.
Сколько же было интересного и дорогого сердцу! Святая Русь — вот она: не на картинках в интернете или в школьном учебнике, а рядом, такая древняя и такая живая! Мы дышали её воздухом, ступали по земле, где каждая травинка и каждый камень — свидетельство о подвиге святых.
Когда 8 часов летишь из Владивостока в Москву, чувствуешь необъятность огромной страны — нашего Отечества. К такому перелёту трудно относиться иначе, особенно когда это в первый раз. Наши ребята — Даша, Ваня и Катя — действительно впервые летели на самолёте! К слову сказать, во время паломничества им посчастливилось испробовать все виды транспорта: самолёт, теплоход, поезд, двухэтажный автобус и даже петербургское метро! И при этом дорога всегда была одухотворена: вели свой рассказ сопровождавшие нас Владыка Гурий и экскурсовод Мария, звучали записи молитв и песнопений, по телевизору демонстрировались образовательные фильмы, заранее рассказывающие о тех святых местах, куда мы направлялись. Одним словом, мы всегда пребывали в атмосфере благочестия, ни минуты праздной не было, и при этом была постоянная радость в душе, приподнятое настроение.
Программа паломничества была очень обширной: Оптина Пустынь, Валаам, лавры – Свято-Троицкая Сергиева и Александро-Невская, святыни Москвы и Санкт-Петербурга, монастырь преподобного Александра Свирского. При этом график переездов, поселение в гостиницах, быт, питание – всё было настолько чётко организовано, что не отвлекало от главного – собственно паломнической программы, очень насыщенной духовной жизни.
В аэропорту Шереметьево 16 мая нас встречал Владыка Гурий – какая была радость! Всю поездку он был с нами: добрый пастырь, любящий и по-отечески заботливый, замечательный экскурсовод. Мы увидели его в той среде, где проходило его подвижничество раньше, ещё до переезда в Арсеньев — это Москва, Центральная Россия; мы всем сердцем почувствовали, с какой любовью и уважением к нему здесь относятся, как помнят и встречают. Куда бы мы ни приезжали, во время Литургии и Всенощного бдения он всегда служил, после молебнов у рак со святыми мощами помазывал нас святым елеем. Архитектор, историк, искусствовед, он рассказывал о старой Москве, о Красной площади, о Кремле. Показывал нам Храм Христа Спасителя, восстановлением которого в своё время занимался, и рядом с ним — небольшой деревянный храм в честь Державной иконы Божией Матери, который строил и в котором служил когда-то. В Петербурге вместе со всей группой ездил на метро. На Валааме с нами шёл пешком семь километров по лесному маршруту от скита к скиту, фотографировал суровую и прекрасную природу острова и нас. От внимания Владыки не ускользала не только наша духовная жизнь, но и житейские заботы, а порой и болезни…
Оптина пустынь. В Шереметьево нас ждал автобус, и мы, по дороге заехав в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, отправились в Оптину пустынь. Эта святая обитель — родина старчества, одно из самых благодатных мест в нашем Отечестве. Всю дорогу шёл дождь, но чудеса сопровождали нас постоянно, и первое из них – на радость нам погода улучшалась везде, куда бы мы ни приезжали. В Оптину мы прибыли затемно, претерпев пять часов пути. Проливной дождь, холодный, пронизывающий ветер — так продолжалось и на следующий день. Но «милость Божия окружает и хранит христианина», по слову преп. Амвросия Оптинского. Неожиданно распогодилось, потеплело, ветер разогнал тучи. Красота открылась необыкновенная: рядом с монастырскими храмами и скитами цвели яблони и множество тюльпанов. В эти два дня помимо Божественной Литургии и Всенощного Бдения мы приняли участие в молебне у открытой раки преподобного Амвросия Оптинского, приложились к его мощам, нас помазали святым елеем. Все наши дети искупались в Пафнутьевском источнике, что в полукилометре от монастыря в сосновом бору – светило солнце, вода была голубой и ледяной — восторгу не было предела! Для нас, дальневосточников, провели очень интересную экскурсию по Оптиной. Большим счастьем было посещение монастырского Иоанно-Предтеченского скита – маленькой кельи преп. Амвросия и комнатки для приёма почётных гостей, чьи портреты висят на стене: императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны, великих русских писателей Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого (он шесть раз приезжал сюда).
Перед отъездом Владыка отслужил панихиду в часовне, что над могилами трёх иноков, в их числе иеромонаха Василия, убиенных в 1993 году за веру. С отцом Василием он был знаком лично. Мы все молились об их упокоении. Многие из нас знали об этом трагическом событии. Но одно дело знать, и совсем другое – прикоснуться… Так история Оптиной оживала для нас, оставляла свою печать в душе каждого.
