15 марта в кафедральный Благовещенский собор был принесён образ Божией Матери Державной, выполненный в меру чудотворной иконы, явленной в 1917 году в селе Коломенское Московской области. Образ Богородицы был создан иконописцем Александрой Штатновой в Москве на пожертвование общины Храма Христа Спасителя. По благословению старцев Святой Троице-Сергиевой Лавры прихожане этого Храма заказывают списки с подлинной иконы Б.М. Державной и рассылают их по всей России.
Будучи ещё иеромонахом, Преосвященнейший владыка Гурий принял активное участие в строительстве храма в честь Державной иконы Божией Матери как предтечи Храма Христа Спасителя, а также служил там на протяжении нескольких лет.
Божиим Промыслом икона была дописана во время пребывания Преосвященнейшего владыки в Москве, так что принесение её в Арсеньев пришлось на день её празднования, 2/15 марта. После торжественной встречи святыни  верующим народом правящий архиерей совершил праздничный молебен.»Принесение этой иконы в богоспасаемый град Арсеньев – велия радость для всех нас, — отметил архипастырь в своем слове по окончании молебна, — Эта икона выполнена в меру того образа, который был явлен в 1917 году во дни отречения нашего Царя. Но Матерь Божия, как Царица неба и земли, взяла под Свой Покров Землю Русскую. Особенно это актуально сейчас, когда Держава наша в опасности в связи с тяжёлой ситуации на Украине.» Также владыка поделился радостью с прихожанами храма: «В Москве выделена часть средств на строительство Духовного центра с епархиальным управлением и женским монастырём на территории кафедрального Благовещенского собора.Строительство планируется начать в мае этого года. Просим ваших молитв, чтобы мы всё построили во славу Божию, во украшение нашего града Арсеньева и на пользу всем нам».
По окончании молебна владыка Гурий молился за вечерним богослужением.
Фото: Екатерина Придворова

Сказание о явлении иконы Державныя Божия Матери

Державная икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года в день отречения Царя-Страстотерпца Николая II Александровича от Престола. Вскоре всю Россию облетело известие, что именно в тот день в селе Коломенском под Москвой произошло явление новой иконы Божией Матери, названной «Державной», т. к. Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная.
Условия, при которых явилась святая икона, были следующие. Одной женщине, крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, были два сновидения: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля.
13-го февраля Евдокия слышала таинственный голос: Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся».
Сильное впечатление произвело на Андрианову это таинственное сообщение и, как женщину религиозную, побудило ее к усиленной молитве о получении более ясных указаний воли Божией.
Как бы в ответ на усердную молитву, 26-го февраля крестьянке снится белая церковь и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. Не имея возможности забыть и отрешиться от своих сновидений, раба Божия Евдокия решается идти в село Коломенское, чтобы успокоить себя.
2-го марта, пред исполнением христианского долга исповеди и св. причащения, она отправилась из Перервы к настоятелю белой церкви в село Коломенское. При виде дивной Вознесенской церкви она сразу же узнала в ней ту самую церковь, которую видела во сне.
Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Евдокия Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как поступить. О. Николай собирался служить вечерню и пригласил рабу Божию вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Евдокия ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету церковного сторожа и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в храм, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая старая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери, как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленом подкладе, с короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец. Необычайно для лика Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Раба Божия Евдокия с великой радостью и слезами поверглась ниц пред Пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этой иконе она узнала образ, явленный ей во сне.
Весть о явлении новой иконы Богородицы в день отречения Государя от Престола 2-го марта 1917 г. быстро пронеслась по окрестностям, дошла до Москвы и стала распространяться по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать получившие помощь. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.
Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-Мученика Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском селе),- мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни народа-богоносца, в момент сурового испытания, и приняла на Себя преемство власти Державы Российской. Потому и строг, и суров, и скорбен взгляд Ее дивных очей, наполненных слезами Божественной и Материнской любви.
Со страхом Божиим, благоговением и покаянным трепетом начал народ Русский молиться перед Державной иконой Божией Матери по всей России, а сама икона в бесчисленных копиях стала украшать все русские храмы. Появился дивный акафист и канон этой иконе, слушая который вся церковь падала на колени.
Прошло несколько лет — и жесточайшие гонения обрушились на почитателей этого образа, молившихся перед ним по всей России. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы и канона, а сами иконы изымались из церквей.
Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что образ этот прежде принадлежал ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля был передан на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а после не был возвращен, и память об этом была утрачена. Позднее икона пребывала некоторое время в Марфо—Мариинской обители в Замоскворечье, где настоятельницей была до своей мученической кончины преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.
В настоящее время чудотворная икона находится в месте своего обретения – в Вознесенском храме в Москве (в бывшем селе Коломенском).
Празднование в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы совершается 2/15 марта.