Рождество. История возникновения праздника (+ Фото)

Газета «Восход»,
5 января 2021 г., № 1 (10993)

О том, откуда берет начало праздник Рождества, истории и традициях праздника рассказывает в интервью корреспонденту газеты «Восход» С. Косаревой иерей Владимир Пыжиков, священник кафедрального Благовещенского собора г. Арсеньева.

Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Приснодевы Марии в Вифлееме; празднуется 7 января. О празднике Рождества Христова впервые упоминается у святого Климента Александрийского, который относит его к 6-му января под именем Богоявления. Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный Рождественский, или Филиппов, пост. Канун, или день навечерия, праздника проводится в строгом посте и называется Сочельником. Пост этот хранится до вечерней звезды.

– Почему на Рождество ставят елки?

– Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Вонифатия. Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Вонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.

В России установление елки восходит ко времени правления Петра I. Хотя вначале этот обычай не очень прижился, но к концу XIX – началу XX веков стал повсеместным. Кстати, тогда же, в 1903 году, появилась и всем известная детская новогодняя песенка «В лесу родилась елочка», которую многие по незнанию считают творческим продуктом советского периода. Автор этого шлягера не одного поколения – скромная детская поэтесса Раиса Кудашева (1878-1964). Признание и известность к ней пришли почти в самом конце ее жизни, потому что она долгие годы скрывала свое имя под различными псевдонимами. А веселую и незатейливую мелодию к песенке про елочку написал агроном и биолог по профессии, кандидат естественных наук, Л. К. Бекман в 1905 году.

В настоящее время возрождается традиция наряжать елку именно к Рождеству. Это радостное занятие не только создает праздничное настроение детям и взрослым, но предоставляет еще одну возможность вспомнить удивительные события и прикоснуться к чуду из чудес, которое открывает нам глубокую онтологическую тайну воплощения Сына Божия.

– Что можно и что нельзя делать в Рождество?

– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12) – сказал апостол Павел. В день Рождества Христова необходимо прийти в храм, исповедоваться, причаститься Святых Христовых Таин и с разделенной радостью о Рождении Спасителя провести день так, как подобает христианину. Нельзя же то, что и в обычные дни мы избегаем: гаданий, ссор с родными и близкими, хульных и греховных мыслей, пьянства и грехов, которые часто вытекают из него: блуда, драк, а порой и убийства.

– Как традиционно отмечается Рождество?

– По традиции, в домах ставится елка – символ вечной жизни, которую нам даровал Христос. Ее венчает звезда, которая напоминает о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к рожденному Спасителю. Вечером в сочельник на окно ставится зажженная свеча, как символ души, горящей любовью к Создателю. Она показывает, что в этом доме ждут Христа. После Литургии вся семья садится за праздничный стол, который у нас не отличается от традиционного новогоднего. На Руси обязательным блюдом на рождественском столе был запеченный гусь и, конечно, пряники. После Рождества Христова до Крещения Господня наступают особые дни – Святки, в которые принято ходить по гостям и славить торжественными песнопениями – колядками – Рожденного Иисуса Христа.

 – Как быть людям, которые не выдерживают поста?

– Таким людям нужно прийти в церковь и перед священником исповедать Богу свои грехи, с пониманием своей греховности и искренним желанием исправиться.

 – Насколько необходимо причаститься?

– А насколько нужно дышать, а есть, а спать, а пить? Перед верующим не должен стоять такой вопрос. Господь Иисус Христос сказал: «Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54)

Причастие для христианина это не просто обряд, но Главнейшее Величайшее Таинство, в котором причащающийся Тела и Крови Христовой соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем приобщается к вечной жизни. Оно для нас очень важно, совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Церкви христианской продолжится до Второго и Славного Пришествия Господа и Бога и Спаса нашего Христа, по слову ап. Павла: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор 11:26).

 – Как Церковь относится к рождественским гаданиям и почему?

– Отношение Церкви к гаданиям негативное, такое любопытство может дорого стоить христианину. Православие учит человека постоянно развиваться духовно и нравственно, а этому может помешать постоянное узнавание своего будущего. Даже гадания «в шутку» категорически запрещается Церковью, так как это занятие является прямым обращением к темным силам. Многие гадалки и ворожеи используют в своей работе иконы, жгут свечи из храма, поливают клиента святой водой, приговаривая «молитвы» с упоминанием имен святых и Бога – такие обряды являются для христианства кощунством, так как между этим занятием и светлой верой нет ничего общего.

Церковь все практики гадания определяет как колдовство. Неважно, каким цветом себя ознаменовал колдун – все, чем он занимается, не может идти от стороны Бога, потому что такие интересы отдаляют душу от истинной веры, и человечеству не суждено узнать божественных тайн. Важно! Гадание отнимает у человека дарованную Богом свободу, так как он перестает думать об осознанности своего выбора, о правильности своих поступков.

 – Как можно провести сочельник дома?

– Лучше пойти в храм. Но если по каким-то причинам сделать это не получается, можно посмотреть трансляции богослужения, помолиться, прославить Христа.

 – Традиция не вкушать пищу до первой звезды актуальна сейчас?

– Типикон предписывает в навечерие Рождества Христова соблюдать пост до первой звезды, т.е. до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову. Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются.

Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. «Сытое брюхо к молитве глухо», поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника. Те, кто будет причащаться на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

 – Есть в народе особое отношение к снам, особенно к снам, которые приходятся к той или иной дате – например, к большим церковным праздникам. Как Вы считаете, можно ли сны в канун Рождества воспринимать как особенные?

– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой категории относят сны, которые являются физиологической особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории – сны, которые являются воздействием падших духов. Их главная цель – уловить зрителя этих снов в свои сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно об этих снах по большей части говорит Священное Писание. Но такие сны доступны людям праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу. Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность, поэтому в традиции православного христианства есть недоверие к снам и разным их толкованиям.

Иерей Владимир Пыжиков,
священник кафедрального Благовещенского собора г. Арсеньева.

На фото – рождественские вертепы кафедрального Благовещенского собора и храма Рождества Христова в разные годы.

Просмотров: 130
vkontakte
vkontakte
facebook
elitsy
instagram