Покидая Оптину пустынь, ненадолго (время не позволяло) заехали в Шамординскую Казанскую обитель: она была основана преп. старцем Амвросием, сюда он в 1890 г. перебрался, здесь же и завершил свою земную жизнь.
18 мая мы посетили в Москве Сретенский монастырь с его духовной семинарией, а затем и Свято-Покровский, где приложились к святым мощам блаженной Матронушки. Вечером, после Всенощного Бдения в Патриаршем Богоявленском соборе, мы отправились на ночном поезде в Санкт-Петербург. Оттуда наш путь лежал на Валаам.
Валаам. Четыре часа едем на автобусе – и мы в Карелии. В Приозёрске нас ждёт теплоход «Северный Афон». Плывём по Ладожскому озеру, похожему больше на море: когда не видны острова, линия горизонта имеет вид пологой дуги. Серая вода неспокойна: волна. Морось, на палубе холодно, из-за северного ветра находиться там долго нельзя. Но вот пошли многочисленные острова со скитами, часовнями, крестами на каменистых берегах, и пейзаж при всей суровости стал несказанно красивым, одухотворённым. Теплоход вошёл в Монастырскую бухту.
Весна здесь только начиналась: всего шесть градусов тепла, почки на берёзах едва раскрылись, выпустив крохотные листочки. По каменной лестнице поднимаемся к гостинице для паломников: у самого крыльца по-домашнему, как куры, гуляют большие чайки. Нас уже ждут и окружают заботой и любовью, дарят каждому Валаамскую икону Божией Матери. В комнатах уютно, чисто и тепло благодаря обогревателям; в нише коридора устроено обособленное место для молитвы, тёплой беседы, небольшой трапезы: здесь есть киот и аналой, на столике кувшин со святой водой и кусочки просфоры, на столе для чаепития — тарелка с хлебом, нарезанным заботливой рукой, сахар, соль, карамельки.
Сердце древнего Валаамского монастыря – Спасо-Преображенский собор, в котором под спудом находятся святые мощи основателей обители преподобных Сергия и Германа, обретённые в 12 веке. Здесь мы также были на всех службах, приступали к Святым Таинствам. Осталось очень глубокое впечатление от валаамских и греческих распевов, исполняемых хором братии. А ещё поразило своим видом монастырское кладбище: рядки небольших белых камушков на могилках, а на них с любовью составленные надписи — о каждом монахе что-нибудь особенное, трогательное. Одна из надписей свидетельствовала: здесь, на Валааме, в 1371 г. закончил свои дни схимонах Григорий — шведский король Магнус…
Святость Валаама ощущается не только в храме. Здесь всё свидетельствует о том, что Бог совсем рядом, и сила молитвы, особенно соборной, необыкновенно велика – это мы познали опытно: тяжко заболела ангиной наша воспитанница Катя и — после Причастия — буквально за полтора дня выздоровела. Запомнилось ещё чудо: перед началом Всенощной мы увидели, как высоко в небе над собором пролетали три клина перелётных птиц – три стаи диких гусей: они возвращались с зимовий в родные края, на валаамские озёра. И ещё чудо: по милости Божией вновь природа нам улыбнулась — в первый же день экскурсии по острову и его скитам неожиданно потеплело до 11 градусов, лес накрыло туманом, но вскоре небо очистилось и засияло голубизной. Вместе с Владыкой мы прошли пешком весь маршрут (более 7 километров), любуясь скитами и суровыми островными пейзажами. Здесь необычным было всё: камни, мхи, деревья. Владыка указал нам на ель: «Смотрите, какая благочестивая!» И вправду, ели в этом лесу «благочестивые»: у каждой «наряд до полу» – нижние ветви стелются по земле, прикрывая ствол «подолом».
Таким же ярким был и второй экскурсионный день. От этих экскурсий осталось незабываемое впечатление: по сути, на Валааме создан «русский Иерусалим», о чём свидетельствуют названия скитов – Предтеченский, Гефсиманский, Воскресенский… В Воскресенском скиту воссоздана Кувуклия, а расположен он в историческом месте, где, по преданию, святой апостол Андрей Первозванный когда-то воздвиг крест… И ещё один подарок от Бога, ещё чудо: белые, просто какие-то сияющие, валаамские ночи, и монастырь – как на ладони!
Обратный путь через Ладогу был похож на праздник: солнце, голубое небо, стаи чаек. Но самое главное – необыкновенная благодать в душе, лёгкость и радость…
(Продолжение следует)
Мы на Валааме
Просмотров: 514
Святой праведный Алексий Мечев
Во всем надо так поступать: вот что-нибудь нужно сделать – сейчас вспомни, как бы тут поступил Иисус Христос, пусть это будет для тебя руководством во всем. Так постепенно все нехорошее, греховное будет отступать от тебя.